Описание презентации по отдельным слайдам:
Ирина Цхай родилась и живёт в г. Барнауле Алтайского края. Стихи пишет лет с 18, с рождением сына начала писать сказки.
Лауреат 1-го Всероссийского конкурса детских писателей (2000 г). Победитель губернаторского конкурса на издание литературных произведений в номинации «Литература для детей и юношества» (2009 г). С изданной по итогам конкурса книгой сказок «Поющая Радуга» стала победителем конкурса «Лучшая книга Алтая – «2009» в этой же номинации. Автор двух книг («Сказки», «Поющая Радуга»). Печаталась в сборниках, местной периодике, московском альманахе «Колобок и Два жирафа», электронном литературном журнале для детей «Желтая гусеница», книге для чтения «Писатели Алтая — детям», учебно-методическом пособии БГПУ «Литература родного края», хрестоматии «Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства». Сказки включены в школьную программу начальных классов Алтайского края.
Гордая Слива. И.Цхай. Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой в сладком сиропе. Но жизнь у Сливы была несладкая. Днем и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня – большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, веревочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку. Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась. Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро. Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: “Зато теперь не будет тесно!”. Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра…
Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка. Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание: – Здравствуйте, Вы кто? Слива смутилась и сказала: – Я – …Дыня…
И, помолчав, добавила: – Ну, только маленькая. А, подумав ещё, совсем тихо уточнила: – Сливой зовут.
История знаменитого Мышонка.И.Цхай. У маленького Мышонка была большая мечта. Он решил написать огромную интересную книгу. Чтобы все хвалили его и говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок!» Одно плохо: не знал он, как начать. Думал-думал и, наконец, написал: «Жил-был маленький Мышонок…». А дальше что-то никак не придумывается. Мышонок чаю попил, комнату проветрил, снова за стол сел, лоб потёр, новый карандаш заточил… но так ничего и не придумал. Тогда он решил ещё отдохнуть и вышел погулять. Идёт по лесу, а навстречу ему – Бурундучок.
– Привет, Мышонок! Ты чего такой задумчивый? – спросил Бурундучок. – Привет. Не мешай думать, я книгу сочиняю. – Кни-и-гу? – удивился Бурундучок. – Так ты же ещё маленький, рано тебе книги писать! – Маленький, да удаленький! Начало я уже написал. – Ой, а я в твоей книге есть? Ведь я – твой лучший друг! – Нет,…тебя там нет. Пока ещё нет… – ответил Мышонок и вдруг бросился к норке. Дома раскрыл тетрадку и дописал: «И был у Мышонка лучший друг – Бурундучок». А что дальше писать – не знает. Думал-думал и снова решил прогуляться.
Навстречу ему – Бельчонок. – Пойдём со мной орешки грызть! – позвал он Мышонка. – Некогда мне. Я книгу пишу. Интересную, – важно ответил Мышонок. – Книгу? Да ты ещё и писать-то, наверное, не умеешь! – воскликнул Бельчонок. – Это я-то не умею? Вот допишу – увидишь. Я уже почти половину написал, – обиделся Мышонок. – Ладно, не обижайся! Ведь я – твой лучший друг! Тут Мышонок понял, что дальше писать. – До свидания, – сказал он Бельчонку и побежал к норке.
Сел за стол и продолжил: «А ещё есть у Мышонка замечательный друг – Бельчонок». И тут Мышонок радостно рассмеялся. Теперь он уже точно знал, что делать дальше. Он стал вспоминать всех своих друзей и писать, какие они хорошие, добрые, заботливые, весёлые, умные, находчивые, отзывчивые, ловкие, умелые, смелые, и каждый из них – настоящий друг! И ещё нарисовал их портреты. Цветными карандашами. Книга получилась большая и интересная. Каждый хотел её прочитать, и все говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок! Такую замечательную книгу написал!»
Номер материала: ДБ-1545958
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Анастасия Зырянова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации
Время чтения: 1 минута
В Петербурге начали штрафовать выпускников за шпаргалки
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны
Время чтения: 1 минута
Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемukr00608.ucoz.ru
Похожие презентации
2 Ирина Цхай «Поющая радуга». Сказки барнаульской писательницы Ирины Цхай нравятся даже взрослым, а дети их просто обожают. Книжка «Поющая радуга» с подзаголовком «Сказки для маленьких и больших» вышла в прошлом году на деньги краевого бюджета по итогам конкурса на лучшее литературное произведение.
