Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» (главные герои)
В 1935 году увидела свет замечательная литературная сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сюжет является авторской адаптацией итальянской истории о мальчике, вырезанном из полена. Многие поклонники считают, что вариант русского писателя даже превосходит оригинал, но посыл обоих произведений понятен и доступен маленькому читателю. В них говорится о морали, о правильном выборе, честности и дружбе, а запоминающиеся персонажи помогают лучше разобраться в таких важных и сложных вещах.
Буратино — главный герой сказки. Его появление на свет связано с волшебством, он был создан из куска говорящего дерева. Буратино выглядит как мальчик с длинным и острым носом. Его одежда создана из того, что нашлось под рукой: «курточка из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки… туфли из старого голенища и шапочка — колпачком с кисточкой — из старого носка».
Буратино веселый, непоседливый мальчишка, который очень любит врать и сочинять. При этом он довольно наивен и легко позволяет обвести себя вокруг пальца. Он не хочет слушаться старших и тех, кто желает ему добра, отчего постоянно попадает в различные переделки. «Ты безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями!» восклицает Мальвина в сердцах. Пройдя чередой опасностей, Буратино сам понимает это. Проявляя свои лучшие качества, — смелость, выдумку, находчивость, — он помогает друзьям справиться со злодеем и постепенно взрослеет.
Папа Карло — отец Буратино. Это одинокий пожилой человек, который раньше зарабатывал себе на хлеб, развлекая людей на улицах, но больше не может делать этого: «Когда-то Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб. Сейчас Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась». Он живет в тесной каморке под лестницей, украшенной нарисованным на холсте веселым очагом. Карло — честный, немного наивный и любящий человек. Он высоко ценит знания, поэтому отправляет Буратино в школу, собрав последние деньги на букварь.
Карабас Барабас — жестокий, бессердечный и хитроумный делец. Он владеет театром кукол, над своими актерами постоянно издевается, избивает их. При посторонних людях Карабас умеет показать себя хорошо: это представительного вида, солидный мужчина. В первую встречу с Буратино, чтобы выведать его тайну, он обходится с ним очень ласково, и даже дает в награду несколько золотых монет.
Мальвина — «самая красивая кукла из театра сеньора Карабаса», «девочка с кудрявыми голубыми волосами». На первый взгляд пугливая и хрупкая, Мальвина обладает большой стойкостью духа. Она сбегает из театра и старается воспитывать мальчиков, как может. Она честная, ответственная и принципиальная девочка.
Пьеро — печальная кукла из театра Карабаса. За его меланхоличный нрав и склонность к унынию Пьеро часто достаются побои. Он безнадежно влюблен в Мальвину, проводит большую часть времени в мечтах о ней, посвящает ей стихи. У Пьеро грустное лицо, он носит белую одежду с длинными рукавами. Вопреки своему виду, он — смелый и стойкий, без малодушия бросается в битву с врагом.
Артемон — пудель, лучший друг Мальвины, который защищает девочку и ее друзей от опасностей. Преданный, отважный пес, всегда готовый прийти на выручку.
Лиса Алиса и кот Базилио — парочка аферистов и мошенников. Базилио притворяется слепцом. Вместе приятели, используя самые грязные способы, вымогают у людей деньги. Обычно они пытаются разжалобить или провести жертву, но не гнушаются и откровенным разбоем.
В сказке задействовано множество второстепенных персонажей, чьи образы навсегда запоминаются после прочтения. Это старая черепаха Тортилла, живущий за печкой сверчок, помощник Карабаса Дуремар, и многие другие.
Действующие лица
В сказке действует около 20 персонажей, положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый из них обладает определенным характером, внешностью и привычками.
Главным является Буратино — деревянная кукла, мальчик, которого папа Карло вырезал из полена. Его прототипом стал итальянский Пиноккио. Примечательно, что с итальянского «burattino» переводится как «кукла». Сам же Карло назвал своего подопечного по имени семейства Буратино, которые жили весело и счастливо.
