Сказки. Рассказы. Стихи
Удмуртские народные сказки на русском языке. Сказки Удмуртии
Как и в фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые или новеллистические, и волшебные.
Удмуртские сказки о животных
Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Удмуртские новеллистические сказки
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
ОХОТНИК И ЗМЕЯ
Рис. Г. Валька Однажды поздней осенью возвращался охотник из лесу.
Устал, проголодался и решил отдохнуть.
Сел он у замёрзшего ручья на пенёк, скинул с плеч пестерь — берестяную сумку — и достал из него большую лепёшку — табань. Только откусил кусок — вдруг что-то зашуршало у самого берега.
Раздвинул охотник осоку, видит — лежит на льду плётка. Хотел он её поднять.
Пригляделся, а это вовсе не плётка, а змея.
Змея подняла голову, увидела охотника и говорит жалобно-прежалобно:
— Спаси меня, добрый человек. Видишь, у меня хвост примёрз ко льду. Выручи, а не то пропадать мне тут.
Пожалел охотник змею, достал топор из-за пояса и разбил лёд вокруг змеиного хвоста.
Выползла змея на берег еле живая.
— Ох, замёрзла я, приятель! Отогрей меня.
Рис. Г. Валька
Охотник поднял змею и положил к себе за пазуху.
— Ну, а теперь прощайся с жизнью, овечья твоя голова! Сейчас я тебя укушу! Змея отогрелась и говорит:
— Что ты! Что ты! — испугался охотник.— Ведь я тебе добро сделал — от верной гибели спас.
— Ты меня спас, а я тебя погублю,— прошипела змея.— Я за добро всегда злом плачу.
— Погоди, змея,— говорит охотник.— Пойдём-ка по дороге и у первого встречного спросим, чем надо платить за добро. Если он скажет — злом, ты меня погубишь, а если скажет — добром, то отпустишь.
Вот пошёл охотник по дороге, а змея свернулась клубком у него на груди.
Встретилась им корова.
— Здравствуй, корова,— говорит охотник.
— Здравствуй,— отвечает корова.
Тут змея высунула голову из-за пазухи охотника и сказала:
Рис. Г. Валька — Рассуди нас, корова. Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Скажи, чем надо за добро платить?
— Я за добро плачу добром,— ответила корова.— Меня хозяйка сеном кормит, а я ей за это молока даю.
— Слышишь? — говорит охотник змее.— Теперь отпусти меня, как условились.
— Нет,— отвечает змея.— Корова — скотина глупая. Давай спросим кого-нибудь другого.
Пошёл охотник дальше. Встретилась им лошадь.
— Здравствуй, лошадь,— говорит охотник.
— Здорово,— отвечает лошадь.
Змея высунула голову и сказала:
— Рассуди нас, лошадь. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?
— Я за добро плачу добром,— ответила лошадь.— Меня хозяин овсом кормит, а я за это на него работаю.
— Вот видишь! — говорит охотник змее.— Теперь отпусти меня, как условились.
— Нет, погоди,— отвечает змея.— Корова и лошадь — животные домашние, всю жизнь возле человека живут, вот они за тебя и заступаются. Пойдём-ка лучше в лес, спросим у дикого зверя, погубить мне тебя или нет.
Рис. Г. Валька
Делать нечего — пошёл охотник в лес.
Остановился охотник возле берёзы, а змея высунула голову и сказала: Видит — растёт в лесу берёза, а на самом нижнем суку сидит дикая кошка.
— Рассуди нас, кошка. Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Скажи, чем надо за добро платить?
Сверкнула кошка зелёными глазами и говорит:
— Подойдите-ка поближе. Стара я стала, плохо слышу.
Подошёл охотник к самому стволу берёзы, а змея высунулась ещё больше и закричала:
Рис. Г. Валька
— Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Теперь слышишь? Рассуди нас.
Посадил охотник кошку себе на плечо и пошёл домой.
С тех пор человек с кошкой в большой дружбе живут.
КОКОРИКОК
(Удмуртская народная сказка)
Рис. Г. Валька Идет рыжая лиса по дороге, а навстречу ей петух. Да такой красавец — хвост серпом, гребень пилой, рубаха на нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:
«Эх, съела бы его сейчас, пёрышка бы не оставила. Да боюсь: люди по дороге ходят, увидят — несдобровать мне тогда. Заманю-ка его к себе домой, там с ним разделаюсь без помехи».
— Здравствуй, петушок,— говорит лиса сладким голосом.— Давно мне хочется с тобой подружиться. Меня зовут Кузь-Быж — Длинный хвост. А тебя как?
