«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать инициативу, сообразительность, мышление.
— раскрыть и активизировать способности детей;
— расширять эмоциональную сферу детей.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями А. С. Пушкина ; выставка детских рисунков «Сказки А. С. Пушкина».
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами проведем простой конкурс «Герои сказок А,С. Пушкина». В нем будет несколько этапов. На каждом этапе вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает первый поднявший руку. Так что победитель будет только один. Пора начинать.
1 этап. О каком герое говориться в сказке?
1.«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива». (О царице в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях)
2.«В сорочинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый». (Звездочет из «Сказки о золотом петушке»)
3.«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане…».)
4.«В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
2 этап. «Попробуйте угадать, как героя сказки звать»
1. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Работает за семерых.
(Балда; «сказка о попе и его работнике Балде»)
2. Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
К той сторонке обернется.
(Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке»)
3. Все красавцы молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
4. Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги окружили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха; «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3 этап. «Узнай сказку по ее началу»
1. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке»)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
Села ждать его одна. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»)
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Воспитатель. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.
4 этап. Вопросы Ученого кота.
1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху. комара, шмеля)
2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)
3. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
4. С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»)
5. Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун)
6. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)
7. Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»)
8. Над чем чах Кощей? (Над златом)
9. Кто служил царевне? (Бурый волк)
10. Сколько витязей вышло из моря? (30)
11. Сколько раз посылала старуха к рыбке старика? (Пять раз)
Воспитатель. Вот и закончилась наша викторина. Определился победитель. Мы его поздравляем и вручаем приз – книгу «Сказки А. С. Пушкина». А всем остальным желаем успеха в новых испытаниях!
Фотоотчет. Конкурс знатоков сказок А. С. Пушкина Литературное творчество Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Книги великого поэта объединяют людей всех.
Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста В рамках выпускной квалификационной работы, мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего.
Конспект досуга конкурс чтецов «Россия — это Родина моя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект досуга конкурс чтецов «Россия — это родина моя» для детей старшего дошкольного возраста. Составил: музыкальный руководитель Навозина.
Конспект открытого занятия (Игра-путешествие) «Путешествие в страну сказок А. С. Пушкина» для детей старшего возраста Конспект открытого занятия (Игра-путешествие) «Путешествие в страну сказок А. С. Пушкина»для детей старшего дошкольного возраста Подготовил:.
Литературный конкурс «Зажигает осень краски» конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста Литературный конкурс «Зажигает осень краски» музыкальный руководитель Навозина Г. П. 2016 Под музыку участники конкурса заходят в зал и занимают.
Познавательно-развлекательная игра для детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок» Представляю вашему вниманию познавательную игру для старших дошкольников на тему «Сказки». Цель: Закрепить знания о сказках, вызвать интерес.
Развлечение ко Дню здоровья для детей среднего и старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок» Развлечение ко Дню Здоровья «По дорогам сказок» Задачи: 1. Через подвижные игры и профилактические упражнения укреплять здоровье детей.
«Герои сказок Пушкина поздравляют мам». Сценарий праздничного концерта, посвященного 8 Марта, для всех групп детского сада «Герои сказок Пушкина поздравляют мам» Сценарий праздника к международному женскому дню для детей всего сада. Подготовила и провела: Сапатова.
Творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем.
Викторина по сказкам А. С. Пушкина «Герои сказок» Воспитатель обращает внимание детей на экран, где представлены герои сказок А. С. Пушкина, и предлагает вспомнить детям, кто автор этих сказок.
Добрые персонажи в сказках Пушкина
В каждой сказке Александра Сергеевича Пушкина происходит борьба добра со злом. Эти два явления находят выражения в соответствующих персонажах.
К добрым персонажам можно отнести следующих.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
1. Молодая царевна (дочь царя)
Обладает невероятной красотой, но не гордится ею. Очень добрая, скромная, порядочная и приветливая со всеми. За это ее все любят.
2. Королевич Елисей
Жених царевны, который в одиночку отправился на поиски своей возлюбленной. Им движут только светлые чувства, и он очень переживает из-за своей потери.