3 Слово о писательнице. Татьяна Кушвид,директор краевой детской библиотеки: Ирина – человек, которому хочется помочь, у нее действительно замечательные сказки. Они очень нравятся детям, да я и сама в них просто влюбилась. Книжку распространили по библиотекам края, и выяснилось, что детский спрос на нее сильно превышает плановый тираж в тысячу экземпляров. Чтобы переиздать «Поющую радугу», друзья Ирины и поклонники ее творчества придумали проект «Народная книга» и собрали недостающие деньги. В сборе средств участвовали преподаватели и предприниматели, врачи и воспитатели детских садов, пенсионеры и домохозяйки. Теперь «Поющая радуга» выйдет тиражом две тысячи экземпляров. В новое издание войдут четыре сказки, которые никогда раньше не публиковались. Ирина Цхай сказала нам, что она этому рада. Cправка Ирина Цхай – лауреат Всероссийского конкурса детских писателей, лауреат краевого конкурса на издание литературных произведений в номинации «Детская литература». Ирина Цхай (литературный псевдоним по девичьей фамилии) родилась и живёт в городе Барнауле. Окончила среднюю школу 25, биологический факультет Алтайского Государственного Университета. Печаталась в сборниках «Город» и «Три взгляда в даль»,в местной периодике (газета «Вечерний Барнаул», «Это мой мир», «Свободный курс», «Молодёжь Алтая» и др.
5 « Золотая пора детства» Размышления после прочтения книги Ирины Цхай «ПОЮЩАЯ РАДУГА». Золотая пора детства ….Хоть я только вступаю в пору отрочества, как же не вспомнить время раннего детства? Эти воспоминания наполняют радостью и ликованием душу… Набегаешься,бывало, на улице, а дома ждёт тебя улыбающаяся мама. И никаких тебе забот: ни учёбы, ни работы. Но детство почему-то очень быстро пролетает, и не замечаешь, как всё вокруг меняется. Вроде бы уже стал на пару лет старше и на несколько сантиметров выше. Мягкие игрушки, песочницы и лазанья по деревьям тебя уже больше не привлекают. Ты по-другому воспринимаешь мир. Если в детстве тебе говорили о том,что солнце –это добрый волшебник, который дарит свет и тепло только тем, кто хорошо себя ведёт, то со временем ты узнаёшь, что солнце – это всего лишь звезда, как и те,что появляются ночью на небе, но только намного больше. От этого становится немного грустно, начинаешь понимать,что что-то теряешь. И вдруг открываешь книгу Ирины Цхай «Поющая радуга», и снова ты там, в счастливой и светлой поре беззаботного детства. Фельде Виктория (ученица 7 –го класса).
6 «Поющая радуга» Я прочитал сказку «Поющая радуга». Мне так понравилась эта смешная, неунывающая девчонка- маленькая Радуга! У неё было всего два цвета- красный и синий. Ей, двуцветной, взрослые красавицы-радуги не разрешали нигде появляться, да и она не очень-то любила красоваться- ни над Землёй, ни перед зеркалом.. Однажды маленькая Радуга САМА сочинила песенку и спела её своей маме. Маме очень понравилось и она разрешила ходить дочке в музыкальную школу. Правда, все говорили, что мама-Радуга поступила очень плохо, потому что маленькая Радуга никогда не станет разноцветной! Нечего не своим делом заниматься! И вот настал день ВЕЛИКОГО ВЕСЕННЕГО КОНЦЕРТА. Маленькая Радуга исполнила песню собственного сочинения. Ей было очень страшно, но спела так хорошо, что все-все остальные радуги закричали: «Браво! Браво! Молодец!» Маленькая Радуга засмеялась от счастья, и свершилось чудо – у неё появились все недостающие цветные полоски! Я понял,что Доброта делает людей красивыми. Я благодарен Радуге за это и подарил ей песенку, которую она исполняет каждый раз, когда появляется на небе. Вот она:
7 « Песня Радуги». Ах, мне, дочке – Радуге, Красок не хватило, Но любовь и радости Придадут мне силы. В многоцветной гамме Краски хороши. И дарю я маме Музыку души. В синем небе, радуга, сияй, Солнечные краски собирай! Если сердце в радости живёт Семь цветов родятся и семь нот Из историй сказочных Извлечем уроки, И для радуг красочных Наступают сроки. И талантам радугой Не сиять нельзя, Если дарим радости Близким и друзьям. В синем небе,радуга, сияй, Солнечные краски собирай! Если сердце в радости живёт Семь цветов родятся и семь нот. Елунин Егор (7 класс).