Буратино глуп и доверчив, ловок и шкодлив, но при этом он отважен и любопытен, любит приключения и готов безвозмездно помогать другим. Не любит учиться и частенько забывает о благих начинаниях. Например, узнав, что Карло продал единственную куртку, чтобы купить его азбуку, он обещает хорошо учиться и купить ему тысячу новых курток. Но уже на следующий день он продает азбуку и покупает билет в театр кукол.
Буратино так полюбился читателям, что стал знаковой фигурой. Он был членом Клуба веселых человечков и ведущим передачи «Выставка Буратино», в его честь назвали лимонад и конфеты.
Положительные персонажи
В «Золотом ключике» их несколько. Все эти герои помогают Буратино в его приключениях, а некоторые (Сверчок, Мальвина) пытаются перевоспитать и сделать из озорника хорошего и послушного мальчика.
К положительным героям относятся:
Все они помогли Буратино и его друзьям во время приключений.
Злодеи и обманщики
В сказке присутствуют и отрицательные герои. Почти все они стараются обмануть Буратино и использовать в своих целях, другие помогают им в этом.
К счастью, плохих героев в повести намного меньше:
Интересный факт: считается, что вторым прототипом Карабаса стал режиссер Мейерхольд — жестокий, даже деспотичный руководитель, требовавший от актеров послушности марионетки. Многие уходили из его театра, не выдержав нагрузок и атмосферы.
Второстепенные, но не менее важные
Помимо главных героев, в книге присутствуют и второстепенные. Они важны для отдельных сцен и развития сюжета.
В «Приключениях Буратино» упоминаются следующие герои:
Также в сказке упоминаются полицейские и сыщики, куклы театра Карабаса, хозяин харчевни «Три пескаря», где остановились Буратино, кот Базилио и лиса Алиса по дороге к Полю Чудес, мальчик, который купил у Буратино азбуку, простые жители и ученики.
История создания и отличия от оригинала
Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого является литературной обработкой итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». Последняя была опубликована в 1881 году. В России книга издавалась в нескольких вариантах и с разными переводами. В 1923 Алексей Толстой, находясь в эмиграции, редактировал перевод Нины Петровской — этот вариант вышел на следующий год в издательстве «Накануне» в Берлине.
В 1933 Толстой договорился с «Детгизом» о переделке перевода, весной 1935, после инфаркта миокарда, он вернулся к нему. Уже в августе работа была сдана. Она печаталась в газете «Пионерская правда» с 7 ноября 1935 по 18 января 1936, а вскоре вышла отдельной книгой. До 1986 «Золотой ключик» в СССР выдержал более 180 изданий (более 14,5 млн экземпляров) и был переведен на 47 языков. В 1936 Толстой написал одноименную пьесу для театра, а через 3 года — сценарий для фильма.
Первоначально Толстой хотел просто перевести сказку, но увлекся и решил изменить ее. В итоге оба произведения довольно сильно отличаются друг от друга:
В целом «Буратино» получился более добрым и детским, в нем больше приключений, тогда как в оригинале больше морализаторства и сцен жестокости (например, убийство дрозда). После выхода книги единственным минусом критики назвали именно расхождение сюжета.
Сказка «Золотой ключик» полюбилась читателям всех возрастов сразу после выхода в свет. Несмотря на то, что сюжет Толстой позаимствовал у итальянца Коллоди, автор полностью изменил его, создав уникальное произведение. Сказка получила продолжение у других авторов, была экранизирована в виде мультфильма и фильма и поставлена на сцене.
Главные герои сказки Буратино
В сказке «Буратино» все персонажи добрые и приятные, кроме парочки неприятных бандитов и Карабаса Барабаса. Но хоть они мошенники, они не лишены обаяния. Это произведение учит читателя добру, вере в крепкую дружбу.
Характеристика героев сказки
Папа Карло
Старый шарманщик. Он живет в бедности и одиночестве. У него есть лишь небольшая коморка, в которой только и есть что старый холст на стене, с изображением очага. Ему друг подарил волшебное полено, оно говорило. Карло решил сделать из него себе сынишку, а сучок, который торчал из полена, стал его длинным носом.