3. Семь богатырей
Приютили девушку в своем доме и спасли ее от смерти в лесу. Очень полюбили девушку. С уважением приняли ее отказ выходить за одного из них замуж.
Сказка о попе и о работнике его Балде
Работник Балда
Работящий, смекалистый и справедливый работник, который великолепно выполняет работу и придерживается договора с попом.
Сказка о рыбаке и рыбке
1. Золотая рыбка (положительный герой)
Золотая рыбка — это могущественная волшебница. Она попалась к старику в сети, и в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.
2. Старик (положительный герой)
Старый рыбак живет в землянке на берегу моря и ловит неводом рыбу. Однажды поймал золотую рыбку, которая в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.
Старик был добрым и ничего не попросил, но множество раз передавал рыбке просьбы своей жены.
Сказка о царе Салтане
1. Царь Салтан
Царь женился на одной из трех сестер. Царица родила ему сына. Пока был на войне, его жену с сыном недоброжелатели посадили в бочку и бросили в море. Горевал о своей утрате на протяжении всего рассказа. В конце воссоединился со своей семьей.
2. Царица
Царица была одной из трех сестер, на которой женился царь Салтан. Родила князя Гвидона, вместе с которым была посажена в бочку и брошена в море по вине своих сестер. На протяжении всей сказки она была рядом с сыном. В конце воссоединилась с супругом.
3. Князь Гвидон
Князь Гвидон приходится сыном царя Салтана и царицы. Пока его отец был на войне, его вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Бочку прибило к берегу острова, где Гвидон спасает волшебную лебедь. В сказке он становится могучим правителем, а в конце воссоединяется с отцом.
4. Царевна Лебедь
Лебедь — это волшебная царевна, которая обладает неземной красотой и владеет магическими силами. Князь Гвидон спасает ее от коршуна, и за это она с благодарностью выполняет все его желания, дарит чудесные подарки и помогает воссоединиться с отцом Салтаном. В конце сказки она превращается в девушку и становится женой князя Гвидона.
Сказка о золотом петушке
1. Звездочет
Когда царь Дадон не смог совладать со своими врагами, он обратился с просьбой к звездочету. Мудрец оказал государю большую услугу — подарил золотого петушка.
2. Золотой петушок
Золотой петушок — волшебный персонаж, который предупреждал государя о надвигающихся вражеских войсках.
Волшебный петушок выступает тут в роли правосудия.
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Главные герои
Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.
Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.
Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.
Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.
Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.
Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.
Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.
Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.
История создания
Пушкин признан гением российской литературы. Но многие специалисты уверены, что повести, предназначенные для детей, он придумывал не сам, а заимствовал и переписывал у западных коллег.
Список названий рассказов и история их создания:
Второстепенные герои
Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.
Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.
Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.
Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.
Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.
Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.
Герои сказок Пушкина
В детских рассказах имеются как положительные, так и отрицательные герои. Из положительных можно выделить золотую рыбку, деда, цариц и царей, Гвидона, богатырей, петушка, звездочёта и Балду.
Отрицательные:
Полезное видео
Сказка о попе и о работнике его Балде
Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.
Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!
Сказка о царе Салтане
1. Царь Салтан
Царь женился на одной из трех сестер. Царица родила ему сына. Пока был на войне, его жену с сыном недоброжелатели посадили в бочку и бросили в море. Горевал о своей утрате на протяжении всего рассказа. В конце воссоединился со своей семьей.
2. Царица
Царица была одной из трех сестер, на которой женился царь Салтан. Родила князя Гвидона, вместе с которым была посажена в бочку и брошена в море по вине своих сестер. На протяжении всей сказки она была рядом с сыном. В конце воссоединилась с супругом.
3. Князь Гвидон
Князь Гвидон приходится сыном царя Салтана и царицы. Пока его отец был на войне, его вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Бочку прибило к берегу острова, где Гвидон спасает волшебную лебедь. В сказке он становится могучим правителем, а в конце воссоединяется с отцом.
4. Царевна Лебедь
Лебедь — это волшебная царевна, которая обладает неземной красотой и владеет магическими силами. Князь Гвидон спасает ее от коршуна, и за это она с благодарностью выполняет все его желания, дарит чудесные подарки и помогает воссоединиться с отцом Салтаном. В конце сказки она превращается в девушку и становится женой князя Гвидона.
