Сказку сделать былью как понять

Сказки

Значение крылатых выражений — Мы рождены чтоб сказку сделать былью, на деревню дедушке, на заре туманной юности, нам песня строить и жить помогает

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью«

Выражение из известной песни «Всё выше!», посвящённой советским лётчикам, 1921 года. Слова П. Германа, музыка Ю. Хайта.
«Быль» — здесь: действительность.
Эта песня получила широкое распространение в конце 20-х — начале 30-х годов, когда страна начала создавать свой воздушный флот. Перелёт в 1937 году экипажа в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на отечественном самолёте АНТ-10 через Северный полюс в США показал, что СССР достиг в авиации мирового уровня.
Употребляется в публицистике, когда хотят подчеркнуть, что люди способны осуществлять мечты.
Пример из литературы:
Много веков люди стремились к звёздам, к полётам на другие планеты. Но только в наши дни удалось «сказку сделать былью»: 12 апреля 1961 года весь мир услышал из космоса голос первого космонавта Юрия Гагарина.

«На деревню дедушке«

Выражение из рассказа А. П. Чехова «Ванька», 1886 год.
В рассказе Чехова девятилетний мальчик Ванька, которого привезли в Москву и отдали в учение сапожнику, пишет письмо дедушке о своей тяжёлой жизни в городе и в конце письма просит деда забрать его обратно в деревню: Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне… Подумав немного, он обмакнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
Говорят шутливо в ситуации, когда кто-либо указывает неправильный адрес на конверте или собирается писать письмо, не зная точного адреса.
Пример из литературы:
Ты посмотри, как ты написал адрес: всё есть, а город не указал, вот и получилось «на деревню дедушке». Не удивительно, что письмо вернулось обратно.

«На заре туманной юности«

Выражение из стихотворения А. В. Кольцова «Разлука», 1840 года, которое стало известным романсом (музыка А. Л. Гурилёва, 1848 год).
Смысл : в молодые годы.
Употребляется всегда шутливо, носит книжный характер.
Пример из литературы:
…с удовольствием вспоминали, как они ещё «на заре туманной юности», четверть века назад, работая в сельской школе, создали для крестьян агрономический кружок (В. Булгаков, «Семья Розановых»).

«Наделала синица славы, а моря не зажгла«

Выражение из басни И. А. Крылова «Синица», 1811 год.
«Слава» — здесь: слухи, молва, толки.
В басне рассказывается о том, как синица хвасталась, что зажжёт море, но когда звери вышли на берег посмотреть, как она это сделает, синица, естественно, не смогла его зажечь.
Смысл : обещано много, но ничего не сделано. Говорят иронически о людях, которые обещают что-то необыкновенное, а выполнить этого не могут.
Пример из литературы:
Кто всё кричал: «Сделаю, сделаю!?» Я же тебе говорил, что сначала надо сделать, а не хвастаться. А то «наделала синица славы, а моря не зажгла».

«Нам песня строить и жить помогает«

Выражение из «Марша весёлых ребят» к кинофильму «Весёлые ребята», 1934 года. Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского.
Говорят, когда хотят подчеркнуть значение песни в жизни человека. Иногда часть выражения: «строить и жить помогает» употребляется для характеристики других явлений.
Пример из литературы:
Музыка — один из древнейших видов искусства. Близкая и понятная народу, она «строить и жить помогает», вдохновляет творческий труд миллионов людей, призывает к героическим подвигам (Б. Иофан, «Будем изучать и развивать классическое наследие»).

Источник

Как сказку сделать былью

У каждого из нас есть мечты: маленькие или большие, реальные или фантастические. Мы мечтаем чаще, чем нам кажется. Иногда это происходит неосознанно: подумали о желаемом и сразу забыли. А порой мы вынашиваем мечты годами, а то и десятилетиями.

Но неужели вы хотите оставить это на уровне фантазии? Наверное, нет. Каждый хочет, чтобы его мечта когда-нибудь осуществилась. Но без конкретных действий – это всего лишь сказки. Фантастические мечты, конечно, в реальность вряд ли можно воплотить, зато все остальные вполне возможно. Бывает так, что желаемое осуществляется само собой, стоит только подождать. Но так бывает далеко не всегда. Если хотите исполнить мечту, то превратите ее в цель.

Можно записать ее на листе бумаги, зарисовать или запомнить. Но сделать это нужно как можно ярче, с рассмотрением всех мелочей. Например, вы мечтаете о машине. А для постановки цели уже необходимо определиться с маркой, моделью, цветом и прочимы важными для вас мелочами. После того как цель поставлена составьте четкий план действий, которые помогут вам приблизиться к цели и, в конечном итоге, достичь ее.