На последние сбережения покупает ему азбуку и мастерит ему курточку. Назвал он сына Буратино. Затем его сын пропадает, все поиски ни к чему не привели. Мальчик сам возвращается с друзьями, он добыл золотой ключик. Подойдя к стене, снимает картину и их взору предстала потайная дверь. А за дверью был театр. Папа Карло становиться хозяином кукольного театра.
Буратино
Он был сделан из полена. Был непоседливым и шалунишкой. В первый день учебы обменял учебник на билет в театр. Здесь он познакомился с актерами, которые играют в театре Карабаса Барабаса.
Буратино знакомится с ним, и рассказывает, что у его папы на стене висит холст с изображением очага. От такой новости Барабас даёт мальчугану пять золотых монет. Эти деньги у него выманили мошенники, но у него в руках оказался золотой ключик. Он неожиданно узнает, где дверь, для золотого ключика.
Алиса и Кот Базилио
Это два отрицательных героя, которые лгут и обманывают окружающих. Кот претворяется слепым, а Лиса глухой. Они падкие на золото. Узнав, что Буратино получил монеты от Карабаса Барабаса, обманом забирают их у него. Потом жалуются полицейским на него, которые, не долго думая бросили Буратино в пруд.
Мальвина
Очень красивая девочка, имела длинные голубые волосы, она играла в театре Карабаса – Барабаса, но потом сбежала вместе со своим пуделем Артемоном. Она знакомится с Буратино и хочет научить его правилам поведения, но он сбегает от неё. В неё влюблен Пьеро.
Пьеро
Влюбленный в Мальвину актер театра. Он очень грустен, но он смел дерется с Карабасом, а для этого читает плохие четверостишья про него, зля Карабаса.
Пудель Артемон
Верный и преданный друг Мальвины, помогает ей во всем. Не испугался Карабаса, и сражается с ним рядом со всеми актерами, сбежавшими от Барабаса.
Карабас Барабас
Отрицательный герой. Владеет кукольным театром, он злой и жадный. Карабас Барабас бил и издевался над куклами, заставляя их работать. Не выдержав такой жизни, куклы от него сбегают. Он знает тайну золотого Ключика, и обедая в харчевне выдает её, а Буратино услышал.
Черепаха Тортилла
После, того как Буратино оказался в пруду, куда его кинули полицейские он не утонул. В нем он знакомится с древней черепахой Тортиллой, которую он покорил своей наивностью и молодостью. Она подарила мальчику ключик, непростой, а золотой. Но Тортилла не могла вспомнить от чего он. Потому что была очень стара.
Описание второстепенных образов
Второстепенные герои:
В данном замечательном произведении автор показал добрых и обаятельных персонажей, которые боролись с такими отрицательными героями, как Карабас Барабас, и его друзьями. Даже несмотря на то, что их образы получились весьма плохими, стоит сказать, что все-таки они получились яркими и запоминающимися.
Образ и характеристика Пьеро из сказки Буратино
Писатель Алексей Толстой написал знаменитую повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино». В этом рассказе описывались актеры кукольного театра, главным в этой истории был Буратино, веселый и склонный к авантюрам персонаж.
Противоположным по характеру можно выделить персонажа по имени Пьеро. Знаменитый герой, которого выдумали в середине 17 века. Его образ представлял слугу, который стремился попасть в верха социальной элиты, прикрываясь лицемерием и добродушием.
Меланхоличный актер, который играл без маски, а прикрывал свое лицо большим количеством грима белого цвета, носил длинную рубашку с висящими рукавами. Пьеро особенный персонаж, который не носил маску, его работа заключалась в выражении эмоций и мимики лица грустного человека, такой образ был создан для сочувствия и жалости к персонажу.
Пьеро играл роль самого грустного актёра из театра Барабаса. Он был влюблен в Мальвину, посвящал ей стихи о любви и очень переживал, что она не обращала на него внимания. Поэтому он представлял свою роль несчастного влюбленного отвергнутой дамой сердца.