Сказка о золотом петушке
По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.
Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания.
Викторина с ответами для учащихся 2-4 классов. Герои сказок Пушкина
Викторина с ответами «Герои сказок А.С. Пушкина» (2-4 класс)
Автор: Носкова Наталья ЮрьевнаЦель: побуждение учащихся к прочтению сказок А.С.Пушкина Задачи: 1) раскрыть и активизировать способности детей; 2) развивать инициативу, способность, мышление учащихся. Подготовка: приглашение ребят из 7 класса и учителя литературы в жюри, посещение библиотеки, портрет А.С.Пушкина, презентация о жизни творчестве поэта, листочки для ответов на вопросы викторины,фильм-сказка(для просмотра после окончания викторины).
Ход занятия.
Сказка неразлучный спутник детства.Все вы любите сказку за живость, чёткость и определённость характеров, за простоту сюжета. Она учиться не заставляет, а увлекает в мир знаний.Сказка раскроет ваши способности мыслить, рассуждать и поверить в силу своих способностей.Именно сказка уведёт нас в мир знаний. Я верю, что вам после занятия ещё раз захочется перечитать сказки А.С. Пушкина. Вам необходимо написать о ко идёт речь и название сказки. Что ж, пора отправляться в мир сказок. Желаю вам удачи, ребята.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами по сказкам Пушкина для школьников начальных классов Викторина с ответами по произведениям Пушкина для 2-3 классов Сказочная викторина с ответами для учащихся начальных классов Викторина с ответами по творчеству Пушкина для учащихся 10 класса.
Похожие статьи:
Сценарий игры – викторины по сказкам Пушкина для старших дошкольников
Литературная викторина в старшей, подготовительной группе по произведениям Пушкина
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Герой
Да, слава в прихотях вольна. Как огненный язык, она По избранным главам летает, С одной сегодня исчезает И на другой уже видна. За новизной бежать смиренно Народ бессмысленный привык; Но нам уж то чело священно, Над коим вспыхнул сей язык. На троне, на кровавом поле, Меж граждан на чреде иной Из сих избранных кто всех боле Твоею властвует душой?
Все он, все он — пришлец сей бранный, Пред кем смирилися цари, Сей ратник, вольностью венчанный, Исчезнувший, как тень зари.
Когда ж твой ум он поражает Своею чудною звездой? Тогда ль, как с Альпов он взирает На дно Италии святой; Тогда ли, как хватает знамя Иль жезл диктаторский; тогда ль, Как водит и кругом и вдаль Войны стремительное пламя, И пролетает ряд побед Над ним одна другой вослед; Тогда ль, как рать героя плещет Перед громадой пирамид, Иль, как Москва пустынно блещет, Его приемля, — и молчит?
Нет, не у счастия на лоне Его я вижу, не в бою, Не зятем кесаря на троне; Не там, где на скалу свою Сев, мучим казнию покоя, Осмеян прозвищем героя, Он угасает недвижим, Плащом закрывшись боевым. Не та картина предо мною! Одров я вижу длинный строй, Лежит на каждом труп живой, Клейменный мощною чумою, Царицею болезней… он, Не бранной смертью окружен, Нахмурясь ходит меж одрами И хладно руку жмет чуме И в погибающем уме Рождает бодрость… Небесами Клянусь: кто жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет небу другом, Каков бы ни был приговор Земли слепой…
Мечты поэта — Историк строгий гонит вас! Увы! его раздался глас, — И где ж очарованье света!
Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! — Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран…
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать инициативу, сообразительность, мышление.
— раскрыть и активизировать способности детей;
— расширять эмоциональную сферу детей.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями А. С. Пушкина ; выставка детских рисунков «Сказки А. С. Пушкина»
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами проведем простой конкурс «Герои сказок А,С. Пушкина»
. В нем будет несколько этапов. На каждом этапе вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает первый поднявший руку. Так что победитель будет только один. Пора начинать.
1 этап. О каком герое говориться в сказке?
