Особенности коми сказок
Наталья Чудинова
Особенности коми сказок
Традиции коми народа имеют глубокие корни, что ярко выражено в языке, фольклоре, прикладном искусстве. Фольклор коми дает представление об основных этических и моральных нормах народа. Большое значение он имеет в воспитании детей и их социализации. Легенды и сказания помогают постигать не только историю своего народа, но и секреты мышления, многовековые сокровенные чаяния народа.
В сюжетах сказок коми народа очень доступно, понятно для ребёнка отражается характер народа, его национальные традиции, нравственные качества, отношение к добру и злу. Например, в коми сказках «Марпида-царевна», «Гундыр», «Солдат, скупой мужик и злой царь», «Яг-морт» и др. сопоставляются добро и зло; в сказках «Фома», «Тридцать женихов», «Ёма и две сестры» и др. сравниваются трудолюбие и лень, раскрываются жадность, расплата за труд и лень и пр.
Выраженная в загадках поэтизация природы и самого человека говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту. Прекрасным было для них и то, что окружало их, и то, что было ими создано.
Коми этнограф В. П. Налимов отмечал природную доброту и впечатлительность коми народа, легко поддающегося обаянию природы. Традиционная духовная культура обеспечивала успешное воспроизводство народной культуры в целом во всем ее многообразии. Жизненный опыт показывает, что культура духовная обладает большей стабильностью, чем культура материальная, и все более определяет этническое самосознание.
Следует подчеркнуть глубокое и разностороннее русское культурное влияние на традиционную культуру коми. Очень богат и разнообразен сказочный фольклор коми. «Несомненно под русским влиянием в коми сказках появился многоголовый летающий змей, заменивший традиционное чудовище Гундыра – то ли медведя, то ли хозяина леса в образе медведя. Под тем же влиянием хозяйка лесных зверей Ёма приобрела черты русской Бабы –Яги. В сказках обоих народов много общих сюжетов, типична в жанре бытовой сказки социальная направленность против попов, богатых, жадных, распространены сказки о хитром солдате и т. п.»
Писатель Арсеньев так отзывался о коми: «Если бы можно и нужно было писать историю зырян, их культуры, то надо бы было писать историю их охоты». Охота у коми, как и у многих народов Севера, являлась основным источником существования, сферой развития материальной и духовной культуры, самобытности и неповторимости народа.
Известный публицист XIX в Н. Надеждин в петербургском альманахе «Утренняя звезда» в 1839 г. писал о коми эпической поэзии: «Какая простота, какая живопись, какая музыка!».
Неиссякаемый источник коми сказок, вводит ребёнка в более широкий мир деятельности человека, раскрывает жизнь народа, его культуру в новых для него чертах и образах.
Сегодня проблема изучения и развития духовной культуры народов является актуальной и чрезвычайно важной не только в культурологическом, но и в политическом плане. Чем больше утрачивает современный человек национальные корни и национальный образ своей культуры, тем легче он вовлекается в националистические идеи. И, наоборот, чем глубже знание национальной культуры, тем больше шансов, что выдержит искушение перед националистическими призывами. Изучение культуры своего народа питает нравственное чувство и располагает к справедливости, утверждает благо и согласие общества, которого нам не хватает.
Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.
Дракончик из бумаги Автор поделки: Стефанова Анастасия, 6 лет, ученица 1 «Е» класса МОУ СОШ № 36 (Республика Коми, г. Сыктывкар) Работа представлена на Конкурс.
Презентация по литературному чтению» Герои Коми народных сказок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Герои Коми народных сказок. Татьянина И. В. Г. Вуктыл
Пера –богатырь. Человек большой силы, отважный, удачливый воин, защитник своей земли.
Пера и Зарань Зарань-дочь Солнца
Погоня за голубым оленем.
Яг-морт. Яг –морт-боровой человек,лес-ное чудище.
Яг-морт сжигает селения.
Яг-морт похитил красавицу Райду.
Пера- богатырь и Яг-морт.
. Назови героев Коми сказок. 1 Пера-богатырь. 2 Зарань. 3Ворса. 4Яг-морт. 5 Яг-морт. 6 Йома-баба.
Илья Муромец Пера-богатырь.