Мотивация и визуализация

Без мотивации никак не обойтись. Если нет сильного стимула, то ничего не получится. Поработайте над мотивацией, подумайте для чего вы хотите осуществить мечту. Если она будет содержать смысл, что «это нужно, необходимо» для чего-то, то подействует она значительно, чем простое «хочу».

Одного лишь желания бывает мало. В этом случае вскоре после решительного старта вы можете охладеть к цели, пустить ее на самотек. Поэтому мотивацию лучше подкрепить каким-нибудь «надо». Вместе с этим можно визуализировать свои цели. Представьте, что ваша мечта уже осуществилась. Подумайте, что вы будете с ней делать, как это изменит вашу жизнь. Законы визуализации работают, даже если вы в них не верите. Часто бывает, что мы представляем себе что-то и оно случается. Особенно так происходит с нашими страхами, потому что их визуализация сильнее и ярче. Так что думайте всегда только о хорошем. Вообще, надо научиться находить положительные моменты в любой ситуации. Если хотите что-то изменить в своей жизни, тогда начните с себя, то есть со своих чувств, эмоций, черт характера. Настройтесь на позитивную волну.

Если у вас будет хороший настрой, значит, вы будете меньше злиться, огорчаться, обижаться. Благодаря этому многие проблемы будут просто проходить стороной. А коль так, значит, у вас останется больше времени на реализацию поставленной цели.

Каждый новый день дарит нам возможности, наполняет нас чувствами, эмоциями и знаниями. Будьте благодарны за новый жизненный шаг, достижения и всякие приятные мелочи, которые происходят с вами ежедневно. Говорите спасибо при каждом удобном случае. Слова благодарности могут быть направлены на конкретного человека или группу людей. В этом случае они создадут благоприятный эмоциональный фон. Кроме того, благодарность может быть направлена и на что-то нематериальное, например, Бога, судьбу. В любом случае, через неделю или месяц вы почувствуете, как начнет меняться ваше отношение к вещам, будут происходить первые сдвиги в пользу вашей мечты. Вы увидите новые возможности для реализации задуманного.

Планирование и творчество

Психологическая готовность к достижению цели не единственное условие ее успешного осуществления. Вы должны сделать четкий план действий. Не откладывайте ничего на потом. Если хотите добиться желаемого, то действуйте по принципу: кто, если не я, когда, если не сейчас. Так что берите лист бумаги и начинайте планировать. Кратко сформулируйте цель и запишите ее. Теперь задайте себе вопрос, что вы можете, что необходимо сделать для ее достижения. Оптимально, если стрелочек-ответвлений будет 3–4. Если их намного больше, то подумайте, будет рациональней сначала задать основой цель поменьше. А, уже достигнув ее, переходить к более крупной, значительной. От получившихся ответвлений поставьте еще по паре стрелочек, задав подобный вопрос, к каждому из условий. В зависимости от сложности, заданной цели, план может быть многоуровневым. Он будет наглядный, схематичный и очень удобный. Начнете, естественно, снизу, с решения простых задач. А дальше по подобию игры: прошли первый, низший уровень – переходите на следующий, более высокий. Но если уже сравнивать с игрой, то можно заметить, как увеличивается с каждым разом сложность. Дойти до конца бывает нелегко. У вас же все наоборот. Первый уровень является фундаментом, основным и, пожалуй, самым сложным. Если пройдете его, то все остальные тем более. Тут главное грамотно, продуманно составить план.

Теперь посмотрите на план и подумайте, есть ли там задачи, которые можно решить за 5–10 минут. Если да, то приступите к их выполнению немедленно. Читайте выше – ничего не откладывайте на другой раз. Решив какую-либо задачу, обведите ее в кружочек или поставьте около нее галочку. К решению самых неприятных задач приступайте с утра, когда вы полны сил. Если вы умеете распределять свое время, то под каждой маленькой целью можно написать примерное время, которое вы потратите на ее достижения. Это позволит посмотреть на несколько шагов вперед в будущее. Вы будете приблизительно знать, когда достигните основной цели.

Осталось поговорить о творчестве. А причем тут оно, спросите вы. Творческая деятельность будет вам помогать и направлять, настраивать на нужную волну. Дорога к реализации задуманного нелегка и, естественно, вы будете уставать, временами будет сложно, возможно, появится желание сойти с пути, оставить свою затею. Творческое мышление начинает работать в двух случаях: когда вы спокойны и расслаблены либо если вы находитесь в состоянии легкого стресса, подавленности. В обоих случаях мозг будет подсознательно работать вам во благо и искать новые пути решения задач, проблем и спорных вопросов.