11 «Поющая Радуга» Мне понравились все сказки,но особенно «Поющая Радуга». Когда я ее прочитала, то сразу нарисовала вот такую картину. Бусс Валерия (4класс)
Открытый урок по литературному чтению на родном русском языке, 2 класс
Выбранный для просмотра документ История знаменитого Мышонка.docx
История знаменитого Мышонка
У маленького Мышонка была большая мечта. Он решил написать огромную интересную книгу. Чтобы все хвалили его и говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок!»
Одно плохо: не знал он, как начать. Думал-думал и, наконец, написал: «Жил был маленький Мышонок…».
А дальше что-то никак не придумывается.
Мышонок чаю попил, комнату проветрил, снова за стол сел, лоб потёр, новый карандаш заточил… но так ничего и не придумал.
Тогда он решил ещё отдохнуть и вышел погулять. Идёт по лесу, а навстречу ему – Бурундучок.
– Привет, Мышонок! Ты чего такой задумчивый? – спросил Бурундучок.
– Привет. Не мешай думать, я книгу сочиняю.
– Кни-и-гу? – удивился Бурундучок. – Так ты же ещё маленький, рано тебе книги писать!
– Маленький, да удаленький! Начало я уже написал.
– Ой, а я в твоей книге есть? Ведь я – твой лучший друг!
– Нет,…тебя там нет. Пока ещё нет… – ответил Мышонок и вдруг бросился к норке.
Дома раскрыл тетрадку и дописал: «И был у Мышонка лучший друг – Бурундучок». А что дальше писать – не знает. Думал-думал и снова решил прогуляться.
Навстречу ему – Бельчонок.
– Пойдём со мной орешки грызть! – позвал он Мышонка.
– Некогда мне. Я книгу пишу. Интересную, – важно ответил Мышонок.
– Книгу? Да ты ещё и писать-то, наверное, не умеешь! – воскликнул Бельчонок.
– Это я-то не умею? Вот допишу – увидишь. Я уже почти половину написал, – обиделся Мышонок.
– Ладно, не обижайся! Ведь я – твой лучший друг!
Тут Мышонок понял, что дальше писать.
– До свидания, – сказал он Бельчонку и побежал к норке.
Сел за стол и продолжил: «А ещё есть у Мышонка замечательный друг – Бельчонок».
И тут Мышонок радостно рассмеялся. Теперь он уже точно знал, что делать дальше. Он стал вспоминать всех своих друзей и писать, какие они хорошие, добрые, заботливые, весёлые, умные, находчивые, отзывчивые, ловкие, умелые, смелые, и каждый из них – настоящий друг! И ещё нарисовал их портреты. Цветными карандашами.
Книга получилась большая и интересная. Каждый хотел её прочитать, и все говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок! Такую замечательную книгу написал!»
Выбранный для просмотра документ Открытый урок Цхай.docx
План-конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) по теме: Ирина Цхай «История знаменитого Мышонка».
Личностные качества : положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД : уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с настоящей волшебницей Ириной Цхай.
Ирина Викторовна Цхай родилась в Барнауле. Училась в школе № 25. Затем окончила факультет биологии Алтайского государственного. Ирина пишет стихи с 18 лет, с рождением сына начала писать сказки. Героями ее сказок становятся самые обычные вещи: кружка, зубная щетка, цветочек, слива, гусеница, жираф.
Мир полон чудес и чудеса встречаются повсеместно, важно только уметь это увидеть. Сказки Ирины Цхай рассказывают о том – как устроен наш мир, о том, что на самом деле, люди – гораздо лучше, чем мы думаем о них. Прочитав сказки писательницы можно узнать, что из любой странной или даже страшной ситуации, всегда можно найти выход. Самое главное уметь мечтать, и стремиться к лучшему. Произведения писательницы не большие по объему. Самая коротенькая сказка состоит из нескольких строк, но то, что нужно передать, она передает очень хорошо. Самая длинная сказка занимает два листа — маленьким деткам большего и не нужно.
