Сказочные герои удмуртских сказок

Сказки

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки»

Татьяна Корепанова
Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки»

Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)

В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный компонент. Тут вроде бы, как говорят сейчас, гугл в помощь. Но как раз таки в гугле в этом плане помощи мало по какой-то конкретной теме. Поэтому приходится создавать нужные материалы для занятия самой. На этот раз поработала над презентацией «Удмуртские сказки». Вот что у меня получилось.

Слайд 1.

Дети и взрослые очень любят сказки. И удмурты – не исключение. У каждого народа свои сказки и у удмуртов есть свои. Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с удмуртскими сказками.

Слайд 2.

Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные. В сказках о животных героями являются какие-либо животные. В бытовых сказках герои – обычные люди. А в волшебных сказках встречаются разные волшебные герои, предметы и чудеса.

Слайд 3.

Значительное место среди волшебных сказок Удмуртии занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё, лешем (нюлэсмурт, домовом (коркакузё, половинном существе (палэсмурт, длиннозубом существе (кузьпинёмурт, злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно.

Эти существа обычно противопоставляются главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод.

Слайд 4

Удмуртские сказки о животных – это забавные истории о повадках и похождениях зверей. Наиболее часто встречающиеся персонажи сказок – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака. Сказки несут в себе следы мифологических воззрений предков удмуртов. Это такие сказки, как:

2. Как произошли медведи.

Слайд 5

1. Лопшо Педунь и поп Василий.

4. Пестрая корова и кислый суп.

5. Мужик, журавли и медведь.

Слайд 6

Это был ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря, потому что сам он был человеком труда. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора.

Слайд 7

Долгое время Лопшо Педуня считали вымышленным героем, как русский Иванушка-дурачок. А ведь исследования Даниилы Яшиной, исследовательницы удмуртской литературы и народного фольклора, показали, что Лопшо Педунь был не просто персонажем удмуртского эпоса, но и вполне реальным человеком!

Слайд 8

Его история началась в 1875 году, когда в Игринском районе Удмуртской Республики в скромной деревеньке Малая Кушья родился некто Федор Иванович Чирков. Удмуртская версия имени «Федор» звучит как «Педор», а в ласково-упрощенной форме так и вовсе – «Педунь». Так Федора называла не только мать, но и односельчане, любившие поболтать и выпить с развеселым Педунем. Чиркова были рады видеть на каждом семейном празднике и торжестве – он замечательно играл на гармошке, был остроумен и добр, умел веселиться.

Слайд 9

Легенда рассказывает, что однажды Педунь нашел берестяную грамоту с надписью, в которой неизвестный автор посоветовал ему жить весело и ни в коем случае не грустить по пустякам. Педунь решил последовать совету и следовал ему настолько хорошо, что вскоре земляки прозвали «Весельчаком», по-удмуртски – «Лопшо». Именно так и родилась легенда о человеке с широкой и доброй душой, умеющем поддержать в трудный момент и метким словцом защитить от обидчиков.

Слайд 10

Удмуртские сказки не менее интересны и поучительны, чем сказки других народов. И в этих сказках так же добро побеждает зло, прославляются честь, отвага, мужество, доброта, взаимовыручка, мудрость и высмеиваются жадность, лень, невежество.

Источник

Сказки. Рассказы. Стихи

Удмуртские народные сказки на русском языке. Сказки Удмуртии

Как и в фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые или новеллистические, и волшебные.

Удмуртские сказки о животных

Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.

Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.

Удмуртские новеллистические сказки

Удмуртские волшебные сказки

Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.

Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.

Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».

Читайте также:  Рассказы на немецком языке с переводом на русский

Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.

Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.

Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.

Источник

Сказочная Удмуртия: где встретить Лешего и других фольклорных героев

«Это сказка какая-то!» — можете воскликнуть вы, вернувшись из особо удачного отпуска. А вернувшись из поездки в Удмуртию, эти слова можно произнести в абсолютно буквальном смысле. Ведь там вы сможете оказаться в гостях у Бабы Яги, навестить удмуртского Деда Мороза (Тол Бабая), встретиться с хитрыми и смелыми героями местных народных сказок, а заодно побывать в самых значимых историко-культурных точках республики. Не так давно Удмуртия представила комплекс туристических маршрутов, проложенных на «Сказочной карте Удмуртии».

Рассказываем, где и с кем можно встретиться на просторах удмуртского Предуралья — и чем можно заняться в гостях у сказки.