И еще, прежде чем вы начнете этот нелегкий путь, вспомните, о прежних мечтах, осуществление которых показалось вам нереальным. Подумайте, от скольких из всех желаний вас отговорили близкие, родные, друзья. Такое бывает нередко.

Читайте также:  Рассказы о деревенской жизни про любовь

Прислушиваться к советам близких, конечно, нужно. Но при этом вы должны понимать, что жизнь одна и надо прожить ее самому, не по указке и прихотям других людей. Если мечтаете – добивайтесь, если в вас не верят – верьте сами в себя с удвоенной силой!

Источник

Как сказку сделать былью? Сказочные отношения в семье.

Помните в сказке: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что», если не ошибаюсь, что-то в этом духе. И ладно бы такое только в сказке происходило, так нет же, многие женщины и девушки стали «сказку делать былью». Примерно так:

— А ты догадайся сам…!

— Не буду я ничего тебе объяснять, сам все поймешь.

И так далее и тому подобное. В общем, один в один «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

В свое время я так же активно занимала ряды вместе с другими женщинами, которые рьяно уверены в том, что (цитирую одну мою знакомую): «Женщина должна быть как загадочная упаковка, которую мужчина будет распаковывать сам, и помогать ему ни в чем не нужно». Так вот, много лет назад я занимала ряды подобных женщин и девушек и самозабвенно отстаивала в своей семье позицию о том, что мой муж всегда и все должен понимать сам, угадывать даже мои самые сокровенные желания, не говоря о том, что лежит на поверхности.

Т.е., я активно считала, что мой муж умеет читать мысли. И что когда он якобы «делает вид», что не понимает меня и того, что я от него хочу, то он всего лишь … делает вид, а на самом деле все-то он, миленький, понимает. В то время я была абсолютно и полностью убеждена, что мой любимый конечно же все понимает, как же можно не понять то, что понятно любой другой женщине. Например, как можно не понимать, что мне нравятся цветы, или что мне необходима помощь по дому, или что…в общем, перечислять можно долго, но суть и так ясна.

В общем, во мне видно было желание сказку сделать реальностью, и я как самая настоящая «загадочная леди», жила с уверенностью в том, что мой мужчина должен «сам обо всем догадываться, разгадывать меня, угадывать мои желания и предпочтения, методом проб и ошибок узнавать мои вкусы и то, что я хочу». В общем, сказка по полной программе. Да вот только сказки тогда не получилось, и реальность оказалась совсем не сказочной. Во всяком случае не такой, как я её себе представляла.

И чем дольше я молчала и не говорила о своих предпочтениях и желаниях, о том, что мне нравится, а что неприятно, тем больше возникало недоразумений, обид и взаимных упреков. А в какой-то момент муж спросил у меня, почему я не говорю ему о том, что именно хочу? Но сколько же внутреннего возмущения и …что это, некоего даже стыда и чувства вины, всплыло наружу, что я сразу же отринула любые мысли о том, что нужно четко и ясно говорить о своих желаниях.

Продолжая молчать, обижаться или говорить намеками, я только усугубляла ситуацию в семье. Если честно, сейчас мне довольно сложно вспомнить тот период, ведь минуло уже почти семь лет с тех пор, как мне дали новое видение и понимание. Но что я точно помню, так это то, что вот такое «загадочное молчание» чуть было не привело к тому, что я чуть было не потеряла самого замечательного для меня мужчину на свете (простите за каламбур).

В общем, сказка в том моем понимании не получилась, чуть было не привела к разводу, зато оставила после себя заученный на всю жизнь урок. А урок этот заключается в следующем – не нужно стремиться быть для любимого «непредсказуемой загадкой». Нужно стремиться быть как можно проще и понятнее, честнее и искреннее.
Женщина, она уже сама по себе для мужчины загадка, в силу разной женской психологии и мужской, в силу мировосприятия. Не нужно дополнительно ничего усложнять и делать для мужчины не жизнь, а бег
с преодолением непреодолимых препятствий.

Именно искренность и честность, прозрачность и понятность – вот основа крепкой и дружной семьи. При этом никто не говорит о том, что не нужно быть интересной, глубокой и неординарной женщиной. Но, к сожалению, сейчас эти понятия очень сильно перепутались.

Допустим, вы с любимым выбрались в дом отдыха, вместе ужинаете, все замечательно, весело общаетесь и вдруг вы ни с того ни с сего заявляете:

— Ах, что-то у меня настроение плохое. И вообще, я не люблю плов.

— Как не любишь? Ты же говорила, что плов обожаешь? И что случилось, только что всё было хорошо?