1.«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива». (О царице в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях)
2.«В сорочинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый». (Звездочет из «Сказки о золотом петушке»
3.«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане…»
4.«В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»
2 этап. «Попробуйте угадать, как героя сказки звать»
1. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Работает за семерых.
(Балда; «сказка о попе и его работнике Балде»
2. Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
К той сторонке обернется.
(Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке»
3. Все красавцы молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
4. Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги окружили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха; «Сказка о рыбаке и рыбке»
3 этап. «Узнай сказку по ее началу»
1. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке»
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
Села ждать его одна. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»)
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»
Воспитатель. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.
4 этап. Вопросы Ученого кота.
1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху. комара, шмеля)
2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)
3. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
4. С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»
5. Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун)
6. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)
7. Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»
8. Над чем чах Кощей? (Над златом)
9. Кто служил царевне? (Бурый волк)
10. Сколько витязей вышло из моря? (30)
11. Сколько раз посылала старуха к рыбке старика? (Пять раз)
Воспитатель. Вот и закончилась наша викторина. Определился победитель. Мы его поздравляем и вручаем приз – книгу «Сказки А. С. Пушкина»
. А всем остальным желаем успеха в новых испытаниях!
Архангельский Александр: Герои Пушкина «Цыганы»
АЛЕКО
— преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее «несвободой», герой последней из цикла «байронических» поэм Пушкина, в которой до предела сгущены все (и без того заведомо неразрешимые) проблемы, какие ставит этот жанр.
Алеко хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Цыганы не против — их воля не знает запрета (здесь цепи предназначены исключительно для медведя), как не знает и постоянства. Мудрый Старик, отец Земфиры, объясняет это новичку один раз, другой (« не всегда мила свобода / Тому, кто к неге приучен»). Тот заранее согласен, ибо любит Земфиру, желает быть всегда с нею — стать «вольным жителем мира», как «птичка Божия» не знать «ни заботы, ни труда». Увы, он не догадывается, что цыганы свободны до конца; что при всей своей страстности они не ведают продолжительной, жаркой страсти, а значит, не знают и верности. Ему нужна свобода от чужого диктата, но он никогда не признает чужую свободу от себя самого. Прежде всего — свободу Земфиры любить, кого она захочет.
Так байронически-фрагментарный сюжет, распадающийся на короткие драматические отрывки, приближается к неизбежной кульминации любовного (и смыслового) конфликта. Пространствовав с любимой Земфирой два года, Алеко вдруг слышит ее намекающую песню: «Старый муж, грозный муж,/ / Я другого люблю ». Это — саморазоблачение, контрастно оттененное Земфириным ответом, последовательно-свободным: «Ты сердиться волен…».
Развязка близка; ее ничто остановить не в силах — даже третье (по литературно-фольклорному счету обязательно последнее) предупреждение Старика. Узнав от Земфиры, что русский во сне страшно стонет и рыдает, он вызывает Алеко на разговор: вновь напоминает, что «здесь люди вольны», рассказывает поучительную историю о своей любви к матери Земфиры, Мариуле, ушедшей с цыганом из другого табора; все напрасно. Застав Земфиру с другим, Алеко убивает обоих. Т. е. вершит суд, возможный лишь там, где есть закон. Описав полный круг, действие возвращается в исходную точку — европеец, бежавший от закона на волю, сам судит волю по закону, им установленному. Чего стоит свобода, не сулящая счастья? Чего стоит цивилизация, от которой не скрыться, — ибо она гнездится в самом человеке? Алеко не находит ответа — он остается совершенно один, отвергнутый (но не осужденный!) табором. В отличие от Пленника из поэмы Пушкина «Кавказкий пленник» он не может вернуться и в «русское», европейское пространство, туда, где «старый наш орел двуглавый / Еще шумит минувшей славой».
