Сказки земли рязанской сборник читать

Сказки

Сказки земли рязанской сборник читать

Старинные дома Рязанской губернии запись закреплена

СКАЗКА О ПЕТРЕ И ФЕВРОНЬЕ

Давно это было, мне самой рассказывали, что будто бы в нашем селе Ласкове жила бедная девушка по прозванию Февронья. Все Ласково над ней смеялось, потешалось, считали ее дурочкой.

И вот какой-то князь или боярин, говорят, Петром его звали, болел очень тяжко, и болезнь его была неизлечимая.

Князь был очень богатый, много было у него слуг, слуги нашли ему эту самую Февроньо, или, как народ ее звал, Хавронью.

Пришли слуги к Хавронье, сказали в чем дело, что они ищут знахаря, какой бы сумел вылечить их барина. А Хавронья в это время стирала со стола, и все крохти в ее руках оборачивались в просвирки. Выслушала их Хавронья и сказала:
— Я могу вылечить вашего барина, если он на мне женится.
Слуги приехали домой, рассказали все князю, и он вроде бы согласился. А когда она его первый раз вылечила, Петр позабыл о своем обещании и не подумал брать в жены Хавронью. И стал как болеть Петр, пуще прежнего. Ничего не оставалось делать ему, как жениться на Хавронье.

И приехал Петр к Хавронье, чтобы сказать о своем решении. Выслушала она его и говорит:
-Приезжай за мной на Петров день, четырнадцатого июня, перед сенокосом, на санях.
Петр удивился, но ничего не сказал, а сделал так, как она сказала.

Обвенчались они в Солотче, и когда он увозил ее из Ласкова, все смеялись над ней и кричали:
— Князь, князь, что же ты дурочку-то везешь! В жены-то кого себе взял! У-лю-лю!

А они все ехали и ехали, а впереди их саней падал снег, а как только они проезжали, снег тут же таял. И люди все смеялись и смеялись им вслед.

И вдруг Хавронья встала и закричала людям:
— Чтобы вам ни убавки, ни прибавки не было!

И вот с той поры наше село и правда ни убавилось и ни прибавилось. Если кто новый дом построит, то обязательно кто-нибудь свой дом сломает, или сам уедет из Ласкова, или дом у кого сгорит. Так село ни убавилось и ни прибавилось. Сколько было в нем домов, столько осталось.

А вот где молилась Хавронья, это место никогда не зарастает травой. Где она стояла на коленях, там всегда ярой песок и растет только один ореховый или ракитовый куст, и как его ни вырубали люди, ни уничтожали, а он все опять растет и растет.

Источник

«Сказка о подарках земли Рязанской»

Татьяна Корнеева
«Сказка о подарках земли Рязанской»

«Сказка о подарках земли Рязанской»

Авторы и оформители: Тараскина Татьяна Николаевна (учитель-логопед, Мальцева Светлана Викторовна (воспитатель,

Корнеева Татьяна Михайловна (воспитатель)

Воспитанники средней группы «Непоседы»

МБДОУ «Детский сад №109»

Жили-были в тридевятом царстве, в тридесятом государстве царь с царевнами-дочками. Жили, поживали и добра наживали.Но как-то раз приснился царю сон: будто он попал в чудесный край, где березы у откоса стайкой встали у реки, засверкали в длинных косах желтых листьев огоньки.

Захотелось царю увидеть это место.Приказал седлать лошадей и говорит дочерям: «Дочери мои милые, дочери хорошие. Еду я за тридевять земель, посмотреть на чудесный березовый край, что мне приснился и мало ли много ли времени проезжу, не ведаю и наказываю я вам, жить без меня честно, а я привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите».

Старшая дочь поклонилась отцу в ноги со словами:

«Задам задачку, ты попробуй, дай ответ.

В чем главных модниц кроется секрет?

Наряд красивей, безусловно, раза в два,

Когда ажуром платье красят…»

Царь призадумался: «Хорошо, дочь моя милая привезу я тебе такой ажур».

Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит: «А мне привези то, что огня не страшится и воды не боится».Призадумался отец: «Хорошо, достану тебе такой предмет».

«Всем береза нравится, ведь она красавица.

Рассылает всем поклоны.

Листья тихо шелестят,

Обрадовался царь, что нашел чудесный березовый край. А на высоком берегу красавицы Оки раскинулся город Рязань.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Едет царь, по сторонам смотрит, подарки дочерям ищет. Долго ли, коротко ли ехал, увидел, что собралось на главной площади много людей. Все хотят показать своё умение, своё мастерство.Удивился царь и услышал таковы слова:

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте направо-лавки с товаром!

Гляньте направо-веселье даром!

Ходит царь по ярмарке, рассматривает, диву дается, какое богатство есть на Рязанской земле, сколько мастеров умельцев здесь живет. Увидел он у мастерицы Михайловское кружево сказочной красоты, цветной да нарядный. Плела его мастерица, чтобы радостно и тепло было у людей на душе. Кружево многоцветное,словно жаркий летний день: красный цвет-заря ясная, зеленый-травушка муравушка, желтый- солнце жаркое, синий-вода ключевая.

Понял царь, какой ажур его дочь старшая просила привезти. Купил за 100 граммов золота 100 граммов кружева Михайловского.

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

А вот и свистульки Скопинские. Ведь Рязанская земля стала родиной производства лепных глиняных свистулек.

Царь спрашивает у купца, а есть ли у него то, что огня не страшится и воды не боится.Отвечает купец: «Нужен тебе милый человек кувшин, сделал его славный гончар Дёмка Киреев из города Скопин.

Размял гончар в ладошках глину,

Отмерил ровно половину

И поработав от души,

Красивый вылепил кувшин».

Налил Царь в кувшин воды, попил из него, а потом над огнем высушил. По душе пришёлся кувшин и купил его царь для средней дочери.

Долго ли, коротко ли ходил царь по рядам, рассматривал, диву давался, какое богатство есть на Рязанской земле, сколько мастеров умельцев.

«Платки, петушки, расписные шкатулки. Подходите, покупайте!» — слышалось со всех сторон.Увидел Царь на посуде узор простой и нарядный: ягоды, травы, васильки и ромашки. Кто такую красоту нарисовал? Мастерицы из города Касимова. Любят они изделия ягодами,да цветами украшать: клубникой и незабудками. Догадался царь, что дочка младшая просила купить. Вот она красная-прекрасная, спелая-небелая, сочная клубника. От такой тарелочки глаз нельзя оторвать.

Всем подарки купил, да в путь обратный пустился.

Долго благодарили дочери царя батюшку за подарки с земли Рязанской, за работу мастеров с золотыми руками.

А народные художественные промыслы Рязанской земли, с его вековыми традициями и дальше живут и радуют глаза людей.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. Сказка вся, больше сказывать нельзя.

Рязань, 2015год.

Конкурс осенних поделок Осенняя поделка >.Автор Третьякова Даша. Возраст 5лет. Воспитанница средней группы № 7 МБДОУ детский.

Мастер-класс учителя-логопеда «Развитие фонематического слуха-как основа для формирования навыков чтения и письма у детей» МБДОУ № 38 «Золотой петушок» 25.12.2014г. в подготовительной группе для детей с ТНР учитель-логопед Крутикова Светлана Петровна и воспитатель.

Источник

Приключения деда, бабки, месяца и других персонажей рязанского фольклора

Наступившая весна отмечена уникальным в своём роде юбилеем – ровно полвека назад, весной 1969 года, был сдан в печать сборник «Сказки земли Рязанской». Других прецедентов издания местных сказок с тех пор не было. Да и сказок таких ни в Москве, ни на Севере русском – не слыхивали! Хотя традиционные русские сказки с детства известны всем. О фольклорных нюансах рассуждает Дмитрий Бантле.