— Ну я не знаююююю. Я вся такая загадочная, сама себя понять не могу. Плов то люблю, то не люблю. Настроение то хорошее, то резко портится. Но ты постарайся, сделай так, чтобы мне стало хорошо.

— Что мне сделать? Скажи конкретно? Что ты хочешь? Шашлык, яблоки, творог? Хочешь, кино посмотрим или погуляем?

— Я даже не знаюююю, я вся такая загадочная. Может ещё что-нибудь, ты угадай.

В общем, думаю, всем примерно ясно. Кстати, пример взят из личного наблюдения, когда мы с мужем отдыхали в доме отдыха. Там была вот такая интересная молодая парочка. За неделю пребывания что они там привели, девушка так достала молодого человека, что он уехал раньше времени, сославшись на срочные дела. Потом та дама обзванивала всех своих подружек и обычно в столовой, за обедом и ужином, все отдыхающие ещё три дня слушали о том, какой её друг «нехороший».

Ладно, продолжим нашу тему. Итак, взяв на вооружение приобретенные методом проб, ошибок и набивания синяков (в переносном смысле) знания, наша семейная жизнь через пару лет действительно стала напоминать сказку. Но вот только уже ту сказку, которую мы стали выстраивать не на основе девичьих фантазий, а на основе реальной жизни. И одна из таких реальных основ оказалась той, что мужчина никогда, вы слышите, никогда не понимает намеков и тем более не умеет читать мысли! Читайте о том, как правильно разговаривать с мужчиной в статье Р. Кирранова «Как разговаривать с мужчиной, чтобы он вас понял».

Постепенно, шаг за шагом я преодолевала стеснение и училась искренне и прямо выражать свои желания и потребности. Так же училась не стесняться, не бояться обидеть мужа, и честно говорила то, что мне не нравится.

Главное здесь, научиться говорить спокойно, не как у многих женщин, все на эмоциях и обидах.

В первую очередь, что я сделала, так это то, что разобралась в себе и в том, что я люблю, что мне нравится, что я хочу видеть в наших семейных отношениях, а что нет. Рекомендую прочитать статью на сайте «Солнечные руки» «Как понять себя?» В общем, изложив все это для себя в отдельную тетрадь, я уже знала, что когда муж задерживается, я переживаю за него и хотела бы услышать от него звонок о том, что с ним все в порядке или предупреждение заранее о том, что сегодня он задержится.

Если я раньше в подобных ситуациях переживала, потом опять переживала, а когда муж приходил, я молчаливо обижалась на него или мы ругались с ним, то теперь я стала учиться спокойно и честно проговаривать все, как есть. Я рассказала о своих страхах, о том, что вовсе не хочу его контролировать, а просто хочу знать, что у него все в порядке. В этом случае я спокойно занимаюсь собой и своими делами. Несколько раз мне пришлось объяснять ему, как важно для меня, чтобы он звонил или предупреждал заранее.

Тогда мы решили этот вопрос буквально за пару месяцев, хотя до этого несколько лет это было камнем, о который периодически спотыкалась наша семья.

Так же я училась не только говорить то, что мне нравится, но и то, что не хочу или что неприятно. Это оказалось гораздо сложнее, но принесло довольно хорошие дивиденды в виде доверия, искренности и настоящей близости в наши отношения.
Ушли многие семейные проблемы, которые до этого казались неразрешимыми. О том, откуда берут свое начало семейные проблемы и как их решать, читайте в статье «Семейные проблемы, откуда ноги растут».

Тяжело было говорить открыто именно в те моменты, когда муж делал что-нибудь приятное. Например, звонил и приглашал куда-нибудь сходить, а я была уставшей или просто не хотела. И что я поняла, что именно в такие моменты и нужна искренность. Главное, не обидеть человека и не отбить у него желание что-то делать в другой раз. Я училась не просто говорить «нет», но и объясняла почему. Допустим, сегодня был тяжелый день, я сильно устала и хочу просто отдохнуть и побыть дома. Но давай приготовим вместе что-нибудь вкусное и не сложное, или закажем пиццу и устроим дома романтический ужин при свечах.

Читайте также:  Презентация сказки заюшкина избушка для дошкольников

В те разы, когда я не хотела никуда идти, но боялась обидеть мужа отказом и всё равно шла с ним, допустим, в кино или кафе, то потом сильно уставала и в итоге говорила ему, что с самого начала особого желания куда-то идти у меня не было. Каждый раз муж удивлялся, почему же тогда я сразу этого не сказала ему.

Так, шаг за шагом, прорабатывая страхи и навеянные установки о том, что «женщина должна быть таинственной загадкой, которую никто не разгадает (видимо потому, что ни у кого нет никакого желания её разгадывать)», я поняла, что жить намного проще, когда ты не ждешь, что кто-то придет и прочитает твои мысли.

