Сказки животные севера для дошкольников

Сказки

Сказка для ознакомления младших дошкольников с животными и птицами Севера

Наталья Юркова
Сказка для ознакомления младших дошкольников с животными и птицами Севера

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами Севера. Сказка о Севере.

1. Познакомить младших дошкольников с животными и птицами Севера в доступной форме – сказка.

2. Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

3. Познакомить детей с особенностями Крайнего Севера.

-развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц Севера;

-развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику, фантазию, творчество;

-воспитывать любовь к родной природе и животным;

-продолжать работу по обогащению словаря;

Оборудование и материалы: фланелеграф, животные из картона: медведица, медвежонок, олень, песец, сова, пингвин, утка гага; море, рыба, плавник касатки, чум, охотник и его жена.

Жил на Севере маленький медвежонок. Как все медвежата, ходил он с медведицей по тундре, искал ягоды, выкапывал из земли сладкие коренья, учился у мамы-медведицы ловить рыбу в реке. Но был этот медвежонок очень упрямый и не слушался маму.

Залез он однажды в море, хотел, как большой медведь, горбушу поймать. А вода в море холодная и течение быстрое.

Рассердилась медведица, схватила медвежонка зубами и вытащила на берег.

— Не хочу, чтобы меня, как маленького, вытаскивали из воды! Не буду медведем! Другим зверем стану!

И убежал в тундру. А медведица очень опечалилась, и стала очень волноваться за своего медвежонка, ведь он еще маленький. Стала звать она его и разыскивать, но медвежонка нигде не было.

И вот однажды она встретила северного оленя (ставлю на фланелеграф).

Олень не очень опасался медведицы, ведь у него сильные копыта и крепкие большие рога, но медведица была такая грустная, что его доброе сердце не выдержало,и он спросил у медведицы:

-Что случилось, мама-медведица? Почему ты такая грустная?

Заплакала мама- медведица и все рассказала оленю.

— Не плачь, мама- медведица, у меня есть знакомый охотник, он нам поможет найти твоего медвежонка.

Поблагодарила медведица оленя и пошла дальше искать своего сыночка.

Инила занималась хозяйством, а Тулун ходил на охоту и пас оленей.

И вот к охотнику пришёл олень (ставлю оленя перед чумом) и рассказал о маме-медведице и её медвежонке.

-Помоги, пожалуйста, Тулун найти этого малыша, ведь он ещё такой маленький и глупый.

Тулун был добрым человеком, и ему стало очень жалко маму-медведицу, и он согласился помочь.

Попрощался он со своей женой Инилой и отправился в путь.

Шли они с оленем, шли и встретили песца. Он был такой белый, как снег, поэтому его звали Снежок.

Услышав невесёлую историю про медвежонка, он решил им помочь. У песца очень хороший нос, он чувствует много запахов. Снежок решил отвести охотника и оленя по следам медвежонка. Скоро пошёл снег и засыпал все следы. Охотник, олень и Снежок не могли идти дальше, они совсем стали невесёлые. Но тут с высокого белого неба к ним спустилась полярная сова.

Её звали Белое Перо, потому что все её перья были белые, как и всё вокруг.

Друзья рассказали ей про беду мамы-медведицы. Белое Перо была умная сова. Она сказала, что маленькие дети не должны убегать и прятаться от своих родителей, потому что с ними может случиться беда. И пообещала с высоты поискать непослушного медвежонка. И полетела.

Читайте также:  Рассказ о детстве и юности бунина кратко

Летела сова, летела, и вдруг увидела внизу медвежонка и пингвина (ставлю море, пингвина и медвежонка).

— Ты кто такой, я тебя не знаю.

-Я пингвин, а ты медвежонок.

-Я умею глубоко нырять и ловить рыбу.

— Я тоже так хочу. Покажи мне.

Пингвин нырнул в море и вынырнул с рыбой.

Медвежонок прыгнул в воду следом за пингвином, проплыл немного, и вдруг на него поплыла большая касатка (показываю, у неё были такие злые глаза, что медвежонок очень сильно испугался и быстро поплыл к берегу. Касатка обязательно бы схватила медвежонка, но смелый пингвин отвлёк её внимание, и медвежонок сумел спастись. Он сел на берегу и сильно заплакал.

И тут к нему спустилась с неба полярная сова и рассказала, что медвежонка все ищут.

— Я полярная сова, и я могу позвать охотника, оленя и песца, они ищут тебя.

-Я так сильно устал, что не смогу идти. Можно я посижу здесь и подожду?

И тут к нему подплыла гага – это северная утка. Вот она (показываю).

-Малыш, что ты так горько плачешь?

— Я к маме хочу, и есть хочу, но не могу даже рыбу поймать, ведь в море злая касатка (плачет).

Гага опустила голову в воду и поймала рыбу, подплыла к медвежонку и дала ему эту рыбу. Медвежонок поблагодарил утку и с удовольствием скушал всю горбушу.

И в это время над ним закружилась полярная сова и появились друзья: охотник, олень и песец. Они взяли медвежонка с собой и пошли искать маму-медведицу.