Сегодня мы будем знакомиться со сказкой Ирины Цхай «История знаменитого Мышонка». Эта сказка заняла первое место в международном конкурсе «Новые сказки». По сюжету этой сказки был снят мультфильм.
Выбранный для просмотра документ Работа с текстом.docx
Запиши главную мысль.
Определи последовательность пунктов плана:
Встреча с Бельчонком.
Встреча с Бурундуком.
Прочитай диалог Мышонка и Бурундучка
Навстречу ему Бельчонок:
________________________________________________________________________________________________________________- позвал он Мышонка.
Какое еще название можно дать сказке. Записать.
Прочитайте какие были друзья. Запиши.
тот сам в беду попадет.
Кто друга в беде покидает,
Определи границы предложений. Поставь где надо точки.
Жил – был Мышонок У него были друзья Бельчонок и Бурундучок Мышонок сочинил книгу Книга получилась интересной
Отметь свое настроение на уроке:
Цели урока:
Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуж
Ирина Цхай(Сорокина Ирина Викторовна)
Ирина Цхай (Сорокина Ирина Викторовна) Над презентацией работали ученики 5А класса МОУ «Лицей№73», учитель Евдокимова Н.В.
В четвёртом классе Ирина прочитала книгу Монтейра Лобату «Орден жёлтого дятла»,которая стала любимой книгой детства. История куклы Эмилии настолько вдохновила маленькую Ирину, что она начала сочинять сценарии для игры с куклами.
«Мне любопытным, близоруким взглядом вечно Смущать прохожих, красоту ища» Ф. Габдраулова «С толстым смешным воробьем без смешной человечьей усталости» Н. Николенкова. И, бросив взгляд в немытое окно, Увижу март—кошачье озарение, И достаю весеннее пальто, И моль травлю своим стихотворением… И—музыку ищу я у прохожих в лицах, Но слуха нет—и я иду на запах, Перебирая хрупкие страницы Бездонных глаз, смешливых и усталых.
В 2000г стала лауреатом 1-го Всероссийского конкурса детских писателей (председатель жюри – Э. Успенский). Первая книга Ирина Цхай «Сказки» вышла в 2007 г. Владислав Сычев-Плевако. Рисунки» (ред. В. М. Коньшин) Портрет, созданный сыном Олегом на компьютере.
Иллюстрации Корольковой Татьяны. В 2007 г. в павильоне современного искусства «Открытое небо» состоялась выставка под названием «Сказки Ирины Цхай в иллюстрациях больших и маленьких художников». В проекте участвовали 15 авторов, взрослые известные художники и маленькие талантливые дети, которых вдохновили на творчество сказки Ирины Цхай.
Иллюстрации Владислава Сычёва-Плевако.
Иллюстрации Коротких Анастасии.
Иллюстрации Матяж Светланы.
Иллюстрации лизы Цхай
Иллюстрации лизы Цхай
С книгой «Поющая Радуга» стала одним из победителей конкурса «Лучшая книга Алтая – «2009» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества»
Встреча-презентация книги «Поющая радуга» в «Высшей народной школе Алтая для взрослых при АлтГу» в 2011г.
На фото: Ирина Цхай, сестра Лиза Цхай, мама Светлана Петровна Цхай, сын Олег Сорокин.