— Далеко ли ты, Кокорикок, собрался? — А меня Кокорикок,— отвечает петух.
— Да вот на базар иду, надо бы горох купить.
— Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости,— приглашает лиса.— Угощу тебя на славу.
— Ладно, Кузь-Быж, приду,— пообещал петух, а про себя подумал: «С тобой дружить — живым не быть».
Рис. Г. Валька
— Ну, так я тебя ждать стану,— облизнулась лиса.— Ой, как тебя зовут-то, дружок? Я уж и забыла!
— Давай запишу для памяти.— Петух поднял с дороги уголёк и написал у лисы на лбу: «Медведь».
Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса пришла домой, села на лавочку, стала гостя поджидать, в окошко поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждала-ждала лиса, так у окошка и заснула.
Утром проснулась голодная и злая-презлая.
«Ну,— думает,— обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу, на клочки разорву!»
Побежала лиса искать петуха.
Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк:
— Куда это ты, лиса, собралась так рано?
— Да вот ищу обманщика. Тьфу, имя его забыла! Погляди-ка, оно у меня на лбу написано.
Рис. Г. Валька
Глянул волк, а у лисы на лбу написано: «Медведь».
— А зачем он тебе? — спросил волк.
— Хочу его на клочки разорвать!
«Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе целиком проглотит!» — подумал он и убежал без оглядки.
Тут из чащи вылез медведь.
— Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?
— Да вот ищу. Тьфу, имя его забыла! Погляди-ка, оно у меня на лбу написано.
Медведь видит, что у лисы на лбу написано: «Медведь», спрашивает:
Рис. Г. Валька
— Хочу его на клочки разорвать! Рассердился медведь, заревел, зарычал, схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты.
Стукнулась лиса о берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе домой. А про петуха уж и думать забыла.
Презентация по краеведению на тему «Удмуртские сказки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Удмуртские сказки Корепанова Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ № 92, г. Ижевск, УР.
Сказки о животных Это забавные истории о повадках и похождениях зверей. Наиболее часто встречающиеся персонажи сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака. Сказки несут в себе следы мифологических воззрений предков удмуртов. 1. Мышь и воробей. 2. Как произошли медведи. 3. Охотник и змея. 4. Лиса и петух.
Долгое время Лопшо Педуня считали вымышленным героем, как русский Иванушка-дурачок. А ведь исследования Даниилы Яшиной, исследовательницы удмуртской литературы и народного фольклора, показали, что Лопшо Педунь был не просто персонажем удмуртского эпоса, но и вполне реальным человеком!
Его история началась в 1875 году, когда в Игринском районе в скромной деревеньке Малая Кушья родился некто Федор Иванович Чирков. Удмуртская версия имени «Федор» звучит как «Педор», а в ласково-упрощенной форме так и вовсе – «Педунь». Так Федора называла не только мать, но и односельчане, любившие поболтать и выпить с развеселым Педунем. Чиркова были рады видеть на каждом семейном празднике и торжестве – он замечательно играл на гармошке, был остроумен и добр, умел веселиться.
Легенда рассказывает, что однажды Педунь нашел берестяную грамоту с надписью, в которой неизвестный автор посоветовал ему жить весело и ни в коем случае не грустить по пустякам. Педунь решил последовать совету и следовал ему настолько хорошо, что вскоре земляки прозвали «Весельчаком», по-удмуртски – «Лопшо». Именно так и родилась легенда о человеке с широкой и доброй душой, умеющем поддержать в трудный момент и метким словцом защитить от обидчиков.
Номер материала: ДБ-1139468
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты
Время чтения: 2 минуты
Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов
Время чтения: 3 минуты
Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Удмуртские народные сказки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Удмуртские народные сказки
Добрый день, ребята!
Какие сказки вы читали?
Вы, наверное, прочитали уже много сказок, ведь их любят читать все – и взрослые, и дети. Сегодня продолжим знакомство со сказками удмуртского народа. Многие сотни лет живут удмурты в добром соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью.
Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство носили подсобный характер. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики — несколько десятков дворов. В убранстве жилища было много декоративных тканых изделий. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. В одежде выделялись два варианта — северный и южный. Обувью были плетёные лапти, башмаки или валенки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства.
Из глубины веков бережно донесли они до наших дней свое богатство: поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы, занимательные сказки.
Сказки возникли очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же роль, как сейчас книги. Сказки удмуртского народа очень разнообразны: это и рассказы о животных, и волшебные повествования о чудесных превращениях героя, и поучительные короткие истории о ленивых, упрямых или глупых лодырях.