По закону жанра обстоятельства жизни героя соотнесены с обстоятельствами жизни Автора (который и сам « милой Мариулы / имя нежное твердил»). Связующим звеном между ними служит не только автобиографический эпилог, не только имя Алеко, сквозь которое просвечивает имя самого Пушкина — Александр. Очень важно предание об Овидии, которое — опять-таки в воспитующих целях — рассказывает Старик. Именно с Овидием, которого Рим изгнал из центра империи на северную окраину, в придунайские области, сравнивает себя Пушкин в стихах периода южной ссылки. Именно с Овидием, который среди вольного народа тосковал по империи, сравнивает Старик Алеко. И все же черта, отделяющая внутренний мир Автора от внутреннего мира героя, проведена отчетливо. Автор опытнее и мудрее Алеко; он не столько рифмует свои переживания с чувствами героя, сколько холодно и жестко анализирует его душевный мир:
В стране, где долго, долго брани Ужасный гул не умолкал, Где повелительные грани Стамбулу русский указал, Где старый наш орел двуглавый Еще шумит минувшей славой, Встречал я посреди степей Над рубежами древних станов Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей. За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями. В походах медленных любил Их песен радостные гулы И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны. И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет.
Фраза Старика, обращенная к Алеко, — «Оставь нас, гордый человек» — послужила отправной точкой для историософских построений «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевского (1880); образ Алеко стал для Достоевского олицетворением индивидуалистического, богоборческого начала западноевропейской культуры; ему противостоит Татьяна Ларина, олицетворяющая смиренное начало русской соборности.
Второстепенные герои поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
— отец Людмилы, историческое лицо, Владимир Красное Солнышко. Он же герой былин, в которых он радушен и гостеприимен, но своенравен и не всегда справедлив, беспомощен в минуту опасности, надеется на богатырей. Так же и в поэме Пушкина Владимир изливает несправедливый гнев на Руслана, не сумевшего сберечь жены. И уже обещает руку своей дочери тому, кто её найдёт, нарушая слово, данное Руслану. А когда Киев осадили печенеги, князь Владимир безучастен, он полагается на богатырскую защиту и стоит над спящей чудным сном дочерью.
Пушкин сохранил оттенок иронии из былин в описании князя Владимира, но в целом он даёт его образ с сочувствием.
— колдун, карлик с очень длинной бородой, охотник до молодых красавиц. С брачного ложа он похитил Людмилу. Могущество его заключено в бороде, в ней вся сила. Черномор многое может, он чернокнижник с юности, «умён как бес», коварен, расправился с родным братом, чтобы голова того хранила опасный для него меч.
При всём своём могуществе чародей, который сводит звёзды с небосклона, заставляет дрожать луну своим свистом, бессилен перед временем. Для Людмилы он всего лишь немощный мучитель, серьёзной угрозы не представляет. Потеряв бороду, Черномор лишился силы чародейства, и был принят во дворец князя, очевидно, в роли карла.
В поэме образ колдуна — воплощение зла, поражение которого неизбежно в сказке.
— добродетельный волхв, герой положительный. К искусству волхования его привела любовь к красавице Наине. Она отвергла его как пастуха, как героя, но овладев колдовской наукой, заклинаньями вызвал он любовь Наины, представшей перед ним уже дряхлой старухой. Поражённый, финн бежал от неё, и навлёк на свою голову злобу отвергнутой женщины, которая тоже оказалась колдуньей.
Развязка любви старца была довольно нелепой, но он достиг мудрости, творил добро. Так, он помог Руслану найти Людмилу, оживил его, убитого Фарлафом. Он же дал Руслану перстень, которым он разбудил её от беспробудного сна.
— один из поклонников Людмилы, притязающий на её руку. Этот богатырь — «воин скромный», зато «в пирах никем не побеждённый», да ещё «крикун надменный». Фарлаф — трус. Как заяц, убегал он в страхе от Рогдая, соперника. Герой не только труслив, но и подл. Убивает спящего Руслана, чтобы завладеть Людмилой и победителем войти в княжеский дворец.
— молодой хазарский хан, влюблённый в Людмилу и отправившийся на её поиски. На пути героя, однако, встал замок, полный прелестных дев, куда он был завлечён. Там он и забыл о прелестях Людмилы.
— брат волшебника Черномора. Некогда он был смелым воином. Высокий рост его был предметом зависти низкорослого младшего брата Черномора, хитростью отрубившего ему голову и водрузившего её на меч — угрозу бороде чародея.