Очень высоко оценила сказки ирины Викторовны Надежда Николаевна Андреева – психолог-консультант, сказкотерапевт. (Живёт в Чебоксарах). Цитата из её письма: « Да, лучше зажечь свечу, чем ругать темноту. Вам это удалось сделать успешно и с лёгкостью Волшебной Феи, судя по возникшим ощущениям от ваших сказок для маленьких и больших. Знаете, какие ассоциации возникли у меня в связи с вашей книгой «Поющая Радуга»? Она похожа на Гимн Барбариков, который начинается со слов «Они прилетят из космоса… Они придут с добром… Это Барбарики!». А далее по тексту: «Что такое доброта? Что это такое доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать. Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда все друг другу друзья, и летать все могут! Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, а на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, а на них большие башмаки, это – Барбарики…»
Сказки Ирины Цхай Надежда Николаевна использовала в своей работе «Характеристики уровней в вертикали личностного роста» Надежда Николаевна Андреева – психолог-консультант, сказкотерапевт, член Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат педагогических наук. Уровень лягушачьей перспективы – в искусстве это точка зрения снизу вверх, так что глаз наблюдателя как будто находится у самой земли. В психологии – это бессознательное содержание психики. К примеру, «Ид» или «Оно» (по Зигмунду Фрейду), «Тень», то есть теневая или тёмная сторона личности (по Карлу Юнгу), «Я» идеальное» (по Карен Хорни). Это «вертикально вниз» в смысле «Если это путь к лучшему, то нам не уйти от того, чтобы как следует разглядеть худшее» (по Томасу Гарди). Это также впечатления и воспоминания о детстве, о родительской семье, о доме. И многое другое. Сказки Ирины Цхай: «Зося и Солнышко», «Жучок по имени Паучок», «Комарик и дудочка», «Гордая Слива», «Гадкая Морковка», «Улиткина мечта» (здесь взаимодействие 1 и 4 уровней). Уровень физического роста человека – его реальное и потенциальное как единое целое («Я» реальное» + «Я» идеальное»). Это способность человека к внутреннему росту и развитию (кроме наращивания физического роста). Это мудрость, озвученная Протагором: «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Следовательно, осознание и принятие бытийной ценности о том, что человек, его жизнь, здоровье, самочувствие, а значит, и я сам / сама – вещи священные. Если человек и вещь, то священная, наиважнейшая, как мера всех иных вещей! Всё остальное второстепенное. Сказки Ирины Цхай: «Сказка про любовь», «Новогодняя сказка», «Весенняя уборка», «Сказка про пару Калош», «История знаменитого Мышонка», «Про Шебуршонка», «Как Ёжик с Кактусёнком подружился», «Про Макаку», «Победитель-паучок», «Кролик-математик», «Секрет Пудреницы», «Дом мартышки Читы», «Бобик-сенбернар», «Сказка про красивого Крокодила», «Сказка про Занозу», «Королева Катушка», «Про Игральные Карты», «Иголочкина радость», «Лимонадова обида», «Вежливый Чайник», «Говорливая Расчёска», «Швейная Машинка, которая не любила шить», «Таблеткино счастье», «Сказка о Старой Зубной Щётке», «Сказка о Свечном Огарке», «Певчий Унитаз» (здесь взаимодействие 2 и 3 уровней), «Чесночная мечта» (взаимодействие 2 и 3 уровней), «Как Шмяк стал Чивом» (взаимодействие 2 и 3 уровней).
Уровень деревьев – это уровень творческих, бессознательных, безграничных ресурсов человека, когда он сам до конца не знает, что может и на что способен. Ведь дерево – это земной образ божественной сущности человека, метафора его рождения, жизни и смерти, в которой заключена живая и неразрывная связь прошлого (корни), настоящего (ствол) и будущего (крона). В дереве жизни человека (или во «внутреннем дереве») заложен глубокий смысл роста и становления личности, как и дерева, опирающегося на землю и стремящегося вверх к солнцу и свету. Лес, как множество деревьев, олицетворяет глубины бессознательного и его рост, а также направленное вверх стремление человека достичь света, то есть сознания (например, Мудреца на горе), среди себеподобных, то есть в обществе (в «Супер-Эго» по Зигмунду Фрейду и в структуре «Я» в глазах других людей» по Карен Хорни). Сказки Ирины Цхай: «Большой ромашковый Мяв», «Зелёное Солнышко», «Волшебный Кустик и его друзья». Уровень птичьего полёта – высокая степень личностной (внутренней) свободы и творческой самореализации, независимые от внешних обстоятельств. Это вдохновение и парение, акме-состояние и пик-переживания. Это встреча с самим