Пьеро — маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Лицо героя белое, обсыпанное пудрой. Пьеро играет в театре доктора кукольных наук Карабаса Барабаса. Он исполняет роль незадачливого влюбленного, от которого убежала невеста.
Пьеро — самый грустный актер в театре. В спектакле “Девочка с голубыми волосами” вместе с ним выступает Арлекино, жизнерадостный и веселый персонаж. Он предстает полной противоположностью метательного застенчивого Пьеро.
Карабас Барабас — злой и жестокий руководитель, он угрожает своим актерам семихвостой плеткой, морит голодом. Актеры после спектакля часто вынуждены висеть на гвоздях в кладовой. Однажды Пьеро узнал секрет Карабаса Барабаса. Оказалось, что доктор кукольных наук давно ищет потайную дверцу, которая ведет в чудесный театр.
Золотой ключик от нее он случайно обронил в пруд в Стране Дураков. Узнав, что Пьеро услышал его секрет, Карабас Барабас сильно разозлился. Он хотел схватить героя и кинуть его в огонь. Пьеро едва удалось спастись от гнева Карабаса Барабаса. Из-за своего любопытства Пьеро пришлось покинуть театр со злым хозяином.
Пьеро — робкий рассеянный герой. Ему нравится Мальвина, ей он часто посвящает свои стихи. Сбежав от Карабаса Барабаса, Пьеро встречает Буратино и девочку с голубыми волосами. Вместе друзья решают отыскать чудесный театр, опередив доктора кукольных наук. Пьеро не обладает решительностью и храбростью, как, например, Буратино.
Однако в битве с синьором Карабасом проявляется вся смелость и отвага героя. Белая пудра осыпалось с его лица и оказалось, что щеки у него обыкновенные, румяные. Чтобы разозлить Карабаса, Дуремара, лису Алису и кота Базилио он читает про них самые “гадкие стишки”. Друзьям удалось отыскать чудесный театр. Пьеро стал в нем поэтом: герой писал стихи для спектаклей.
Таким образом, мечтательный застенчивый Пьеро оказался хорошим верным другом, который не бросил своих товарищей в беде. Под маской грусти оказался скрыт добрый небезразличный персонаж. В сказке Толстого добро побеждает зло в лице Карабаса Барабаса. В новом театре Пьеро находит свое призвание, герою с радостью пишет стихи для представлений.
Персонаж Пьеро отображает зрителям, что и в реальной жизни человек может под маской лицемерия и добродушия влиться в компанию и подвести своих близких людей.
Читайте также: «Ионыч» герои рассказа Чехова – характеристика образов.
В этой сказке читатель может найти раскрытие таких принципов, как добро, вера в чудеса и крепкую дружбу, и многое другое. Центральные персонажи запомнятся читателям, так как они раскрыты невероятно интересно, и даже самым маленьким будет понятна история данной работы.
«Буратино» главные герои
Герои “Буратино” – добрые и обаятельные персонажи, за исключением пары мошенников и Карабаса Барабаса. Хотя и эти отрицательные герои по-своему интересны и симпатичны. Сказка Толстого учит добру, вере в чудеса, крепкой дружбе и справедливости. Главные герои “Золотой ключик или приключения Буратино” несомненно понравятся маленьким читателям, благодаря интересному сюжету, весёлым приключениям и ярким образам. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника, написания творческих работ по теме произведения.
Характеристика героев “Буратино”
Главные герои
Папа Карло
Пожилой человек, работающий шарманщиком. Он беден и одинок. В коморке у Карло есть только старый холст, на котором нарисован очаг. Он получает в подарок от столяра Джузеппе полено, которое говорит. Карло вырезает из него мальчика с длинным носом. Покупает своему сыну азбуку и клеит курточку. Буратино отправляется в школу. Потом пропадает, его не могут найти ни Карло, ни Джузеппе. Вдруг Буратино неожиданно появляется с друзьями. Они срывают холст и открывают дверь золотым ключиком. За дверью оказывается театр, в котором становится хозяином Карло. Все куклы убегают от Карабаса и переходят к шарманщику.
