Сказки. Рассказы. Стихи
Сказка про ежика Витю — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
Возраст: 4-9 лет.
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Вопросы для обсуждения
За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?
Занятие 2. «Сказка про ежика Витю»
Материалы и оборудование: аппликаторы Кузнецова; шелковый шарф, картонные круги или спортивные «подушки»; мелкие бусинки, пуговицы, палочки; аудиозапись песни «Дружба крепкая» В. Шаинского.
1. Упражнение «Ласковый дождик»
Цель: активизировать детей, позитивно настроить на совместную работу в группе; снять телесные зажимы.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга с игрой „Ласковый дождик“». Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж плеч, спины идущего впереди. Затем направление движения меняется, и игра повторяется. Направление можно менять несколько раз.
2. Упражнение «Дорожки»
Цель: развивать тактильные ощущения, учить детей чувствовать свое тело.
«Сегодня нам предстоит долгая прогулка, а для этого нам надо выбрать дорогу, по которой мы пойдем».
Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.
«Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего волшебной силой, которая поднимается от ступеней и заполняет все его тело.
Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или спортивные „подушечки“). Но эта дорога дает идущему по ней больше силы, чем первая.
Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Закончив путь, садитесь на пол и расслабляйтесь».
Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь выбрал.
«Сказка про ежика Витю»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
3. Упражнение «Колючий ежик»
Цель: реализовать потребность детей в возможности проявления агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. Упражнение повторить несколько раз.
– Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой колючкой, как ты? – говорила Вите лиса.
– Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, – бурчал медведь.
– Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, – пищал зайка.
– У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте – и те поют лучше тебя, – напевал ему прямо в ухо соловей.
4. Упражнение «Зайцы, медведи, лисы, соловьи»
Цель: развивать умение изображать при помощи жестов, мимики разных животных, формировать навыки креативности.
Ведущий называет то одно, то другое животное или птицу, а дети выполняют характерные для него движения, «любуются» собой.
– «Зайцы» – легко скачут;
– «Медведи» – медленно переваливаются, изображая тяжелую походку;
– «Лисы» – крадутся за добычей;
– «Соловьи» – порхают, легко махая крылышками.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?» – плакал он. Маленькие слезки ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку.
5. Упражнение «Печаль»
Цель: учить ребенка понимать свои эмоции и правильно их выражать, преодолевать собственные внутренние барьеры.
Дети изображают эмоцию «печаль» – лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены. Дети ладонью круговыми движениями мягко гладят себя по груди, успокаивают.
Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть не заболел.
6. Упражнение «Закончи фразу»
Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей, совершенствовать навыки связной речи, развивать самореф лексию.
Детям предлагается изобразить маленького ежика и проговорить: «Да, я маленький – но я…» (добрый, сильный и т. д.).
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак.
7. Упражнение «Кто больше соберет»
Цель: развивать моторную ловкость, дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки, тренировать в изменении характера движений.
Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п., но с условием: а) только правой рукой, б) только левой рукой; в) пальцами ног, г) сжав пальцы в кулак.
Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику стало очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», – подумал он.
8. Упражнение «Страх чужого»
Цель: отрабатывать навыки общения с разными людьми, понимать эмоции других людей; развивать умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим невербальным способом.
Ведущий исполняет роль «чужого», все дети – «ежики». Сначала раздаются раскаты грома в записи. Затем ведущий кричит низким страшным голосом: «У-у-у! Зачем вы здесь?» Дети изображают страх, а затем по очереди встают и гордо выпрямляются, как бы победив свой страх.
Но, несмотря на страх, Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться за куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела.
Цель: формировать навыки невербального выражения эмоций; учиться задерживать внимание на своих ощущениях.
Детям предстоит показать, как они ощущают боль (без слов).
Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
– Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, – сказала лиса.
10. Упражнение «Настоящий друг»
Цель: учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств.
Дети разбиваются на пары. Им предлагается полоса препятствий: пройтись по тропинке через лес, через кусты, обогнуть яму, перебраться через поваленное дерево, переплыть на лодке озеро и т. д. Но все это надо сделать вместе, не разрывая рук, как настоящие друзья, которые друг друга не бросают.