Плюс к этому, в нашей семье давно появилось такое неоспоримое правило, как всем и всегда говорить правду. Я не говорю, что каждый день мы только и делаем, что говорим: «Я сегодня не хочу выполнять свои домашние обязанности», «Я не хочу работать и не буду», «Мне не нравится то-то и то-то» и так далее. Такого нет, так как мы оба понимаем, что у нас семья и есть взаимные обязанности. Речь не об этом. Речь как раз о том, чтобы говорить честно, что больше нравится, что не нравится, что вызывает дискомфорт, а что радует.

Если вы научитесь проговаривать и озвучивать то, что на самом деле думаете и какой на самом деле являетесь женщиной, то поверьте, ваша семейная жизнь станет в разы счастливее и радостнее.

Источник

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Сказка ложь, да в ней намек.

«Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!»

Вызывает меня как-то редактор наш, Сергеич, как я его по-свойски называю. Говорит:

— Ты вот что. Иван, сочини-ка мне сказку.

— Общественно-политический, про коневодство за Полярным кругом, а вам сказку внезапно подавай.

— Пойми, Вань, начальство требует. А с начальством не поспоришь. Дочка у него. День рождения. Сказку захотела. Дитя родное, понимать надо. Так что, умри, но сделай. Но не официально. Иначе не сидеть мне в этом кресле, понял?

— Да уж, еще как понял. А про что сказку-то сочинить?

— Ну, там. Какие сам знаешь. Про Иванушку-дурачка. Нет, про дурачка не надо. Про Красную Шапочку можно и Серого Волка тоже. Помнишь ведь, а? Читал в детстве?

— Да читал я, читал, Сергеич. Только не знаю, с чего начать и чем закончить.

— Сергеич, что за сказка про инвалида будет?

— Нет, я тебя не ограничиваю, не цензурирую, боже упаси. Цензуры, сам знаешь, у нас нет. Полная свобода творчества. Можешь хоть про Муху-Цокотуху. Кстати, лучше про нее. Мухи, так сказать, наш повседневный быт, а Красные Шапочки только на новогодних елках встречаются, когда Деды Морозы бегают кросс по улицам и в прорубь окунаются. А про волков не пиши: зачем ребенка пугать?

— Да мне без разницы, Сергеич.

— Именно. Однако нужна не просто сказка, а сказка на новый лад. Показать нашу сказочную действительность, одним словом. Ты сможешь. Я верю в тебя, Иван. Иди и твори. Свободен.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну да утро вечера мудренее. Наваял я текст, принес.

— Ну удивил. Удивил ты меня, понимаешь?

— В плохом. В том смысле, что твоя Муха вовсе не сказочная получилась, а обыкновенная. Как все мухи. Ну вот, например. «Пошла Муха на базар и купила самовар. » Ты где таких мух сказочных видел, скажи мне честно?

— Так сказка же, Сергеич, выдумка. Ну пошла, ну купила. Что такого? Нынче у нас все продается и покупается, верно? Всего полно, были бы деньги.

— Ты мне лучше скажи: почему у нее брюхо позолоченное?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну да утро вечера мудренее. Поправил я текст, принес заказчику опять.

— Можешь же. Но вот в этом месте. Что это у тебя получается, читай: «Тараканы прибегали. » Зачем нам тараканы, Ваня? В сказке?

— Тараканы. как есть тараканы. Они везде.

— И еще к тому же выпивают.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну да утро вечера мудренее. Покумекал я и назавтра принес новый вариант.

— Прекрасно, просто прекрасно. Я всегда верил, Вань, что ты справишься с самым трудным журналистским заданием. Может, на конкурс тебя отправим когда-нибудь. Почитаем, что ты там понаписал. что напридумывал. «Приходили к мухе блошки. » Мама дорогая. Блошки. Золотые сапожки. И это в то время, когда народу нечего надеть?

— Почему нечего? Ходят все обутые, одетые и частично сытые.

— Я про блошек, Иван, чтоб тебя. Зачем они в сказке? С какого боку?

— Сергеич, виноват, я подумал, где мухи, там и блохи.

— Нет, ты меня заживо в гробу убиваешь. Убери сейчас же свою пачкотню и принесу новую.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну да утро вечера мудренее. Нам не привыкать, принес заказчику новую.

— Другое дело, другой разговор. Чувствуется рука мастера. Стой. погоди. а это что такое: старичок-паучок муху в уголок поволок. Что за фигура речи?

— Ну, Сергеич, вы даете стране угля. Это как в жизни. Бывает же всякое, правда?

— Так мы на Европу с высокой колокольни.