Так откуда ж мы знаем традиционные сказки? Конечно, из сборника Александра Афанасьева, которым с 1850-х годов и по настоящее время пользуются издатели всех мастей. Про курочку-рябу, Ивана-дурака, Емелю на печи, Лису Патрикеевну, про Летучий корабль, даже про Бессчастного стрелка, которого Леонид Филатов превратил в Федота-стрельца, удалого молодца, – записал именно Афанасьев.

Он собирал сказки в родной Воронежской губернии, в дикой Карелии, под былинными Псковом и Новгородом. Но не в Рязани! И потому в его сборнике на тысяче с лишним страниц уместились не все русские сюжеты.

Как следствие, прохлопали издатели детской литературы не чего-нибудь, а целую космогонию – то есть сказку, объясняющую мироустройство. А вот в селе Старочернеево Шацкого района такую сказку записали, и опубликовали в рязанском сборнике.

Безразмерное небесное тело

Называется сказка «Почему у месяца нет платья». Одно название сходу очаровывает взрослых неприкрытым, так сказать, эротизмом. Мало того: Месяц – один ведущих персонажей всех мифологий мира. Например, африканской, где он (называемый не по-русски «луной») отправил Зайца (как скорохода) сообщить людям, что те на самом деле бессмертны. Но глупый Заяц по пути отвлёкся на Черепаху, а в итоге всё перепутал и сказал людям, мол, смертны они. С тех пор всякая жизнь имеет свой конец.

Читайте также:  Рассказ и грянул гром рэй брэдбери краткое содержание

Каково? Подробный анализ такой сказочки потянет не меньше, чем на монографию страниц в 300. А мы укажем лишь на мистическую связь обнажения и луны (одно частенько не обходится без другого), гениально схваченную всего в нескольких фразах, или пяти с небольшим минутах устного рассказа.

Откуда весной мороз

Впрочем, космогония объясняет и особенности времён года – например, в сказке «Три месяца, или Отчего весною мороз бывает». Её записали в селе Ибердус Касимовского района, а суть её в том, что Май да Апрель собирались к Марту в гости – а к нему не проехать, не пройти. Поедут на телеге – разольётся вода, поплывут на лодке – солнце всю воду высушит… Так и не пробились, а Март обиделся. С тех пор иногда сам захаживает к Апрелю и Маю, морозцу подпускает. Но ненадолго – неуютно себя чувствует у них в гостях.

Не говоря уж про явную аллюзию к «12 месяцам», отметим тут и мотивы кровно-родственные. То, что месяцы – братья, сомнений не вызывает ни у кого. А вот то, что братья не всегда сохраняют хорошие отношения, – это дело стихийное, такое же, как разлив или мороз по весне, – согласно рязанской сказке.

История-«побратим» от братьев Гримм

А вот сказка другая, со своей особой символикой – называется «Волшебная скатерть». Её записали тоже в Шацком районе, в селе Лесное Конобеево. Начинается традиционно: жили, мол, были Старик со Старухой, и дожились, что стало нечего есть. Но далее события разворачиваются лихо: Старик отправляет благоверную на поиски пропитания со словами: «Иди куда-нибудь, может, кто что и подаст». И удивительно то, что Старуха и вправду набредает на бесперебойный источник пропитания.

В камышах (которые сами по себе магичны, таинственны) она обнаруживает столик, накрытый скатертью. Спрятавшись под столом, Старуха вскоре дожидается прилёта трёх голубок (опять множество смыслов: голубь – символ ещё библейский, символ благих вестей!), которые изрекают магическую формулу: «Наливуш-крепыш-приполон». Ну, тут к явно мордовскому звучанию нет вопросов. Но вот после произнесения этой формулы на столе появляются щи да каша – наше традиционное угощение.

Голубки улетают, Старуха остаётся, и решает действовать по сценарию старухи пушкинской, которая всё гоняла мужа за золотой рыбкой. Про рыбку, кстати, – есть и у Афанасьева. А про «наливуш» нет: волшебные слова наша героиня говорит, уединившись от мужа, чтоб ей досталось побольше вкусного. И проделывает так не раз и не два. В конце концов, Старик, подозревая что-то неладно неладное, прячется и наблюдает: как Старуха расстилает скатерть, говорит волшебные слова – и обедает!