Буратино
Появившись из полена, оказался мальчиком непослушным и непоседливым. Вместо того, чтобы идти в школу, меняет азбуку на билет в кукольный театр. Там он встречает таких же кукол, как и он. Они работают у Карабаса Барабаса. Узнав от Буратино, что в каморке его отца есть нарисованный очаг, Барабас от радости отдаёт Буратино пять золотых монет. Потом деревянный мальчик теряет деньги, но обретает золотой ключ. Хитростью узнаёт его секрет и место, где находится дверь, которую должен открыть ключ.
Лиса Алиса и Кот Базилио
Лиса – хитрая, аферистка и обманщица. Кот – такой же лгун и прохвост: делает вид, что он слепой. Любят деньги, просят милостыню, обманывая людей. Заманивают Буратино в трактир, угощаются за его счёт. Рассказывают ему, что есть страна дураков, где можно легко разбогатеть. Буратино им верит. Переодевшись разбойниками они пытаются украсть деньги у мальчика. Его спасает Мальвина с пуделем Артемоном. Позже, разбойники обманом выманивают деньги у Буратино (он закапывает их на поле чудес). Они же вызывают полицейских, которые бросают Буратино в пруд.
Мальвина
Актриса, сбежавшая из театра Карабаса. Девочка с голубыми волосами, очень красивая. Она спасает Буратино и пытается его воспитывать и учить, но Буратино балуется. Артемон отводит его в чулан. Буратино сбегает и продолжает свои приключения с Лисой и Котом.
Пьеро
Самый грустный актёр из театра Карабаса. Он пишет стихи о любви к Мальвине, вздыхает о ней. Он смел и решителен, вступает в драку с Карабасом, читает самые гадкие стихи, чтобы разозлить его.
Пудель Артемон
Помогает Мальвине, выполняет её поручения. Смелый, отважный пёс. Он сражается в драке с Карабасом Барабасом вместе с остальными куклами.
Карабас Барабас
Владелец кукольного театра. Он очень злой и коварный человек. Заставляет кукол работать, обижает и бьёт их. Мальвина и Пьеро сбегают от него. Узнаёт, что у Буратино есть золотой Ключик, тайна которого известна ему. Обедая в харчевне, он невольно выдаёт тайну золотого ключика, спрятавшемуся в кувшине Буратино.
Черепаха Тортилла
В пруду Буратино не тонет, так он деревянный. Знакомится с очень старой черепахой. Она даёт ему золотой ключик, но не помнит откуда он и зачем нужен. Из-за старости она многое забывает.
Второстепенные персонажи
Старый сверчок
Живёт у Папы Карло и учит Буратино слушаться старших, уважать их. Он уговаривает Буратино пойти учиться, но мальчик прогоняет сверчка.
Шушера
Крыса, которая живёт в доме Карло. Она голодна, поэтому пытается утащить Буратино. Папа Карло спасает своего сына.
Друзья и враги Буратино
Фильм режиссера Леонида Нечаева был экранизацией рассказа «Золотой ключик или Приключения Буратино», созданной Алексея Толстого, и это произведение считается адаптацией итальянского рассказа «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. В обоих произведениях присутствуют схожие черты, и обе книги оказались превращены в адаптированные анимированные фильмы. Помимо этого, Буратино получил и кинофильм, в создании и претворении в жизнь которого участвовали известнейшие исполнители на просторах СССР. Инна Веткина выступала в качестве сценариста в этой кинокартине, а также в нескольких других работах Нечаева.
Сюжет фильма завязан на Буратино (по-итальянски «кукла»), мальчике-кукле из дерева, он не слушается своего отца, папу Карло, решает пропустить уроки в школе и нарывается на приключения. Среди этих событий герой встречает детей театра Карабаса-Барабаса и отправляется их освобождать. Некоторые из этих детей затем становятся лучшими друзьями деревянного проказника. Также по пути персонажа преследуют коварные жулики, которые не оставляют попыток обмануть доверчивого мальчика. Чтобы помочь своим друзьям, ему нужно разгадать секрет нарисованного очага в лачуге папы Карло и золотого ключа, отданного живущей на болоте черепахой Тортиллой.