Василиса Прекрасная Зарань
Номер материала: ДБ-190440
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
11 июня выпускники сдают ЕГЭ по истории и физике
Время чтения: 2 минуты
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
Самарских студентов будет учить робот
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Добро и зло в сказках народа коми
Автор: Романчак Игорь Михайлович, ученик 6 класса МАОУ «Ухтинский технический лицей им.Г.В.Рассохина».
Педагог-руководитель: Шаламова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Выступление-защита исследовательской работы с презентацией «Почему многие считают сказки коми народа жестокими?».
Тема моего исследования «Добро и зло в сказках народа коми».
«Через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
В прошлом году на исследовательской конференции я услышал такую фразу: «Все сказки народа коми очень жестокие». Я был очень удивлён и решил разобраться, а так ли на самом деле. Поставил перед собой цель: проанализировать картины добра и зла в коми сказках и выявить их соотношение.
Моим предположением, гипотезой, стала услышанная фраза: «В сказках народа коми много жестокости».
Для реализации цели поставил перед собой ряд задач. Вы их видите на слайде.
Свою работу я начал с опроса. Респондентам была предложена анкета из 3-ёх вопросов. Результаты на экране.
Всего участвовало 163 человека. 69 человек посчитали сказки жестокими, 94 – нет.
При опросе выяснилось, какие сказки читали учащиеся. Поэтому для своей работы я выбрал следующие сказки, некоторые из которых вы видите на слайде.
Также учащиеся отметили некие странные ситуации в сказках.
Так, например, ребята 2 класса школы «Росток», прочитав сказку «Три брата и сестра», были удивлены, что «когда мать и отец умерли, дети схоронили матушку под печкой, отца под жерновом». Почему так похоронили?
Точного объяснения нет. Но нашёл следующую информацию в статье Шарапова Валерия Энгельсовича «Мифология коми»: «У печорских и ижемских коми некрещеных младенцев хоронили не на кладбище, а рядом с домом и садили черёмуху». Черёмуха, осина, тополь – деревья «некрещёные».
Чтобы получить наиболее объективную картину с подтверждением или опровержением гипотезы, я решил анализировать одни и те же коми сказки на предмет добрых и злых эпизодов, добрых и злых персонажей, а потом сравнить их со сказками других народов. Иногда это было сделать очень сложно.
Структура работы представлена на слайде.
Получилось, что на одну сказку со сценами добра больше. Есть в сказках коми не меньше добра, чем в сказках других народов. Это обусловлено тем, что коми народ всё –таки гостеприимен, отзывчив.
Ещё одна отличительная черта сказок – жестокость к родным людям.
Так, в сказке «Безручка» брат отрезал руку сестре. Или в сказке «Дочка с веретёнце» родители отдают свою дочь Ёме.
Я попытался выяснить, почему стали возможны такие эпизоды.
Исследователи, говорят, что многие обряды идут с язычества.
Испытания, которые должны пройти каждая девушка и юноша, чтобы стать женщиной и мужчиной. Даже детей не ограждали от разговоров о смерти. У коми народа дети ясно представляли, что после жизни на земле есть другая жизнь.
Многие не могли прокормить своих детей и уводили в лес, отдавали кому – то.
В сказках я встретил много персонажей, как добрых, так и злых. У народа коми были свои богатыри, как и в сказках других народов. Они должны были быть, ведь они вставали на защиту народа от злых сил. Это Кудым Ош, Пера, Йиркап, Кэмтэм Мартын(босой Мартын.)
К сожалению, получилось так, что количество злых персонажей больше, нежели добрых.
Как правило, это целая армия злых сил.
Проанализировав героев 26 сказок, я нашёл 17 злых персонажей, а добрых 9.
Есть сказки, где коми герой побеждал колдунов, знахарей, леших, водяных и чудовищ без помощи волшебных предметов, а благодаря храбрости, сноровке, хитрости, силе, что в итоге приводило к счастливому финалу. Этот критерий можно приравнять к добру.
Из 9 сказок,проанализированных мною, практически везде герой побеждает злые силы благодаря хитрости, смекалке.
Таким образом, смекалка и хитрость стоит на первом месте в коми сказках.