Медвежонок сказал, что больше никогда не будет убегать и прятаться от мамы. Мама-медведица очень благодарила всех друзей за помощь, которую они оказали её маленькому сыну.Так у медвежонка появились друзья: охотник Тулун, песец Снежок и полярная сова Белое Перо. Медвежонок обещал всему научиться и стать настоящим медведем.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта «Формируем.

Фотоотчет о театрализованном представлении для младших дошкольников «Сказка «Лесная история» Ребята группы «Радость» показали для своих младших друзей, театрализованное представление по сказке «Лесная история! Все с волнением и удовольствием.

Конспект занятия «Знакомство с животными Севера и жарких стран» для детей средней группы Конспект занятия для детей средней группы Тема «Знакомство с животными Севера и жарких стран» Цель: Ознакомление с животным миром Задачи:.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Источник

Сказки животные севера для дошкольников

Сказки народов Севера

Читайте также:  Рассказ о бурундуках для 4 класса

Книга, которую ты держишь в руках,сборник сказок. Это сказки разных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на огромной территории от западных до восточных границ Советского Союза, от Кольского полуострова до Чукотки.

Забитые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Севера окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», удэгейская — «Гадазами», эвенская — «Находчивый стрелок» и другие).

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Дорогой друг! Читай эту книгу вдумчиво, не торопясь. Прочитаешь сказку — подумай, о чём она, чему учит. Как писал поэт Владимир Маяковский: «Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод». Вот ты и подумай, какой же вывод можно сделать из каждой прочитанной тобою сказки.

В книге ты встретишь слова, которые могут быть тебе неизвестны. Они отмечены звёздочкой, объяснение их ты найдёшь в конце книги. Это в основном названия предметов быта, домашней утвари, одежды различных народов Севера.

Читай сказки не спеша, так, как будто ты рассказываешь их своим друзьям или младшим братьям и сестрам.

Внимательно рассмотри иллюстрации к сказкам. Подумай, к какому эпизоду сказки они относятся, какой рисунок нарисовал бы ты к той или иной сказке. Обрати внимание на орнамент, одежду, предметы быта разных народов.

Желаем тебе успехов!

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум[1], целые сугробы снега на пимах[2] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.

Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:

— Я без пимов. Другой говорит:

— Я без шапки. Третий говорит:

А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:

— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу[3] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.

Читайте также:  Придумать короткий рассказ в котором было бы неожиданное и смешное

Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Закричал тогда старший брат:

— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!

Побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.

Младший сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!

Отвечает мать издалека:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

ТАЛА-МЕДВЕДЬ И ВЕЛИКИЙ КОЛДУН

Повадился вокруг стойбища[4] Тала-медведь ночью шататься. Ходит тихо, голоса не подаёт, за камнями таится — выжидает: глупый ли оленёнок от стада отобьётся, щенок ли за стойбище выскочит, ребёнок ли.

Однако как ни таись, а следы на снегу остаются. Увидали матери те следы, сказали детям:

— Не катайтесь поздно при луне с горки! Тала-медведь близко. Схватит, в свою тупу [5] унесёт, на обед задерёт.

Луна взошла, а непослушные дети всё с горки катаются.

Вылез из-за камня Тала-медведь, раскрыл свой мешок — кису, поперёк дороги поставил, а сам подальше залёг.

Покатились ребята с горки да в медвежью суму влетели!

Схватил Тала суму, на плечи взвалил, идёт домой, радуется: «Полную кису ребят несу! Вкусно поем!»

Шёл, шёл, устал, повесил суму на еловый сучок, сам под ёлкой лёг и захрапел.

Висят ребятишки в суме, шепчутся:

— Что делать будем? Тала нас съест! Один, самый маленький, мальчик спрашивает:

— Есть ли у кого нитки-иголки?

— Есть, есть, у девчонок есть! — отвечают ему.

— Живо камни таскайте, в суму кидайте! Натаскали ребята камней, в суму накидали, и мальчик туда же залез. Велит:

— Теперь зашивайте и домой бегите! Зашили дети суму и домой побежали. Проснулся Тала-медведь, потянулся, спрашивает:

— Все ли вы там в моей кисе живы?

— Все, все живы! — отвечает мальчик. Взвалил Тала кису на плечи да так и сел:

— Ох, тяжело! Зато хватит вкусного мяса надолго!

Едва дотащил Тала кису до дома. Залез на земляную крышу, кричит в дымовую дыру своей хозяйке-медведице: жена моя Талахке голодная, сынок мой Талашка в люльке спит голодный!

— Что ж, — говорит мальчик, — это можно. Тащи большой медный котёл, тащи хворост, огонь разжигай!

Побежал Тала за медным котлом, побежала Талахке за хворостом. А мальчик камни из дома выкинул, один только себе оставил, выхватил из очага головешку, в тряпку завернул да поверх Талашки в люльку положил. Сидит, люльку качает. Прибежал Тала — принёс котёл, прибежала Талахке — принесла хворост.

Источник

Познавательное и интересное