собой. Свободный полёт. Человек чувствует себя счастливым в момент истинной встречи с собой (с собственным Я), поэтому это и ощущение счастье, и чувство полёта одновременно. Возможно, поэтому человечество во все времена мечтало о свободном полёте, чтобы вызвать ощущение счастья. Воздух – это стихия, позволяющая будто бы оторваться от земных проблем: когда человек наверху, у него есть возможность понять, ради чего он живёт. «Странствуя вместе с орлом, например, вы летите в вышине и вам с гораздо большей высоты открывается вид на ту ситуацию, которую вы наблюдаете. Вам передаётся острое зрение орла, позволяющее ему отчётливо видеть предметы с большого расстояния» (по Никки Скалли). «Видели ли вы, как парит птица? Распластав крылья на гладком ковре ветра, скользит она в пространстве, ничему не противясь, ничего не преодолевая, – слившись со стихией, сама став стихией. Она не тратит ни одного усилия и может бесконечно долго перемещаться в синем небе» (по системе Симорон). Да, в состоянии парения (а, возможно, и свободного падения) человек – творец! Его посещают такие «вершинные», то есть предельные переживания, что из любого его прикосновения к миру (внешнему и внутреннему) получаются совершенные произведения: картина, музыка, книга, рекорд, научное открытие, психологическое озарение, ребёнок, дом… Все решения обретаются сразу и без усилий потому, что человек находится в гармонии и взаимопонимании (естественном, всеобъемлющем) с собой и миром. Результат: «Я угоден / угодна природе, она меня поддерживает». Даже останавливаются процессы старения и разрушения организма, наоборот, начинаются созидательные процессы восстановления и омоложения человека. При этом, однако, следует помнить: «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь» (по Ивану Петровичу Павлову). Сказки Ирины Цхай: «Поющая Радуга», «Розовая Тучка», «Кто делает облака?».
Уровень космического пространства – это соприкосновение с вечностью и бесконечностью, с бытийными, непреходящими ценностями и философией жизни. Это великое бессознательное: например, звёздное небо – образ коллективного бессознательного, а падение звезды на землю можно воспринимать как символ осознания (по Марии-Луизе фон Франц). На этом уровне происходит потеря идентичности человека в более широкой идентичности Вселенной (человек как песчинка в пустыне), поэтому ему страшно и тревожно, неспокойно на душе. В очень тёмных глубинах космоса беспокойная человеческая душа смотрит с неугасающей надеждой на бело-голубую планету как на жизненно важное пристанище. Поэтому Земля – это руки помощи и опора для ног… Положительное самоощущение на данном уровне: «Я – уникальная частица Вселенной. Я не завершаюсь за пределами своего тела. Я уникален / уникальна во Вселенной» (по Луизе Хей). Сказки Ирины Цхай: «Русалочкины заботы» (здесь взаимодействие 2 и 5 уровней), «Бывалая Авторучка» (взаимодействие 2 и 5 уровней). Духовно-теологический уровень – соприкосновение и взаимодействие с мужским духовным началом и религией, то есть с небом, космосом, архетипом Мудрого Старца (Сенекса) и Бога Отца (Творца, Создателя Вселенной), с другими нехристианскими обликами Бога. Это проявление свободного (или относительно свободного) духа человека (мужчины и женщины) на фоне активизации Анимуса (мужского начала), то есть света и святости, духа и духовности, разума, духовного зрения и Логоса в отличие от Эроса, божественной силы и власти. Это «Свободное Я», «Сверх – Я» и «Духовное Я» (по Владимиру Петровичу Зинченко), «Самость» (по Карлу Юнгу). «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа» (по Антону Павловичу Чехову). Это уровень бытийного аспекта мужчины и мужского начала (женщины и мужского начала в ней), то есть персонифицированный образ того, кто создал мир и управляет им, как «ощущение скрытого в тебе Бога» (по Карлу Юнгу): сакральное, святое, богоподобное, божественное, всемогущее, ужасающее, одновременно величественное, придающее чувство полного существования. Это нуминозный уровень – опыт переживания духовной или надличностной энергии, как «идея святого» (по Рудольфу Отто) для невыразимого, таинственного, пугающего, прямо испытываемого влияния божественного… Интересна и притягательна цветовая символика. Сиреневый цвет (космос) в сочетании с жёлтым или золотыми вкраплениями (огонь, звёзды) указывает на духовные переживания, например, блаженства (по Джоан Келлогг). Синий и голубой – цвета неба, печали и вечной истины. Золотой и жёлтый цвета присутствуют в символике духовного восхождения и нисхождения (духовной эволюции и инволюции) человека, то есть в Трансформации – алхимическом «Великом Превращении», как символы славы и достижения, позора и отречения. Золото в христианской иконографии, например, – божественный цвет, символ духовного совершенства, чистоты и святости. Сказка Ирины Цхай: «Дедушка Стаканчик» (здесь взаимодействие 2 и 6 уровней). Земной уровень – возврат к реальному миру и земной жизни на