Чтобы ответить на вопрос, действительно ли коми сказки более жестокие, нежели сказки других народов, я проанализировал сказки других народов, представленные на слайде.
Например, в сказке «Морозко» падчерица долго терпела нападки мачехи и её дочери. Пока не попала к Морозу Ивановичу, который её наградил богатством и женихом.
Или «Волшебное кольцо», где главному герою за доброту подарили кольцо, но из-за него начались все неприятности. Друзья (кошка и собака) помогли ему и справедливость восторжествовала.
Результаты оказались следующими: из 16 сказок в 9 –добро, а в 15 –зло.
В результате проделанной работы я пришёл к выводам, некоторые из которых озвучу:
Проведенное исследование позволило мне самому разобраться во многих вопросах, связанных с историей коми края, его фольклором, а также другим взглядом посмотреть на многие уже известные сказки.
Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. И борьба их вечна, потому что нет на Земле такого человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Добро и зло – понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло.
Сказочные герои коми сказок
Слава о Йиркапе, волшебном лыжнике, растёт, и враги находят способ его погубить. Они поят его вином, в котором замачивали его портянки. Нечистота осквернённого вина сообщает Йиркапу невероятную тяжесть, и во время охоты лёд Синдорского озера не выдерживает его. Охотник тонет, а его волшебная лыжа срывается с ноги и пробивает насквозь толстое дерево на берегу озера.
Видео YouTube
Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные
Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.
В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера), чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.
В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.
Жил когда-то в деревне молодой охотник. Вот ушел он однажды на лесные угодья бить пушного зверя, дичь ловить.
Поселился охотник в самой чаще леса, в лесной баньке. Поставил силки на коротких и длинных тропах.
Принялся ловить белок и рябчиков, тетеревов и глухарей. Только сначала не везло охотнику.
Вот однажды идет он утром по звериным тропам, вдруг видит, под лесной рябиной белобородый старик сидит. Рубашка на нем красная, что рябина осенью, сам жалобно стонет, ногу ушиб.
Привел охотник старика в свою баньку. Кормил его, поил, травами ногу лечил. Три дня прошло, и выздоровел старик, собрался уходить и сказал на прощанье:
— Ты мне помог, я тебе помогу! Теперь у тебя всегда будет удачная охота. Однако помни, не желай получить больше, чем ты получишь, а коли придет беда, ты меня позови на подмогу.
Так сказал и ушел. И правда, хороший лов пошел! Добывает охотник много тетеревов и глухарей, много рябчиков и белок. Много добывает, а ему еще больше хочется. Вот однажды вернулся охотник в баньку. Устал он до смерти, а надо воды натаскать, дров нак олоть, ужин приготовить.
Принес охотник воды, стал дрова колоть. Сам колет, сам приговаривает:
— Был бы у меня помощник — сколько бы добыли тогда мы зверя и дичи.
Положил охотник топор и закричал:
— Эй, кто есть в лесу, отзовись, будь моим помощником.
Только эхо по лесу раскатилось.
— Был бы у меня помощник, сколько б тогда мы добыли зверя и дичи!— говорит охотник снова.
Принялся охотник снова дрова колоть. Колет и все помощника зовет. А никто не откликается. И закричал парень:
— Хоть Чукля из Яга ко мне приди. Вдвоем мы разбогатеем.
Опять никто не отозвался.
Наколол дров охотник, сварил ужин, уселся за стол. Да не успел за ложку взяться, прохожий в окно постучался и говорит:
— Эй, хозяин, пусти меня переночевать! Я в лесу заблудился.
Охотник дверь распахнул, за стол гостя усадил; стал потчевать горячей похлебкой.
Глядит, его гость одет в кафтан из зеленой листвы, сапоги на нем — из свежего мха. Поел прохожий, поговорил с охотником о том и сем и стал просить:
— Возьми меня в помощники. Я буду с тобой на охоту ходить, дичь ловить и пушного зверя бить.
Охотник был доволен, соскучился в лесу без товарища. До утра оба крепко проспали, на рассвете поели каши и отправились на лов по тропам, силки ставить. А потом пошли снова силки проверять. Много добычи оказалось в силках у охотника. Но до чего удивился он, когда увидел улов помощника: охотнику много попалось, а помощнику — вдвое больше. Так сутки пролетели, неделя пробежала. Каждый день ходят на лов охотник и его помощник. Каждый день много добычи в силках охотника, а у его помощника вдвое больше.