Лопшо Педунь, Игринский район

Лопшо Педунь — один из главных героев удмуртских сказок. Рыжий балагур, он является неистощимым источником юмора, остроумия и житейской хитрости. Корка, дом Лопшо Педуня, находится в самом центре деревни Сундур, в Этнокомплексе ремесленного центра гостеприимства. Там можно не только пообщаться и поиграть с рыжим хитрецом, но и посетить музей под открытым небом, хранилище материального и духовного наследия севера Удмуртии. Вы сможете познакомиться с древними ремеслами, принять баньку по-черному, погулять по традиционной избе и надворным постройкам удмуртов, устроить дегустацию местных блюд (ассорти пельменей — обязательно на пробу!).

Баба Яга, Граховский район, деревня Котловка

Сказочная резиденция знаменитой (и не такой уж и злобной) чародейки находится в южном районе Удмуртии Граховском, в деревеньке Котловке на берегу реки Яга. В избушке на курьих ножках (которая умеет крутиться из стороны в сторону) расположен уникальный музей, посвященный нашей героине (и ее аналогам из удмуртского, марийского, кряшенского и чувашского фольклоров), для детей и взрослых организованы увлекательные мастер-классы и различные игровые программы с ее друзьями, котом Баюном, Лешим и Змеем-Горынычем. Летом в гостях у Бабы-Яги можно покататься на лошадках, а зимой – на тюбингах и снегоходах

В кафе «Горница» вы сможете отведать яства из интересного меню — там и супчик «Из потрошков пионера Иванушки», и «Отбивная козлятинка от сестрицы Аленушки» или жаркое «Ясень пень», а также целебный напиток «Ягомед огненный» и другие вкусности.

Нюлэсмурт, Кэзский район, усадьба Живица

Встретиться с Нюлэсмуртом можно в лесу — в небольшом, но уютном домике усадьбы «Живица». Там можно увидеть не только героев удмуртских, но и русских народных сказок, побывать в царском тереме, тереме Марьи-искусницы, Емелином домике. Дорогим гостям, прямо как в сказке, могут даже запечь в печи и подать к столу целую утку или гуся.

Тол Бабай, Шарканский район

В 100 километрах от Ижевска, в самом сказочном районе Удмуртии – Шарканском, среди густых снежных лесов и живописных холмов, меж сосновым и кедровым бором находится Усадьба главного зимнего волшебника Удмуртии — Тол Бабая. Тол Бабай (в переводе — «Холодный старец») живет в собственной резиденции, совсем как русский Дед Мороз в Великом Устюге. Только резиденция его расположена в могучем лесу. Тол Бабай — старик в фиолетовом одеянии с берестяным коробом за плечами — по поверьям, в этом коробе находятся сказки и легенды удмуртов. Конечно, лучше всего приезжать к Тол Бабаю в гости зимой, в разгар новогодних праздников. Именно тогда здесь проводится фестиваль «Сказочные герои на родине Тол Бабая», где зажигается первая в Удмуртии новогодняя елка.

В эти дни в гости к Тол Бабаю приезжают сказочные друзья из разных уголков России и ближнего зарубежья – это Кыш Бабай из Татарстана, Девица Метелица из Вятских полян, российская Снегурочка из Костромы, Хел Мучи из Чувашии, Байкальский Дед Мороз, Царь Берендей, конечно же российсский Дед Мороз из Великого Устюга и даже Санта Клаус из Лапландии.

Однако можно навестить Тол Бабая и в веселый праздник Масленицы — в эти дни здесь тоже водят хороводы, играют, загадывают загадки и дарят подарки. Немало в Усадьбе Тол Бабая и других интересных вариантов провести время: можно продегустировать эликсир долголетия, сходить на Страшный чердак, заглянуть в Дом Мастериц, на Чердак с привидениями или в гости к русалкам.

Донды Батыр, парк ДондыДор

Ачарвак, Юкаменский район, Тылыс

На Княжем дворе в Тылысе, в месте силы, гостей встретит Ачарвак, полуптица-получеловек, обитательница рек и хранительница «Тылыс» по мифам и легендам бесермянского народа. Вместе с Ачарвак гостей поприветствует Зӧк бабам (большой человек), к которому в далекие времена все обращались за советом и помощью.