Друзья Буратино и сыгравшие их актеры
Папа Карло | Николай Гринько |
Мальвина | Татьяна Проценко |
Пьеро | Роман Столкарц |
Пудель Артемон | Томас Аугустинас |
Старый сверчок | Не появляется в кадре |
Черепаха Тортилла | Рина Зеленая |
Папа Карло
“Какое значение имеет школа? Завтра мы можем пойти в школу. Будь у нас уроков больше или меньше, мы всегда останемся теми же ослами.”
Папа Карло — старый и бедный резчик по дереву, создатель и отец Буратино. Папа Карло живет один в маленькой коморке, в компании своей кошки и говорящего сверчка, пока он не решает создать себе Буратино. Сначала он просит у друга и коллеги кусок дерева, которого он лишен, чтобы он мог зарабатывать на жизнь кукловодом, вместо того, чтобы голодать с невыгодной работой плотника. Однако он обнаруживает, что дерево, которое ему дали, все еще живое, а марионетка, которую он создал, в свою очередь, жива, поэтому он решил относиться к нему скорее как к человеку, чем как к объекту, называя его своим сыном. Папа Карло всем своим сердцем желает иметь собственного сына, поэтому он сразу же питает к Буратино теплые отцовские чувства. Но ожившая кукла, бегая по всему городу, создает много шума и общественного недоумения. С этого и начинается вся история.
Мальвина
Фея с бирюзовыми волосами — это в версии Толстого еще одна кукла из театра Карабаса, по имени Мальвина. Она сохранила голубой цвет волос, своего пуделя-слугу (Толстой называл его Артемоном) и свою функцию спасения русского Пиноккио от Лисы и Кошки, которые повесили его на дереве. Чтобы объяснить присутствие Мальвины в лесу, утверждается, что она сбежала из театра раньше. Мальвина представлена как несколько чрезмерно заботливая и менее симпатичная, чем Фея Коллоди, но в конце концов она также подружилась с живой куклой из дерева.
Вводится характер Пьеро. Пьеро влюблен в Мальвину. Пьеро представлен как архетипический поэт.
Толстой опускает большинство деталей, которые в XX веке были бы сочтены слишком ужасными или слишком моралистическими, например: Пиноккио обжег себе ноги; черные кролики, притворяющиеся, что собираются похоронить его; акула, проглотившая Пиноккио и его отца и т. д.
Пьеро
Пьеро — герой в современной популярной культуре, в поэзии, художественной литературе и изобразительном искусстве, а также в произведениях для сцены, экрана и концертного зала — это печальный клоун, тоскующий по любви к Мальвине, которая обычно разбивает ему сердце и оставляет Пьеро ради Арлекина. Выступая без маски, с побелевшим лицом, Пьеро носит свободную белую блузу с большими пуговицами и широкие белые панталоны. Он является частью театра дель арте (или же театра масок).
Иногда персонаж появляется с оборчатым воротником и шляпой, обычно с плотно прилегающей тульей и широкими круглыми полями, реже с конической формой, похожей на дурацкую шапку. Определяющей чертой Пьеро является его наивность: Пьеро считают дураком, часто жертвой розыгрышей, но все еще очень доверчивым.
Пьеро — олицетворение послереволюционного народа, борющегося, порой трагически, за место в буржуазном мире. Символисты видели в нем одинокого страдальца, распятого на кресте душевной чувствительности, его единственного друга — далекую Луну. Короче говоря, Пьеро стал альтер-эго художника, в особенности знаменитого отчужденного художника девятнадцатого и начала двадцатого веков. В рассказе и фильме Пьеро приходится другом Буратино.
Пудель артемон
Артемон — герой из рассказа Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино». Друг куклы — черный пудель, питомец Мальвины, второстепенный персонаж. Артемон является не просто домашним животным, он также прекрасно знаком со всем манерами правильного поведения, и Мальвина относится к нему как к незаменимому другу и помощнику.
Артемон — русская адаптация рассказа Карло Коллоди “Приключения Пиноккио”. Артемон передвигается на двух ногах, персонаж наделен добрым нравом и благородным характером.