Ведь настоящий друг – это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
11. Упражнение «Марш»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой маршевого характера, способствовать повышению уровня самооценки и уверенности в себе.
Дети выбирают себе «друга» и встают в пары. Под песню «Дружба крепкая» они гордо обходят зал, крепко держась за руки.
«На этом наше сказочное путешествие заканчивается.
Мы с вами опять выбираем себе дорогу домой» (раскладываются три варианта). Дети выбирают, а ведущий наблюдает за их выбором.
Вопросы для обсуждения (обсуждение проходит в группе или индивидуально):
1. За что было обидно ежику, почему он плакал?
2. Что изменилось в жизни ежика?
3. Кто такой настоящий друг, по мнению ежика? А как считаешь ты?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Конспект НОД с элементами сказкотерапии для детей подготовительной группы «Сказка про ёжика»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формирование у детей доброго отношения друг другу, чувства сопереживания с помощью сказки.
— учить детей давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали;
— воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: проектор, экран, слайды, магнитофон, запись музыки, волшебный цветок, шапочка ежа, пластилин, доски для лепки, корзиночка.
Ход НОД:
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в лес, но не в обычный, а в сказочный, волшебный. А попасть в этот лес мы с вами сможем с помощью волшебного цветка. (Показывает цветок) Давайте встанем в круг, так чтобы всем было видно. (Воспитатель зажигает цветок)
Протяните над цветком руки, но не дотрагивайтесь до него, закройте глаза. (Звучит музыка, на экране появляется слайд со сказочным лесом)
Давайте послушаем красивую музыку. Сказочный цветок дает вам волшебную силу, и вы превращаетесь в лесных зверей, которые встречаются в сказках.
Дети выполняют упражнение. Музыка затихает.
Воспитатель: Ну, что превратились? Тогда откройте глаза. Посмотрите на экран, в каком красивом лесу мы с вами очутились!
— В какого зверя ты превратился? (Ответы детей)
-Из какой сказки ты к нам пришел. (Иван Царевич и серый волк, Теремок, Рукавичка)
— Изобразите зверей, в которых вы превратились.
— Молодцы! Вы все хорошо справились с превращением. А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть, присядьте на стульчики.
Воспитатель: Вы очень хорошо изобразили своих героев, а вот героем нашей сегодняшней сказки будет…
А кто же будет главным героем, вы мне скажите после того,как отгадаете загадку:
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки
Колкий шар, невидно ножек
Звать его конечно…ёжик.
(На экране появляется изображение ёжика)
Воспитатель: Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ёжик. Вот он какой (Показывает на картинку и игрушку).
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про ежа? Ёж какой, где он живет, чем питается? (Ответы детей) А теперь послушайте сказку про ежа.
Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника,попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика.
В тот вечер ежик, как всегда собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья. (Показ слайда с изображением муравья)
Сначала он удивился, потом его так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать. Он уже было собрался пройти дальше, как муравей тихонько застонал и пришел в себя.
— Добрый день! Поздоровался воспитанный муравей. В ответ ежик только фыркнул.
— Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне?
(Давайте покажем грустного, печального муравья)
Ёжик подпрыгнул от неожиданности. Ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей. Но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет. Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. (Предложить детям изобразить довольного, веселого ежика)
Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал толи от холода, толи от того, что у него болела ножка.
Что-то шевельнулось в сердечке ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу. (Показ слайда с изображением совы)
Сова, услышав, о чем просил ее ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик ежа не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить. Пришли к нему и зайчик, лиса, волк, медведь и многие другие звери.
(Воспитатель: Где наши звери? Выходите ко мне (Дети подходят к воспитателю)
Все весело смеялись, рассказывали интересные истории, играли в разные игры.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в веселую игру. А муравей посмотрит на нас (Показ слайда с изображением муравья).
Музыкальная игра ёжиком.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами отдохнули. Давайте присядем на стульчики и дослушаем сказку.
Когда муравей выздоровел и вернулся домой, ёжику стало грустно и одиноко.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать ёжику, чтобы ему не было грустно. (Ответы детей)
Воспитатель: Ёжик решил сам пойти в гости к муравью и навестить его друзей, которые стали тоже и его друзьями.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в гости мы ходим с подарками и угощениями. Давайте поможем нашему ёжику собрать гостинцы.