В чем дело? Думал, думал охотник и надумал:
«Дай-ка пошлю я своего помощника промышлять на самые худшие тропы».
Так он и сделал. Но помощник на той тропе, где охотник трех рябчиков добывал, добыл три сотни.
Догадался охотник, что помощник его не простой человек, а сам Чукля из Яга — хозяин лесной. Пришел он по его зову под видом мужика, теперь добром от него не отвязаться. И охотник решил убежать в свою деревню. Велел он помощнику самые длинные тропы обойти, а сам взял краюшку хлеба и айда домой. Бежал, бежал, далеко убежал охотник. На закате утомился и присел на пенек поесть. Глядь, идет Чукля.
— Убежать ты от меня убежал, да только не сумел, и за это, едва солнышко зайдет, я с тобой расправлюсь.
Сел Чукля на пенек, руки скрестил, на солнышко глядит, оно вот-вот закатится.
Испугался охотник, стал звать того деда, который обещая помочь в беде:
Только произнес охотник эти слова, как вышел из леса белобородый старик в красной рубашке с рябиновой дубинкой в руках. Подошел к охотнику и шепнул:
Послушался охотник, выстрелил. Полетел Чукля кувырком и бросился бежать без оглядки. Так и отвязался охотник от Чукля. Ругал себя за жадность и больше уж ничьей помощи никогда не просил.
Видео YouTube
Сказочные герои коми сказок
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Волшебные сказки народа Коми
Волшебные сказки коми во многом близки к русским сказкам, и в то же время очень самобытны и своеобразны.
Особенно много общего с русскими сказками в фольклоре Вымских и Удорских коми, вероятно, потому, что жители этих районов наиболее тесно общались с северными русскими.
Тем не менее, при сходстве некоторых персонажей и общности мотивов, коми сказки отличаются от русских большей сложностью композиции, объединением нескольких сюжетов, в русском фольклоре бытующих как отдельные сказки, а также осмыслением сказочного волшебства как магии, воспринимаемой более практичной и реальной, нежели сказочный вымысел.
По этой причине сказки коми порой трудно отличить от бывальщин, быличек и мифологических рассказов, в которых магия подаётся как одна из обычных форм отношений людей, людей и существ иного мира.
Вместо Ёмы, близкой к русской Бабе-яге, или многоголового чудовища Гундыра, которого часто сравнивают со Змеем Горынычем, в коми сказках герою противостоят колдун, колдунья, Волчий царь, Кам, обладающие недоброй магической силой.
Их злой магии герой противопоставляет добрую магию своих помощников, волшебных вещей, а также храбрость, сноровку, хитрость, силу.
Как правило, герой волшебных сказок действует в двух мирах (царствах). В мире бытовом (в родном селе) он растёт и зреет для будущих подвигов и обычно имеет какой-либо недостаток: он глуп (Иван Сарафанчиков), увечен (Седун), мал (Девочка с веретёнце), ограничен социально (младший сын).
Только в мире фантастическом, в который он попадает, пройдя через дремучий лес, переплыв море, поднявшись на гору или опустившись под землю (воду), он находит себя.
В путь героя толкает тяга к неизведанному, а целью пути становится поиск матери (сестры, жены, невесты), украденной злой силой (чудовищем, вихрем, Золотым Кудряшом, колдуном, карликом), волшебного животного (златорогий олень, свинку-золотую щетинку, кобылу в сорок сажен) или волшебного предмета.
Ему помогают в этом волшебный конь, аршинный чёрный кот, сёстры-волшебницы, старик-колдун, умершие родители и т.д.
Наиболее популярны у коми сюжеты богатырских сказок (битва с чудовищем-гундыром, выходящим из моря, прилетающим в виде тучи, приезжающем на коне), сказки об ученике колдуна, о трёх царствах, о раке-молодце.
Среди коми-пермяков и зырян распространены также сказки, традиционно относящиеся к животным сказкам, но у коми с усилением элементов волшебного: о девочке (сёстрах) и медведе (“Медвежья нянька”, “Кошка с золотым хвостом”, “Старикова дочка”), о девочке с веретено и др.