— И что за слово такое «поволок»? Она, что, сама не может передвигаться? Парализованная?

— Фу…Какая гадость. Ужасное злодейство. Да он, похоже, серийный убийца и сексуальный маньяк.

— Ага. А еще ухмыляется. А дружки ее под диваны попрятались, представляете, Сергеич?

— Ну что, берете сказку?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну да утро вечера мудренее.

— Так что, понравилось?

— Сказка ложь, да в ней намек. Ага, Сергеич?

— Правильно мыслишь, Ванек! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Источник

Как сказку сделать былью

Если еще несколько лет назад векселя, облигации, Eurobonds, акции и другие финансовые инструменты использовались в основном крупными и известными компаниями, то сейчас все больше предприятий средней и малой капитализации успешно осваивают новый для себя способ привлечения инвестиций. Однако необходимо отметить, что фондовый рынок реагирует не на все предложения и, соответственно, не каждая фирма может привлечь финансирование на выгодных для себя условиях. В данном случае рынок ценных бумаг — это место встречи инвесторов, игроков, ищущих новые умные интересные идеи, на которых они смогут заработать деньги. Принцип «игры» прост: отдаем меньшую сумму и через какое-то время получаем большую.

Основополагающим показателем для таких инвесторов является капитализация предприятия. Именно со знакомства с этим показателем они начинают размышлять над вопросом «А стоит ли вкладывать в компанию деньги?».

Многое множество

В России сложилась уникальная ситуация, когда в начале 90-х несколько тысяч предприятий в один день стали акционерными обществами. Сегодня акции многих из них обращаются на бирже, однако стоимость большинства подобных компаний пока не получила справедливой оценки. Эти предприятия опытные инвесторы считают наиболее перспективными с точки зрения вложений и относят их к группе недооцененных компаний средней капитализации.

При этом количество фирм, входящих в эту группу, с каждым годом увеличивается. Соответственно растет интерес к этим предприятиям со стороны инвесторов и стремление владельцев и менеджмента к повышению стоимости своего бизнеса. Рост интереса к компаниям средней капитализации начался в 2003 году. Именно тогда на российском фондовом рынке произошла «тихая революция»: инвесторы обратили внимание на предприятия с капитализацией в 20–50 миллионов долларов. Результатом этого стало многократное повышение стоимости таких компаний.

Интерес со стороны инвесторов был обусловлен тем, что предприятия, желающие повысить свою капитализацию, стали вести более дружелюбную политику по отношению к инвесторам: они начали выплачивать справедливые дивиденды, регулярно публиковать для инвесторов свою отчетность. Они стали публичными. Кроме того, их просто стало больше, на российском рынке появились акции компаний с легко прогнозируемым потенциалом роста и понятной стратегией развития.

Благоприятная экономическая ситуация в стране привела к росту доходов, что, в свою очередь, стало причиной притока финансовых ресурсов на фондовый рынок как со стороны институциональных, так и со стороны частных инвесторов. Все это в совокупности способствовало тому, что в последние годы российский фондовый рынок демонстрировал уверенный рост. В 2005 году рост индекса РТС составил более 85 процентов, в 2006-м — более 60 процентов. Несмотря на то что в настоящее время на рынке наблюдается некоторый спад и, возможно, рынок не покажет таких рекордных доходностей, как в предыдущие годы, мы считаем, что он будет расти и развиваться вместе с экономикой России. Кроме того, нельзя забывать, что основу индекса составляют все-таки крупные компании, которые уже по большей части достигли уровня своей справедливой стоимости. Потенциал роста мы видим в секторе ценных бумаг компаний, недооцененных рынком.

Количество развивающихся компаний, акции которых котируются на фондовой бирже РТС на площадке RTS board, только за 2006 год увеличилось почти на 40 процентов. В системе представлены бумаги порядка 900 эмитентов. Количество IPO, проведенных российскими компаниями, за последние два года возросло в три раза. В январе 2007 года на Фондовой бирже РТС начала работу площадка RTS START, а на фондовой бирже ММВБ — Сектор инновационных и растущих компаний (Сектор ИРК). Данные площадки предназначены для размещения и обращения ценных бумаг эмитентов небольшой и средней капитализации.

Читайте также:  Рассказ туристического путешествия по афинскому акрополю

Все это еще раз доказывает интерес со стороны растущих компаний к фондовому рынку и, наоборот, рынка к таким предприятиям.