Улучив момент, он уже сам стелет скатерть, и говорит те же слова. Но не все, так как был глуховат, и расслышал только первое: «наливуш». «И хлынула на деда отовсюду вода. »

Дело, конечно, могло кончиться трагически. Но тут возвращается Старуха, говорит: «Крепыш!» – и вся вода становится кашей. «Три года с тех пор старики выедали в этой каше себе ходы, чтобы по избе пробираться». На том конец. Ничего не напоминает?

Конечно, напоминает знаменитое «Горшочек, вари!», записанное братьями Гримм лет за тридцать до Афанасьева. Что это один сюжет в разных вариациях – нечего и думать, но вот о чём он? Пожалуй, о желаниях, о которых столько костылей сломала философия ХХ века: без культурных норм (волшебных слов) человек рискует захлебнуться в том, чего сам хотел!

А вот ещё пример – на этот раз юмористический: записанная в Пощупове сказка под названием «Старуха-гадальщица». Сперва перед нами появляются те же самые бедные Дед и Бабка. Но Бабка (которая во всех вариантах хитрее деда) придумывает способ заработать. Заключается он в том, что Дед ворует – коня, например, или драгоценность какую – и прячет, а Бабка, пользуясь, якобы, неким природным даром, открывает владельцу, где искать краденое. Естественно, за определённую мзду.

Бизнес идёт неплохо – пока героиню не истребует сам Царь, у которого стащили золотой перстень. Перепуганная Старуха начинает изъясняться поговорками – и о, чудо! – каждая из поговорок оказывается «ключом», с помощью которого удаётся уличить злоумышленника.

В сборнике народных сказок Александра Афанасьева обнаруживается сказка «Поп-ворожейка». Вместо Бабки в афанасьевском варианте фигурирует Поп, вместо Деда – Дьякон, вместо Царя – Барин. Поп с Дьяконом пьянствуют безо всякой меры. И в итоге, пропив всё, кроме Книги (непременного сказочного атрибута всех культовых служителей), решают заниматься тем же самым – воровать и отгадывать, где краденое. Естественно, в этом варианте Поп отгадывает по Книге – она ж волшебная!

Гадая в комнате барского дома, он и не знает, что три похитителя – лакеи того же барина – приникли к замочной скважине и ждут, что будет. Но испуганный Поп ждёт лишь третьих петухов, чтобы с позором бежать. Когда подаёт голос первый петух, Поп говорит: «Один есть!» – и первый похититель в ужасе удирает. То же происходит со вторым и третьим. Потрясённые прозорливостью Попа, жулики каются и возвращают Барину драгоценное кольцо. В финале Поп и Дьякон, осыпанные деньгами, возвращаются в свой приход, забирают из ломбарда заложенные ризы (!), и живут припеваючи. Однако и гадать с тех пор перестают – Поп заявляет, мол, «Книга сгорела».

Так юмор становится сатирой – острой и злободневной, высмеивающей и дурные привычки современного сказочнику духовенства, и конспирологические ухватки власть имущих, которые предпочитают гадать, вместо того чтобы пользоваться логикой. Рязанская сказка в таком свете выглядит мягче, но и доступна для понимания даже дошкольников!


Сборник «Сказки земли Рязанской» вышел тиражом всего в 5000 экземпляров, и сейчас это – библиографическая редкость. Жаль, ведь сказки эти – живое слово Рязанщины.

Может быть, когда-нибудь серьёзные издатели воскресят рязанскую сказку для современности? А пока нам остаётся скромная книжка 50-летней давности да народная память. Ведь до сих пор в деревнях некоторых живут бабушки, которые могут рассказать, почему, к примеру, месяц ходит по небу нагишом?