Из них только коми-пермяцкий сюжет о медвежьей няньке можно отнести к сказкам о животных в чистом виде. Медведь находит заблудившуюся девочку и уводит к себе нянчить медвежат; девочке пытаются помочь убежать баран, затем бык, и только коню это удаётся.
В коми-зырянских сказках под видом кошки с золотым хвостом медведь заманивает трёх сестёр; младшая отправляет старших домой под видом гостинцев, ставит на чердак ступу, трижды плюнув и накрыв платком; медведь выслушав трижды “ответ” от подсыхающей слюны, кидает пестом в “непослушную” ступу; ступа падает, убивает медведя (в вариантах: медведь превращается в груду золота).
В сказках типа “Морозко”, старик уводит в лесную избушку свою дочь (по просьбе её мачехи), затем дочь жены. Медведь (в вариантах: старик Араль) играет с девочками в жмурки: дочери старика помогают мышь и петух, после пения петуха медведь падает и превращается в кучу золота и серебра; дочь старика возвращается богатой; дочь старухи медведь убивает.
Во многих сказках встречается мотив бегства.
В сказках “Иван, сын охотника”, “Охма” (ученик колдуна) герой убегает вместе с дочерью колдуна от хозяина.
Далее разворачивается сюжет “Забытая жена”: старик проклинает дочь, превращая её на три года в утку; Иван возвращается домой и, по прошествии трёх лет, собирается жениться; расколдованная дочь колдуна приходит и загадками заставляет вспомнить Ивана про оставленную суженую.
В сказках типа “Ученик колдуна” отец отдаёт сына на обучение случайно встретившемуся колдуну.
Сын обучается ремеслу и с помощью метаморфоз (конь, ёрш, кольцо, петух) скрывается от учителя, превращающегося в седока, щуку, парня, зерно);
ученик в образе петуха склёвывает учителя-зёрнышко и женится на подобравшей его в виде кольца девушке.
Весьма распространён у коми сюжет, по которому герой вместе с сестрой и двумя собаками убегает из родной деревни, чтобы скрыться от антагониста (Беса, Волчьего царя, старика-колдуна, Гундыра), которому их по глупости посулил отец, или который съедает каждый день из деревни (царства) по мальчику и девочке.
Возмужав и встретившись с противником, герой одолевает противника, который, обратившись добрым молодцем, берёт себе в помощницы сестру героя.
Сестра, сказавшись больной, посылает брата за целебной мукой в мельницу; собаки остаются за двенадцатью железными дверями; противник хочет съесть героя, но тот предлагает вначале помыться в бане; топит баню сырыми поленьями, собирает веники из двенадцати мест, приносит воду из двенадцати колодцев; затем, с помощью вырвавшихся на волю собак загоняет чудище в баню, сжигает его и заметает насекомых, в которых превращается противник, в огонь.
Далее чаще следует дополнительный сюжет: уход от сестры в тридевятое царство, женитьба на царевне после выполнения сказочных задач, новые злодейства сестры: усыпление с помощью волчьего зуба, оживление с помощью собак, уход от погони (предки царевны хотят съесть героя). Так, с помощью богатырской силы, волшебства, хитрости герой добывает себе свободу, царство, волшебный предмет или животное и в финале сказки женится на сказочной красавице.
Многие, заимствованные в коми фольклор русские несказочные тексты (духовные стихи, былины), также изменялись в сказочной традиции.
Илья Муромец, например, как и другие герои коми сказок, ищет жену, борется с Гундыром, в погоне за старичком-с-вершок спускается в подземное царство и т.д…
Иногда образ Ильи Муромца объединяется с образом Ильи Великого, громовержца. В ряде сказок Илья (как Аника-воин, Святогор и др.) символизирует богатырскую силу, которую герой получает от него или от его останков, забирая мизинцем со рта умирающего богатыря пену или собирая “красную кровь”, в которой содержится жизненная сила (“чёрная кровь” смерти выливается).
С конца XIX века значительная часть волшебных сказок теряет волшебство и, под влиянием устных рассказов странников, книжной традиции и распространившихся лубков, приобретает вид новеллистических авантюрных повествований.