В удмуртском фольклоре выделяются все имеющиеся в фольклоре других народов жанровые подвиды сказок: о животных («Шыр но ӟольгыри» / «Мышь и Воробей», «ӟичы но коӵыш»), волшебные («Шунды эмеспи»/ «Зять солнца», «Кӧжы возьмасьёс» / «Охраняющие горох»), социально-бытовые / новеллистические («Кӧттырмостэм купец» / «Жадный купец», «Бертӥсь солдат» / «Возвращающийся солдат»), но над всеми другими видами сказок преобладают мифологические сказки («Дуннелэн кылдэмез» / «Как был создан мир», «Ныл но вумурт» / «Девушка и водяной»). Различное количественное соотношение связано с преобладанием этнической религии над христианскими воззрениями.
Бытовые О животных Волшебные
Какие сказки называются волшебными?
Волшебные сказки Значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно противопоставляются главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Занятия главных героев — охота, рыболовство, бортничество
Какие сказки называются сказками о животных?
Сказки о животных Это забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака. Сказки несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Используются в назидательно-дидактических целях
Какие сказки называются социально-бытовими?
«Как хотел купец солнце остановить» «Солдат и смерть»
А вы знаете какой сказочный герой у удмуртов?
В сказках отражаются представления народа о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер. В удмуртских сказках герой – простой крестьянский парень. Трудолюбием и смекалкой добывает он свое счастье.
Во всех этих волшебных историях отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда и справедливость
Легенда о лопшо педуне Легенда рассказывает, что однажды Педунь нашел берестяную грамоту с надписью, в которой неизвестный автор посоветовал ему жить весело, уповать на удачу и ни в коем случае не грустить по пустякам. Педунь решил последовать совету, и следовал ему настолько хорошо, что вскоре земляки прозвали главного удмурдского юмориста и умника «Весельчаком», по-удмуртски – «Лопшо». Именно так и родилась легенда о человеке с широкой и доброй душой, умеющем поддержать в трудный момент и метким словцом защитить от обидчиков.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад волшебные, сатирические, бытовые сказки, сказки о животных. Но мы можем с полным основанием сказать, что их автор – народ. …Долгий зимний вечер. За окном жалобно стонет вьюга. В избе тихо потрескивает лучина, слабо освещая лица. Затаив дыхание слушают все старого сказочника, который неторопливо ведет рассказ об удивительных, невероятных событиях. Эту сказку он слышал еще от своего деда, а тот от своего…
Номер материала: ДБ-1039896
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Выплаты и льготы для студентов в 2021 году
Время чтения: 14 минут
Время чтения: 1 минута
Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Удмуртские народные сказки
Удмуртские сказки читать онлайн
Следуйте родительским заветам, будьте добры и бескорыстны – и жизнь ваша наполнится чудесами.
Не было бы на земле ни гор, ни оврагов, если б ни любопытство Шайтана.
Нелегко пришлось в жизни несчастной сироте, да прекрасная луна ей помогла.
Случается так, что даже леший бывает добр к людям.
Даже если ты беден, не гонись за лёгкими деньгами – и тогда и злой дух тебе поможет.
Коварен и злобен шайтан, но крестьянин хитрее его оказался.
Не поверила прекрасная Анна коварному Вумурту – только потому и спаслась.
Хоть и мал, да удал – учит нас удмуртская сказка.
Не всегда стоит шуметь из-за маленькой неприятности.
Дружба и смекалка всегда сильнее коварства и неблагодарности.
Народные сказки живут тысячелетиями неспроста. Они – фундамент сознания человека, позволяющий ему вырасти гармоничной личностью, глубоко чувствующей менталитет и культуру своего народа. Если вы родились в Удмуртии, то, наверняка, в детстве слышали удмуртские сказки от мамы или бабушки. Волшебные истории, созданные этим народом, отличает философичность, стремление объяснить самые важные вопросы мироздания, наблюдая за природными явлениями. Некоторые выводы, к которым приходили древние удмурты, настолько остроумны, что не требуют пространного изложения – этим объясняются короткие народные сказки, которые вы найдёте на этом сайте. Лесные духи, выручающие людей в беде, умные козочки, коварные злодеи, испытывающие людей на смекалку и находчивость, и верховные божества, награждающие кошек за хорошую работу – вот лишь некоторые мотивы народных сказок, популярные среди удмуртов. Эти волшебные истории подходят для чтения в кругу семьи, с друзьями, на занятиях в детском саду или в школе. Их язык – живой, образный и доступный для понимания и малышам, и их родителям. Тексты сказок на удмуртском послужат учебным пособием и помогут вам освоить азы этого самобытного поволжского языка.
Иллюстрированые и озвученные сказки народов Поволжья.