Обоюдный интерес

Стимулов для формирования справедливой капитализации у компаний так называемого второго эшелона достаточно. Один их главных — желание привлечь длинные и дешевые финансовые ресурсы. Важную роль в возникновении такого желания сыграл пример других предприятий. Успехи первых IPO, проведенных крупными игроками, вызвали «волну» публичных размещений. Значительное количество эмитентов начали задумываться об IPO не как об уделе 10–20 лидеров рынка, а как о реальном финансовом инструменте. В свою очередь «массовость» подобных проектов сделала IPO более доступным для компаний средней капитализации.

Нельзя не отметить и роль государства, которое также приложило руку к тому, чтобы средние компании стали благосклонно поглядывать на рынок ценных бумаг. С одной стороны, регулирующие органы проводят планомерную работу для повышения уровня прозрачности российских компаний и заставляют предприятия становиться более открытыми. А с другой — не без помощи государства произошел перелом в сознании собственников бизнеса. Они поняли, что гораздо более выгодно зарабатывать на росте капитализации, чем на использовании различных «серых» схем.

Еще одна причина, по которой компании средней руки стремятся увеличить свою капитализацию, — это быстрый рост количества сделок слияний и поглощений. Ведь как известно, при сделке M&A важнейшим критерием при оценке стоимости компании является ее капитализация.

Таким образом, приоритетными целями компании, решившей сформировать капитализацию, помимо развития бизнеса являются его защита и обеспечение процесса «выхода» из него владельцев (см. схему 1).


Схема 1. Цели формирования капитализации

Предприятию со сформированной капитализацией проще и дешевле привлечь для своего развития как кредитные ресурсы, так и средства инвесторов в виде, например, облигационного займа. Акции компании, имеющие понятную рыночную стоимость, могут использоваться в качестве залога при получении банковского кредита. В случае займа финансовых ресурсов через размещение акций (IPO или Private Placement) их можно будет привлечь на более выгодных условиях. И наконец, предприятие получает инструмент для поглощения конкурентов и укрупнения бизнеса: разница в стоимости публичной компании и ее непубличных конкурентов позволит на лучших условиях поглощать аналогичные предприятия отрасли, обменивая акции компании на акции поглощаемых предприятий по выгодному курсу.

Что касается «выхода» акционеров из бизнеса, то здесь преимущества достижения справедливого уровня капитализации очевидны. Акции компании, которые размещаются на биржевых площадках, — это ликвидный актив. В случае необходимости продажи такого актива проблем с поиском покупателя не возникнет, и цена будет существенно выше, чем если бы у компании не было публичной истории.

Бизнес такого предприятия более защищен, чем у закрытой компании. Вероятность недружественного поглощения фирмы, акции которой торгуются на биржевых площадках, очень мала. Потенциальному рейдеру придется заплатить справедливую цену за скупаемые бумаги и быть готовым к искам миноритарных акционеров, среди которых могут быть и западные инвестиционные фонды.

Что по чем?

На стоимость компании влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две крупные группы — внешние и внутренние факторы (см. схему 2).

К внешним факторам относятся характеристики макросреды, рынка капитала, а также тенденции развития этого рынка и конкурентные позиции компании. К внутренним — операционная деятельность предприятия, финансовый успех и стратегия.


Схема 2. Факторы, определяющие стоимость компании

Для того чтобы начинать работу по созданию и повышению рыночной капитализации, предприятие должно провести анализ всех вышеперечисленных факторов. Особое внимание следует уделить тем критериям, которые изначально интересуют финансово-экономическое сообщество.

Во-первых, бизнес компании-дебютанта должен быть устойчивым. Предприятие должно генерировать достаточный денежный поток (Sales > 30 млн долларов). Темпы роста доходов компании должны быть прогнозируемыми и достаточно высокими.

Во-вторых, бизнес должен иметь четкую и понятную структуру собственности. Компания должна своевременно и полно раскрывать отчетность, демонстрировать лояльность по отношению к миноритарным акционерам и, желательно, проводить привлекательную дивидендную политику.

Еще один важный критерий — у фирмы должна быть хорошая публичная история То есть опыт работы на рынках долгового капитала, положительная кредитная история, желательно с большим количеством кредиторов, опыт успешного проведения облигационных займов.

Сроки начала работы по повышению капитализации зависят от поставленных целей. Для обеспечения наилучших условий выхода из бизнеса подготовительную работу желательно начинать минимум за четыре–шесть месяцев. Что касается повышения капитализации с целью получения больших возможностей для развития компании, то здесь четких сроков не существует. Однако понятно, что чем раньше начнется эта работа, тем лучше. То же самое можно сказать и про защиту бизнеса.

Фактически это означает следующее: какие бы цели ни преследовали владельцы бизнеса, они должны планомерно вести работу по созданию и/или повышению капитализации своей компании.

И последние станут первыми…

Существует несколько способов достижения наибольшей капитализации. Основные и наиболее интересные инструменты — это частное и публичное размещение акций.