Источник

Сказки земли рязанской сборник читать

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Заветные сказки беспокойного болотного народца»

Иллюстратор Диана Несыпова
Составитель Федор Кротов
Издательство: Москва
ISBN 978-5-9902576-1-0;2011 г.
Страниц 120 стр.
Формат 230×300

Переплет Твердый переплет
Бумага Мелованная бумага

Книга прекрасно издана – изумительная твердая матовая обложка с выпуклыми (объемными) буквами заглавия; плотные мелованные страницы; хорошая цветопередача; удобный для чтения шрифт.

«Экспедиция оказалась для меня потрясением, открыв колонию русских людей, живущих рядом с цивилизацией и отдельно от нее, сохраняя язык, обычаи и предания пращуров».

Кому сказки для развлечения,

а иным для научения.

Хоть и не всякое поучение исполняется,

да хорошо хоть не забывается,

да задуматься заставляет.

Откуда пошла история о «болотном народце»? В первой же главе рассказывается, как образовалось болотное царство-государство: «Назовем мы наш град на болотных кочках Володеймир новейший, прочнейший и главнейший. » Как гласит сказание, «только в болоте тьмы и нет, а вокруг мшары тьма кромешная. »

Певучий язык повествования радует слух, но порой сложен для нас – живущих в 21 веке – при чтении озадачиваешься значением слов одесную (направо), ошуюю (налево), ендова (деревянная или металлическая утварь для подачи к праздничному столу напитков) и многих других.

Сборник сказок необычен – интересен содержанием и языком повествования – для дошкольников скорее не понятен – для школьников и взрослых может открыть много неизведанного как в отечественных преданиях, так и в русском языке.

Несколько сюжетов. Воздушный корень – напоминает богатырский эпос – главные герои идут на бой со змеей огневой, с драконами многоголовыми и освобождают Софью Премудрую.

Желудевое счастье – сказка-притча – как молодой желудь покидает родное темное болото и разрастается дубравой за рекой – история о том, что родина там, где тебе уютно и приятно, а не там, где сохнуть надо.

Гидра стоглавая – сказка о смекалке – как с огромной болотной гидрой никто в государстве совладать не мог, а скоморох Всеслав и гидру заморил и царем стал (читаю и улыбаюсь – до чего свежо написано).

На страницах издания собраны истории о многих занимательных героях: царе Иване Горохе, об Игнате-королевиче, Софье-царевне, скоморохе Всеславе, Федоте-стрельце, о сыне купеческом Герасиме-молодце. Читатель, взрослый и маленький, узнает о кузнеце Макаре и его сыновьях, которым отец должен передать заветные слова, а вот какие – это сказка расскажет.

Иллюстрации мне интересны – находятся не везде в сборнике – через разворот – изумительно напечатаны – очень напоминают стиль Билибина. В конце каждой сказки – небольшая мистическая картинка. Начинаются сказки с причудливых буквиц.

Читайте также:  Рассказ ирины пивоваровой поздравляем наших мам

Цена на книгу такого качества совершенно невысокая:

Источник

Повесть о разорении Рязани Батыем

Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое — князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами. И увидел князь великий убиение брата своего, князя Давыда Ингваревича, и воскликнул в горести души своей: «О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Сие все навел бог грех ради наших.

А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших.

И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.

И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, — и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаютони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья его все убиты нечестивым, законопреступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разорен, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей лежащих мертвыми, и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру, И с трудом ожила душа его в нем.

Читайте также:  Рассказ про профессию ветеринар для 2 класса

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких, людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных, И сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собралось малое число людей, и утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, и братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее — только дым, земля и пепел. А церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И нетолько этот град пленен был, ной иные многие. Не стало во граде ни пения, ни звона; вместо радости — плач непрестанный.