Земной уровень – возврат к реальному миру и земной жизни на обновлённом уровне через полученный опыт переживаний и других содержаний психики. Это фрейдовский «принцип реальности» и «заземление» (по Александру Лоуэну) как энергетический контакт с почвой и ощущение опоры, обеспечивающей устойчивость и возможность двигаться, в целом, способность человека твёрдо стоять на ногах и уверенно идти по жизни в физическом и психическом смыслах. «Чем полнее человеческий контакт с реальностью, тем он сильнее» (по Эриху Фромму). «Чем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (добавлю: с Землёй, реальностью, жизнью), чем прочнее он держится за неё, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладать» (по Александру Лоуэну). С другой стороны, многим недостаёт ощущения твёрдой почвы под ногами, контакта с реальностью: ощущение полёта (мнимого полёта, а точнее, потерю ощущения реальности) могут испытывать те, кто одурманивает себя алкоголем, наркотиками, табаком, курительными смесями, самообманом, напрасными ожиданиями и тому подобным. В биоэнергетическом смысле это значит, что их энергия от ног переместилась вверх, и они «болтаются» или «висят», «находятся между небом и землёй». Чтобы эффективно жить в реальном мире, им в прямом смысле необходимо вернуться на землю! К примеру, опуститься на Землю, где есть океанский прибой и радуга над городом. Карл Юнг говорил: «Когда дух тяжелеет, он превращается в воду. Поэтому путь души ведёт к воде». «Море – это бескрайний резервуар воды, собирающий из многих источников и содержащий миллионы различных форм жизни» (по Вильяму Стюарт). Море или океан на земле олицетворяют неизмеримые глубины бессознательного: либо личного, либо коллективного. Море и морское дно воплощают подземный уровень, первобытную сущность жизни. Поэтому они могут быть как дружественным местом («гигантская, ласковая рука, которая гладит тебя всего» по Эдмонду Георгиевичу Эйдемиллеру), так и опасным («человеку могут противостоять пугающие образы и символы, олицетворяющие безобразные, архаические фигуры» по Вильяму Стюарт). На седьмом, земном уровне важно прочувствовать, что можно уплыть в море, можно купаться и отдыхать в нём, нырять в воду и исследовать её глубины, а можно общаться с морем с берега или утёса, ощутив твёрдую почву под ногами. После достигнутых высот в вертикали личностного роста это заземление предпочтительнее. Поэтому, поздравляю с возвращением! А радуга и созерцание семи прекраснейших цветов – это подарок душе за достижение высшей эволюции… Сказки Ирины Цхай: «Улыбка грустного Ёжика», «Сказка про Серебристого Дракончика», «Котёнок, который снился».
Выводы При взаимодействии с архетипическими (универсальными, глубинными, первичными) образами происходит интеграция сознательных и бессознательных личностных структур. При том особое значение имеет «вертикальная ось», то есть образы, символизирующие движение от нижних этажей психики до верхних уровней. Это усовершенствование себя – важнейшая функция самосознания, которую Алексей Николаевич Леонтьев, советский психолог, разработавший общепсихологическую концепцию деятельности, образно описал как «движение сознания по вертикали». Американский классик экзистенциально-гуманистической психологии Ролло Мэй пишет, что мы не являемся существами исключительно горизонтального уровня или вертикального порядка; мы существуем как горизонтально, так и вертикально. Наибольшее напряжение возникает в месте пересечения этих двух плоскостей. Предельное напряжение подводит нас к осознанию духовности. В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей, а также понимание идеи совершенства. Предположительный результат личностного роста на седьмом, жизненном уровне – это «самостоянье человека» (по Александру Сергеевичу Пушкину), то есть укреплённая и усиленная способность человека постоянно поддерживать собственное вертикальное положение (в душевно-духовном смысле) в условиях, когда все внешние «подпорки» сняты.