Считается, что из 33 источников Тылыса бьет живая вода, а рядом лежат магические камни – природные валуны причудливой формы, находящиеся рядом с языческими святилищами горы Мыргетон. На территории Княжего двора есть купель, где по желанию можно будет окунуться, и две часовни, освященные в честь небесных покровителей семьи и брака Петра и Февроньи Муромских.

Не забудем и о традиционной бесермянской кухне: в Тылысе гости испробуют суп «Пуштэм», обрядовую пшеничную кашу с мясом, чай с душицей и топленым молоком, национальный напиток – «Сур» и традиционные лепешки «Куарнянь» с льняными семечками.

Золотая Сарапуль, Сарапул

В Сарапуле, городе на Каме, тоже есть свой сказочный персонаж и хранитель — Золотая Сарапуль, дочь богатыря Камы, который некогда и проложил русло для одноименной реки. Сарапуль в воде обращатся стерлядью с короной-гребешком, а на суше является девушкой-красавицей, которая живет на высоком берегу и помогает людям в беде. Именно Золотая Сарапуль встретит дорогих гостей в Сарапуле, где они смогут попробовать изыски купеческой кухни, прогуляться по улочкам города и по набережной реки Камы, посетить гору Урал и Дачу Мощевитина, резиденцию сказочной хозяйки города.

Читайте также:  Рассказ о герое из дурного общества

Щелкунчик, музей-усадьба П.И. Чайковского, Воткинск

Еще одна встреча со сказкой, знакомой всем с детства, ждет путешественников в городе Воткинске, где родился великий композитор Петр Ильич Чайковский. В музее-усадьбе композитора регулярно устраивают праздничный бал и старинные игры, просмотры отрывков из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», отправляют смельчаков на бой с мышиным царством, где им нужно будет показать свою смелость и находчивость.

Больше узнать о сказочных маршрутах Удмуртии можно здесь.

Какие привычки достались кошкам от диких предков?

Пойти в народ: 7 лучших этнотуров

Московский бит: путешествуем с Gett

Отдых в гармонии с природой: как развивается Красная Поляна

Источник

Виртуальный музей

«Каждый народ — золотой фонд России»

Удмуртский фольклор

Удмуртский народ имеет богатое культурное наследие. Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям.

Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Она состоит из огромного количества легенд и сказаний. И точно так же удмуртская мифология — это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами.

Герои сказок

Лопшо Педунь – сказочный герой удмуртов.

Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету.

Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя».

С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.

Батыры — частые персонажи удмурских сказок и героического эпоса. Существуют предания о батырах.

Когда на земле стали появляться батыры, то Эштэрек был одним из первых. Высокий, широкоплечий, сильный — настоящий богатырь был Пазял. Не где-нибудь — как раз в наших краях когда-то давным-давно жили два брата, два батыра. Старшего из них звали Микол, младшего — Данил. Мардан и Тутой. В стародавние времена батырам приходилось защищаться от набегов врагов. Тогда-то и появился у них предводитель Ядыгар. Когда-то давным-давно севернее владений племени Донды жили батыры племени калмез. Идна-батыр, сын Донды, жил в местности, которую потом по нему стали называть Иднакаром. Занимался Идна одной охотой. Батыры из племени Чудь характеризовались так «росту они были очень высокого, силы непомерной, а характера независимого».

Миф о сотворении мира

Инмар в удмуртской мифологии — верховный бог, творец всего хорошего и доброго в мире. Имя Инмар родственно именам других демиургов финно-угорской мифологии — Ен и, возможно, Ильма (Ильмаринен и т. п.). Небесный бог заботится об облаках: он черпает воду золотым ковшом и поливает их, чтобы они не высохли от солнечных лучей. Этот добрый бог противостоит своему брату Керемету (Луду, или Шайтану, иногда — «хозяину воды» Вукузё), создателю зла. Первоначально оба бога были добрыми. По велению Инмара Керемет достал со дна Мирового океана землю, принесши ее во рту. Часть земли он выплюнул, часть — утаил. Когда земля по воле Инмара стала разрастаться, Керемет вынужден был выплюнуть остальное, отчего на ровной поверхности суши возникли горы. Инмар сотворил также растения и животных.

В другом мифе говорится о том, как Инмар плавает на лодке по Мировому океану. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется Шайтан. По велению Инмара он ныряет на дно океана за землей: под водой Шайтан встречает рака, и тот уверяет ныряльщика, что не видел никакой земли. Шайтан ныряет еще глубже и достает, наконец, немного песку. Часть его он утаивает во рту и создает на земле горы, которые своими вершинами рвут облака. Пришлось Инмару поднять небо повыше — оно стало недостижимым. Первым существом, которое создал Инмар, стала собака, но на ней не было шкуры. Шайтан делает ей шкуру.