Частное размещение (Private Placement) — это внебиржевое размещение пакета акций предприятия (обычно менее 50%) в узком кругу финансовых инвесторов. При частном размещении владелец бизнеса сохраняет за собой контроль над ним. Фактически он продает часть своего пакета заинтересованным инвесторам, вхождение которых в капитал предприятия согласовано.

Частное размещение акций позволяет в достаточно короткий срок привлечь финансовые ресурсы для развития бизнеса. Контролирующие акционеры предприятия могут продать часть своего пакета акций по рыночной цене и привести заинтересованных партнеров в свой бизнес.

IPO позволяет привлечь значительные объемы финансирования при максимальной цене продажи пакета акций. Его проведение позволяет создать рыночную капитализацию и публичную историю компании, проводящей размещение, в дальнейшем способствует снижению стоимости публичных заимствований, повышает узнаваемость компании в инвестиционном сообществе.

Если компания по объективным причинам не готова к прозрачности своего бизнеса, но стремится к ней, она может сформировать стоимость, приближенную к рыночной. Для этого акции необходимо разместить в индикативной котировальной системе RTS Board. За счет этого предприятие сможет показать инвесторам свою приблизительную стоимость, обозначить некий ориентир (см. схему 3).


Схема 3. Этапы достижения наибольшей капитализации

После вывода акций в RTS Board компания становится известной инвесторам. Постепенно формируется рынок акций бизнеса: совершаются сделки, повышается ликвидность. Постепенно сделок становится все больше, капитализация компании начинает расти. Следующим этапом становится листинг на фондовой бирже — РТС и/или ММВБ. Он позволяет существенно расширить круг инвесторов, а значит, еще больше повысить ликвидность акций и стоимость компании.

Ценные бумаги могут иметь признаваемую биржевую котировку, используемую для оценки стоимости чистых активов инвестиционных фондов, налогообложения, расчета лимита кредитной организации на одного заемщика.

Про любовь и сказки

Поскольку именно от активности инвесторов, от их денег зависят сроки достижения справедливой капитализации и поддержание ее на приемлемом уровне, то компании-эмитенту необходимо уделять работе с инвесторами первостепенное значение.

Пословица «Любишь кататься — люби и саночки возить» не теряет своей актуальности и в реалиях фондового рынка. Компания-эмитент, начиная работу над созданием капитализации, является для инвестора своеобразным котом в мешке, которого ему предлагается купить. Поэтому понятно его желание узнать о том, что же там, в мешке, находится. Эту информацию инвестору необходимо предоставить. Рассказать о том, что это за предприятие, каково его положение на рынке, какая у него стратегия развития, перспективы и т. д. Будет лучше, если рассказывать о бизнесе будут не только его владельцы или менеджмент, которые все-таки являются лицами заинтересованными, но и отраслевые аналитики. Последним нужно предоставить исходную информацию, с которой они могут начать работать. Как показывает практика, аргументированное исследование какого-либо предприятия, сделанное уважаемым на рынке аналитиком, способно существенно поднять стоимость акций. Выпуск аналитического отчета — первый шаг на пути к сердцу инвестора. Останавливаться на этом не стоит. Компания должна постоянно генерировать поток новостей. И даже не столь важно, положительные они или отрицательные, — инвестор сам разберется. Умение признать свои ошибки, честно рассказать о своих проблемах и обозначить пути их решения добавит очков любому предприятию. Своевременное раскрытие различной отчетной информации, наличие постоянно обновляемого сайта в Интернете, проведение личных встреч с инвесторами — все это играет в пользу компании-эмитента.

Лучше всего, если отношениями с финансово-инвестиционным сообществом будет заниматься специальное IR-агентство. У подобных агентств есть опыт работы в этой области и связи с инвесторами. Они знают, что именно хочет услышать инвестор о компании и в какой форме он хочет это услышать.

Как бы парадоксально это ни звучало, но фондовому рынку нужна «сказка». Конечно же, с хорошим концом. Ведь покупая акции того или иного предприятия, инвестор покупает его будущее. И если это будущее будет лучше настоящего, он хорошо заработает. Поэтому цель компании — рассказать инвесторам «сказку» о светлом будущем. Причем такую, в которую они поверят, и значит, дадут деньги, то есть купят акции. А вот уже с деньгами «сказку» можно сделать былью. И тогда все окажутся в выигрыше: инвестор, поверивший в «сказку», заработает, а предприятие получит справедливую капитализацию и сможет использовать ее как инструмент для достижения поставленных целей, будь то развитие бизнеса, его продажа или защита.

Источник

Познавательное и интересное