И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле пусто, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную. И увидел князь Ингварь Ингваревич великое множество тел лежащих, и воскричал горько громким голосом, как труба звучащая, и бил себя в грудь руками и падал на землю. Слезы его из очей как поток текли, и говорил он жалостно: «О милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные, и меня одного оставили в такой погибели? Почему не умер я раньше вас? И как закатились вы из очей моих? И куда ушли вы, сокровища жизни моей? Почему ничего не промолвите мне, брату вашему, цветы прекрасные, сады мои несозрелые? Уже не подарите сладость душе моей! Почему не посмотрите вы на меня, брата вашего, и не поговорите со мною? Ужели забыли меня, брата вашего, от единого отца рожденного и от единой утробы матери нашей — великой княгини Агриппины Ростиславовны, и единою грудью многоплодного сада вскормленного? На кого оставили вы меня, брата своего? Солнце мое дорогое, рано заходящее! Месяц мой красный! Скоро погибли вы, звезды восточные; зачем же закатились вы так рано? Лежите вы на земле пустой, никем не охраняемые; чести-славы ни от кого не получаете вы! Помрачилась слава ваша. Где власть ваша? Над многими землями государями были вы, а ныне лежите на земле пустой, лица ваши потемнели от тления. О милая моя братия и дружина ласковая, уже не повеселюся с вами! Светочи мои ясные, зачем потускнели вы? Не много порадовался с вами! Если услышит бог молитву вашу, то помолитесь обо мне, брате вашем, чтобы умер я вместе с вами. Уже ведь за веселием плач и слезы пришли ко мне, а за утехой и радостью сетование и скорбь явились мне! Почему не прежде вас умер, чтобы не видеть смерти вашей, а своей погибели? Слышите ли вы горестные слова мои, жалостно звучащие? О земля, о земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот и как опишу его, в который погибло столько государей и многое узорочье рязанское — удальцы храбрые? Ни один из них не вернулся, но все рано умерли, единую чашу смертную испили. От горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор темнеет, сила изнемогает».

Было тогда много тоски, и скорби, и слез, и вздохов, и страха, и трепета от всех тех злых, которые напали на нас. И воздел руки к небу великий князь Ингварь Ингваревич и воззвал со слезами: «Господи боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех гонящих избавь меня. Пречистая матерь Христа, бога нашего, не оставь меня в печали моей. Великие страстотерпцы и сродники наши Борис и Глеб, будьте мне, грешному, помощниками в битвах. О братия мои и воинство, помогайте мне во святых ваших молитвах на врагов наших — на агарян и род Измаила».

И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих — великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давида Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных — своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел нести их во град Рязань. А честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил его с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу. А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы их. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого чудотворца Николы Корсунскего. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила).

Те государи из рода Владимира Святославича — отца Бориса и Глеба, внуки великого князя Святослава Ольговича Черниговского. Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали. Отрасль они святого корени и богом насажденного сада цветы прекрасные! Воспитаны были в благочестии и во всяческом наставлении духовном. От самых пеленок бога возлюбили. О церквах божиих усердно пеклись, пустых бесед не творили, злонравных людей отвращались, и с добрыми только беседовали, и божественные писания всегда с умилением слушали. Врагам в сражениях страшными являлись, многих супостатов, поднимавшихся на них, побеждали и во всех странах имена свои прославили. К греческим царям великую любовь имели и дары от них многие принимали. А в браке целомудренно жили, помышляя о своем спасении. С чистой совестью, и крепостью, и разумом держали свое земное царство, и к небесному приближаясь. Плоти своей не угождали, соблюдая, тело свое после брака непричастным греху. Государев сан держали, а к постам и молитвам были прилежны и кресты на груди своей носили. И честь и славу от всего мира принимали, а святые дни святого поста честно хранили и во все святые посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн. И многие труды и победы по правой вере показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчину свою от врагов безленостно оберегали. И милостыню неоскудную давали и ласкою своею многих из неверных царей, детей их и братьев к себе привлекали и к вере истинной обращали.

Благоверный князь Ингварь Ингваревич, названный во святом крещении Козьмой, сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя. А господина Михаила Всеволодовича Пронского посадил на отца его отчине.

Источник

Познавательное и интересное