Главные герои поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
— храбрый князь, супруг Людмилы, могучий витязь, который не дрогнет в открытом бою и непременно одержит победу. Руслан честен, ему чуждо коварство, он постоянен в любви. Руслан целеустремлённо преодолевает все преграды на пути освобождения Людмилы. Подобно богатырю Илье Муромцу, герой в один миг рассеивает полчища печенегов, набежавших на Киев.
Образ Руслана — типичный былинный богатырь, исключительно положительный и цельный. Пушкин создал «Руслана и Людмилу» на основе русских былин и сказок, которые в поэме «засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта» (А. Слонимский).
— супруга Руслана, меньшая дочь князя Владимира. Во внешности её автор о, «кудри золотые». Сразу после свадьбы, из опочивальни, новобрачную похищает злой волшебник Черномор. Людмила любит своего мужа, и, оказавшись в чертогах колдуна, чувствует себя глубоко несчастной.
Сначала юная княжна впадает в уныние, думает то прыгнуть в волны, то уморить себя голодом, но благоразумие и жизнелюбие берут верх, и она уже не торопится расстаться с жизнью. В момент, когда появился перед ней Черномор, она проявила характер: отчаянно завизжала, распугав свиту, и сорвала с противного карлика шапку.
Автор любит свою героиню: «Ах, как мила моя княжна!». Для него более всего привлекателен нрав Людмилы: « Она чувствительна, скромна, / Любви супружеской верна, / Немножко ветрена… так что же? / Ещё милее тем она».
Княжескую дочь древнерусских времён Пушкина в своей поэме сделал похожей на светскую барышню начала 19 века. Тем ближе она поэту.
Анализ стихотворения «Герой» Пушкина
Произведение «Герой» Александра Сергеевича Пушкина связано с именами святителя Филарета Московского и императора Николая I.
Стихотворение написано в сентябре 1830 года. Его автору в эту пору 31 год, он проводится время перед свадьбой в отцовском имении Болдино. Размышляя о дальнейшей жизни, оглядываясь на пройденный путь, поэт много и плодотворно пишет, в том числе, прозу. Эта осень стала нарицательной в рассказах о творчестве А. Пушкина. Поводом к созданию стихотворения послужила речь святителя Филарета (Дроздова), обращенная к императору, приехавшему в охваченную холерой Москву. Поступок сей государя был воспринят всеми жителями с благодарностью. Проповедь митрополита поэт прочел в газете. Открывается произведение эпиграфом из Священного Писания. По жанру – элегия, посвящение, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой (есть и парная, и перекрестная, и охватная). Стихотворение построено на диалоге Друга и Поэта. Властителем дум Поэта вновь избран Наполеон. Впрочем, его имя не названо. Он описывается каскадом выразительных средств, через историю собственной жизни. Вся вторая строфа – высокопарная метонимия, скрывающая гордое имя: пришлец бранный, ратник, вольностью венчанный (своеобразный оксюморон, поскольку борец за свободу, антимонархист сам был увенчан короной). Наконец, завершает это четверостишие сравнение «как тень зари»: жизнь и дела Наполеона воспринимались как пролет диковинного метеора. Друг не унимается и продолжает выяснять: в какую минуту наивысшего триумфа сей победитель и диктатор «ум твой поражает?» Натиск на Италию, коронация, битвы, египетский поход иль, что естественней всего – московский? Поэт возражает, что не эти картины, и даже не момент низвержения «осмеянного героя» занимает его мысли. Презрение и близость к смерти не в бою, а от руки грозной царицы болезней – чумы встает перед глазами лирического героя. Говорили, что Наполеон посетил чумной госпиталь, позднее этот эпизод назвали вымышленным. Завершается стихотворением проклятием… правде. В финале находятся и афористические строки: тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман. Без благородства, сострадания, бескорыстия любой герой – тиран. Заключительное «утешься» сопровождается многоточием. Собственно, здесь начало истории современной, с приездом императора в Москву. Рефрен: клянусь. Инверсия: лежит труп. Довольно смелое сравнение славы с огненными языками, сошедшими на апостолов. Эпитеты: бессмысленный, мощною, сумрачным.
В «Герое» А. Пушкин исследует миф о великом человеке и его влияние на умы людей.