Христианские и мусульманские апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный) повлияли на мифологическую картину мира удмуртов. По их поверьям, под землей обитает большой черный (или красный) бык — музъем утись ош («землю охраняющий бык»). Он стоит на спине гигантской рыбы, плавающей в Мировом океане, а на своих рогах держит Землю. Когда он двигает рогами, происходит землетрясение.

Персонажи и культовые объекты удмуртской мифологии

Инмар — в удмуртской мифологии верховный бог, демиург (греч. demiurgos — изготавливающий вещи, работник, творец, мастер, ремесленник). Инма́р — верховное божество в удмуртской мифологии (или его эпитет), бог-творец, создатель всего хорошего, он противостоит Керемету (Луду, Шайтану).

Алангсар — великан, тело которого, разрезанное врагами на куски и разбросанное по земле, разыскивает его жена, едущая на телеге, запряжённой двумя серо-сивыми волами. Своими исполинскими рогами они разрывают землю, отсюда — наличие барханов и неровностей. Воскресить великана не удалось из-за того, что жена не нашла его головы. Его кости, а также гигантские котёл и таган выступают из воды во время отлива.

Воршуд (шуд вордысь) — в удмуртских мифах антропоморфный дух — покровитель рода, семьи. Обитает в молельне (куале), где его идол, возможно, хранился в специальном «коробе Воршуда»; в куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины — угощение Воршуду. Обзаводящийся отдельным домом хозяин приглашал его к себе в новую куалу, устраивая по этому поводу пир и перенося горсть золы — воплощение Воршуда — из очага старой куалы в собственную; переезд Воршуда сопровождался свадебными обрядами и песнями. Воршуда просили о покровительстве во всех предприятиях (особенно во время болезни). Оскорбивших Воршуда (в том числе обратившихся в христианство) он может преследовать, душить по ночам, наслать болезнь и т.п. (аналогия: славянский домовой). Воршуд связан с культом предков: в некоторых молитвах Воршуда призывали вместе с предками.

Вукузё («хозяин воды») — в мифах удмуртов властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё (в других вариантах — Керемет, Луд, Шайтан) — противник демиурга Инмара, достающий землю со дна океана. Портит (оплевывает) сотворенных Инмаром великанов-алангасаров, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара — собаке, творит козу, затем водяных — ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой (аналогия: славянский водяной).

Ву-мурт (удмуртское ву — «вода», мурт — «человек») — в удмуртских мифах водяной антропоморфный дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь (аналогия: мансийский Вит-кан); свадьбы ву-муртов сопровождаются наводнениями и т.п. Ву-мурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана (аналогия: славянский водяной), или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Ву-мурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от ву-мурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.

Читайте также:  Рассказ о бабушке и дедушке 6 класс кратко

Керемет (/от чувашского Киреметь/, Луд, Шайтан) — в мифах удмуртов творец зла, противостоящий своему добродетельному брату Инмару. Моления Керемету совершались при эпидемиях и т.п. в священных рощах — кереметах (лудах), где специальный жрец туно приносил в жертву богу животных черной масти. Близкие представления о Керемете (и культ его) существовали в марийской мифологии, где Керемет — божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юмо. Согласно поздней марийской легенде, Керемет задержал разговором старейшину марийцев Бедоя, когда тот шел к богу, распределявшему религии среди народов земли; за это бог заставил марийцев поклоняться Керемету.

Ягпери — одно из творений Вукузё, дух или существо бора, борового леса. Встреча с ним для человека земли грозила бедой.

Вожо живут в заброшенных избах и банях, где хозяйничают по ночам, и не любят, когда их тревожат. Чтобы не гневить их и не накликать на себя беду, человек не должен ночью заходить в баню или в заброшенное строение.

Кутысь — в удмуртской мифологии дух болезней. Кутыси обитают в оврагах, у истоков ручьев и рек; наводят ужас на людей и скот (иногда своими страшными криками), оставаясь невидимыми, насылают болезни (в основном кожные). Считалось, что откупиться от него можно, если бросить в речку кусочки пищи, петушиные перья, соль, монеты и уйти не оглядываясь.