Дети подходят к столам и выполняют работу.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошие угощения получились. Давайте сложим их в корзиночку и отдадим ежику (игрушке). Наш герой отправился к друзьям. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной, ласковой улыбкой на лице. С того дня ежик забыл что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и помогать в беде».
Воспитатель: На этом наша сказка закончилась. Нам пора отправляться в детский сад и превращаться в детей. Сделаем мы это опять с помощью волшебного цветка. (Повторяем упражнение с цветком)
Воспитатель: Вот мы и превратились в детей. А теперь вы расскажите, о чем эта сказка? Какие чувства вызывает сказка? Как вы думаете, чему учит нас сказка? Да, в сказке все кончилось хорошо. Как вы считаете, понял ли ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Почему? Давайте вспомним пословицы о дружбе. (Ответы детей)
Молодцы! Вы все знаете, что нужно всем дружить, не обижать и всегда помогать друг другу.
Дети уходят в группу.
Комплекс дыхательных упражнений с элементами сказкотерапии для детей младшего возраста. Тема: Комплекс дыхательных упражнений с элементами сказкотерапии для детей младшего возраста. Цель: укрепление защитных сил детского организма.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6–7 лет «В гостях у сказки» Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6-7 лет «В гостях у сказки» Цель: формирование позитивного.
Конспект НОД по речевому развитию с элементами сказкотерапии «Волшебные слова» в старшей группе Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать литературный текст, активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы, побуждать.
Конспект по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы «Яблоки для ёжика» Программное содержание: Формировать у детей представления о ёжике. Закреплять умение узнавать и называть цвета; Знакомить детей с рисование.
Конспект занятия по сказкотерапии для детей 5–6 лет «Сказка о мальчике, который ушел далеко» Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну, в которой узнаем о приключениях мальчика Вани. Для начала давайте.
Коррекционная работа с детьми подготовительной к школе группы методом сказкотерапии. «Сказка о потерянном настроении» «Сказка о потерянном настроении или в поисках доброго характера» (психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста) Трофимова.
Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии в подготовительной группе «В гости к Бабе-Яге» Цель: Развитие эмоционального интеллекта, межличностных отношений, взаимопонимания. Задачи:1. Формировать у детей уверенность в себе через.
Конспект НОД по развитию речи с элементами сказкотерапии «Зайка-зазанайка» в средней группе Цели: формировать умение детей четко произносить согласный звук З. Развивать речевое дыхание, тренируя произносить звук длительно и на одном.
Сказкотерапия сказка про ежика
Екатерина Владимировна Свистунова, Елена Владимировна Горбунова, Елена Александровна Мильке, Елена Викторовна Нестерова, Светлана Вячеславовна Шумилова
Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия
© Коллектив авторов, 2018
© Издательство «Редкая птица», 2018
Максим, представь себе, что пришел добрый волшебник и покрасил всех людей в разные цвета. Какого цвета были бы женщины?
А какого цвета были бы мужчины?
А какого цвета были бы дети?
– Потому что мы разные!
В последние годы в сфере образования заметно возрос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Актуальность такой работы заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как нормативно развивающихся детей, так и детей с особыми возможностями здоровья.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития личности, здесь стартуют те качества, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. Следовательно, одним из важнейших направлений дошкольного воспитания является развитие интегративных качеств ребенка, которые он может и должен приобрести в этот период. Планируемые итоговые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования обозначены в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.
В процессе освоения программы дошкольного образования ребенок может приобрести следующие качества:
– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
– любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
– эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
– способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
– овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
– овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Предложенная нами система коррекционно-развивающих занятий направлена на развитие гармоничной личности ребенка. Она дополняет общеобразовательную программу дошкольных учреждений и позволяет встроить ее в план работы воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога.
Психолог через игротерапию, воспитатель через сказкотерапию, педагог через изотерапию, музыкальный руководитель через музыкотерапию создают те условия, в которых ребенок развивается, выражает себя, познает и совершенствует.