Черепаха Тортилла
Старая черепаха, которая с трудом передвигается — второстепенный герой рассказа про деревянного мальчика, который хочет быть живым и все чувствовать. Мошенники хотели избавиться от него, кинули в болото к лягушкам, но не учли, что Буратино сделан из дерева и поэтому не утонет. Черепаха Тортилла помогла мальчику и отдала ему золотой ключик.
Старый сверчок
Сверчок является второстепенным персонажем, который появляется в “воспитательные моменты”, чтобы напомнить главному герою о моральных ценностях и мотивировать его на честные поступки, ведь у куклы из дерева не всегда есть правильные представления о морали. Старый сверчок также приходится прообразом совести и живым воплощением нравственности.
Враги Буратино и сыгравшие их актеры
Лиса Алиса и кот Базилио
Дуэт мошенников. В сказке Толстого кот Базилио занимался мошенничеством и попрошайничеством. Имя Базилио — итальянский аналог русского имени Василий. Герой заимствован из оригинальной истории про Пиноккио. Лиса Алиса — возлюбленная кота Базилио, помогала ему устраивать пакости для главного персонажа и вела маргинальный образ жизни. Эта парочка собирает в себе все пороки общества, а золотой ключик, который они пытались отобрать у деревянного мальчика, является символом морали и нравственности. Таким образом, они пытались увести главного героя подальше от совести, запутать его. Они не имеют отношения к театру главного героя-злодея, Карабаса-Барабаса, однако персонажи помогают ему вредить кукле из дерева.
Карабас Барабас
Карабас-Барабас — это сказочный герой Алексея Толстого в его произведении „Приключения Буратино“, рассказ также является авторской адаптацией сказки „Приключения Пиноккио“ Карло Коллоди. Его можно назвать главным антагонистом, так как именно он становится угрозой счастья и свободы остальных героев.
Карабас-Барабас является „Доктором кукольных наук“ и владельцем театра, в котором играют друзья ожившей куклы – Пьеро и Мальвина. Страшно выглядит: грязный, с длинной густой бородой, тянущейся по земле. Жадный, грубый и жестокий, Карабас-Барабас вселяет ужас в кукол в своем театре своим кнутом с семью хвостами, мучает их и заставляет голодать. Готов на все, чтобы обладать таинственным золотым ключом, он безжалостно преследует русского Пиноккио, но без успеха. Наконец, Карабас-Барабас был оставлен своими куклами, которые отправились в новообретенный театр кукол, где их ждет лучшая жизнь.
Дуремар
Второстепенный персонаж. Дуремар занимался нетрадиционной медициной, лечил пиявками. Причем, считается, что у героя был реальный прототип, который занимался народным целительством. В рассказе про деревянного мальчика Дуремар — отрицательный персонаж, который ничем не занимался, а только ловил пиявок. В итоге Дуремар примкнул к банде Карабаса-Барабаса.
Музыку к фильму сочинил Алексей Рыбников, а составителями текста стали Булат Окуджава и Юрий Энтин. Режиссер Нечаева был сильно заинтересован в работе с Юлием Кимом (в ту пору сочинявшим под псевдонимом Михайлов) в качестве автора песен. В те времена Юлию Киму запретили выходить в эфир, поэтому они обратились к Окуджаве. Окуджава писал не только слова, но и музыку, хотя в кинокартине использовалась лишь произведения Рыбникова. Песни, написанные Окуджавой, имели более глубокий смысл и нешутливый хараткер, поэтому Нечаев включил в фильм также творения Юрия Энтина и опустил некоторые из песен Окуджавы.
Почти все дети, снявшиеся в фильме, были родом из Минска, столицы Беларуси. Взрослые в актерском составе были знаменитыми актерами со всего Советского Союза. Интересной особенностью фильма также является то, что положительных персонажей гораздо больше, а отрицательные появляются в повествовании довольно редко и в целом они второстепенные герои во всех приключениях. Это произведение послужило началом целого ряда схожих фильмов, которые до сих пор известны каждому человеку, не в зависимости от возраста.