Кылдысин (Кылдысин-му, Кылчин) — в удмуртской мифологии бог. Обитает на небе, откуда управляет вселенной. В древние времена жил на земле среди людей, любил появляться на полях земледельцев в образе старика в белой одежде, ходить по межам и поправлять колоски хлеба, упавшие на межи (аналогия: русские представления об Илье-пророке). Люди, снедаемые жадностью, настолько расширили свои поля, что Кылдысину негде стало ходить; они перестали одеваться как Кылдысин, покрасив свои одежды в синий цвет, и оскорбленный бог удалился на небо (по другим версиям, под землю; аналогия: миф о двух Кылдысинах — небесном и подземном, шайтане). Люди долго молили бога у священной березы спуститься к ним вновь. Наконец они умолили его хотя бы показаться им в каком-либо ином обличье. Тогда Кылдысин появился на вершине березы в образе красной белки. Удмурты-охотники, намереваясь вынудить бога остаться на земле, подстрелили белку, но та, падая, превратилась в рябчика, когда же подстрелили рябчика, тот превратился в тетерева, затем — в окуня и скрылся в реке (аналогия: шаманские мифы о превращениях). Среди фетишей, хранящихся у удмуртов в воршудном коробе беличья шкурка, щепа березы, крыло рябчика, перья тетерева и вяленая рыба — память о последнем возвращении Кылдысина. Он и Инмар — боги земли и неба; их образы иногда сливались, отсюда — Инмар-Кылчин.

Гидму́рт (удм. Конюшенный человек) — дух конюшни и хлева в традиционных верованиях удмуртов. Гидмурт — помощник домового (коркамурта), покровитель дворовых построек, в частности — конюшен и хлевов, а также обитающей там скотины. Гидмурт может по-разному относиться к различным лошадям. Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей. Чаще всего, если гидмурт любит всех лошадей, то он может переносить в конюшню соседские сено и овёс. Если же гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.

Нюлэсмурт — хозяин леса. Иногда его называли Быдзым нюня — «Великий дед, отец. Нюлэсмурт — хозяин зверей (в частности, он распоряжается, где какому медведю лежать в берлоге), к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте, от Нюлэсмурта же зависело и благополучие, иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра. Между Нюлэсмуртами и Вумуртами происходили ожесточённые битвы; считалось, что они обычно случались в полдень, поэтому люди опасались купаться, входить в это время в реку.

Лудму́рт (удм. Луговик, Полевик) — в удмуртской мифологии существо, отвечающее за луга и поля. Лудмурт представлялся в виде маленького человечка, ростом не выше ребёнка, одетого в белое. Он также охранял животных, следил за посевами. В поле он ростом с колос, на лугу — с траву. Лудмурт — один из родичей Нюлэсмурта или состоит в его свите. Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. — охраняющий пчёл), когда начинали вырезать соты (1 августа), ему на пасеке приносили в жертву утку.

Палэсму́рт (удм. Палэсмурт «получеловек») — персонаж удмуртского фольклора, злой одноглазый человек, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок. Представляет собой как бы рассечённого вдоль человека — с половиной головы, половиной тела, одной рукой и ногой, видны внутренности (по другой версии вторая половина есть, но «просвечивает»). Живёт в лесу, может появляться на опушке или даже подходить к изгороди вокруг жилья, выйти к костру. Нельзя кричать или свистеть в лесу — иначе он может отозваться и выйти из лесу. Для защиты от него надо помянуть небесного бога Инмара или спрятаться за рябиной. Появляется как предвестник несчастья. Зовёт человека по имени, может защекотать его насмерть, подобно славянским русалкам. Может забирать ушедших на выпас животных, тогда для него плетут один лапоть, и вешают его в лесу на сук (жертвуют), чтобы животное вернулось.

Куазь (Квазь) — одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связанное с погодой и атмосферными явлениями. Персонаж сказок («Любимец Квазя» и др.). Являлся подателем дождя. Куазь — это повелитель пространства между небом и землёй, то есть атмосферы и атмосферных явлений.

Коркамурт (удм. — домовой человек) — домовой в традиционных верованиях удмуртов. По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Существуют былички, рассказывающие о том, как в темноте человеком был пойман коркамурт, а после зажжения света оказывалось, что человек держит в руках рукав шубы. В этой связи существует поверье: если увидеть коркамурта на свету, то он должен будет выполнять все просьбы поймавшего его человека.

Источник

Познавательное и интересное