Сказочный мир народной волшебной сказки
СЕКРЕТЫ РУССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Русские народные сказки очень разнообразны, существует несколько их классификаций. Наиболее распространенной является классификация знаменитого собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева, согласно которой они делятся на волшебные, анималистические (о животных) и бытовые (5) Целью данного исследования является анализ русских народных волшебных сказоки выявление некоторые их «секретов» на уровне сюжета, композиции, языка, а также специфики сказочных персонажей. В ходе работы было проанализировано 17 русских народных сказок и составлено небольшое пособие для пятиклассников, которое прилагается к данному исследованию.
Основная часть
Для первобытного человека мир реальный и мир воображаемый, населенный добрыми и злыми силами, сливались воедино. В волшебной сказке «действие разворачивается в двух пространственно-временных планах» (2). Особенностью сюжета является то, что они всегда начинаются с описания реального мира и реальной жизни. Сразу вводится главный герой. Он пересекает большие пространства в течение короткого промежутка времени и сталкивается с задачами, которые ему предстоит решить. Для этого герой встречается с помощниками и дарителями. Они живут в другом времени и пространстве вместе с противниками героя и злыми силами. Конфликт в волшебной сказке всегда разрешается при помощи чудесных сил, помощников и дарителей. Сочетание реального и фантастического, особый ритм сказочного времени держат читателя в напряжении и ожидании.
У волшебной сказки есть своя композиция, структура. Она обычно начинается с характерного зачина. Вот пример такого зачина:
«В некотором царстве, в некотором государстве был-жил царь Бел Белянин; у него была жена Настасья золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич» (4) Примечательно, что в этой сказке три царства – Медное, Серебряное и Золотое. По традиции, в текст повествования сразу же вводится главный герой: один из трех братьев или одна из трех сестер.
В самом начале волшебной сказки, как правило, сразу появляются представители двух поколений. В их благополучную жизнь врывается какое-то несчастье, и герой отправляется по своей или родительской воле из дома. События развиваются стремительно: «Пошла царица прогуляться по саду. Вдруг поднялся сильный вихрь. Схватил царицу и унёс неведомо куды. Царь запечалился-закручинился и говорит своим царевичам: «Кто из вас поедет – мать свою отыщет?» (4)
Часто такая отлучка героя происходит на фоне нарушениязапрета со стороны старших, мудрых наставников. Это и ведет к беде.
«Везде ходи, за всеми присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!» Иван-царевич не вытерпел, как только Марья-Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован»(4)
«Не бери золотого пера; возьмешь – горе узнаешь! Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы» … (4)
Таким образом (нарушением завета и бедой) приводится в движение весь ход сказки, то есть ее сюжет.
Момент выхода из дома является очень напряженным для героя. Ведь он идет наугад, не зная ни пути, ни цели, «куда глаза глядят». Часто в тексте встречаются особые сказочныеформулы: «Ехал ли близко, далеко ли, низко ли, высоко ли» (6), «Не так скоро дело делается, как сказка сказывается» (4). В дорогу герой берет посох, хлеб, сапоги. Этими предметами снабжали умерших для странствий в мире ином: «Шел-шел Иван, пару башмаков истоптал, чугунный посох изломал и каменную просвиру изглодал…» (6)
В этот момент на пути героя обычно встречаются дарители, помощники. Ими могут быть животные, птицы, сказочный конь, случайные попутчики – старухи и старики. Герой помогает им, проявляет доброту, а взамен получает волшебные дары: ковер-самолет, клубочек, сапоги-скороходы, шапку-невидимку, дубинки, скатерть-самобранку и т.д.
Здесь, очевидно, заключается один из главных уроков сказки: каждая незначительная встреча, испытание в жизни могут рассматриваться как судьбоносные. Положительный герой всегда внимателен к подобным встречам и проявляет при этом свои лучшие человеческие качества.
Далее ему предстоят настоящие испытания. Противники, злые силы всегда превосходят героя. Он же, как правило, в начале повествования и не умен, и не слишком силен, и совсем не собран … Он Иван-дурак. Но зато в сказке Иван хитер, изобретателен, бескорыстен, великодушен. Он спаситель и избавитель. Он не требует похвалы и никогда ее не получает. Таковы особенности характера главного героя волшебной сказки. Чаще всего его зовут Иван: Иван-царевич, Иван–крестьянский сын, Иван-коровий сын… Оказывается, по переписи населения, сделанной в XVII веке, каждый четвертый мужчина на Руси был Иваном! (2)
В сказках «хитрость, смекалка, находчивость персонажагероизируются» (5) В тяжелой борьбе с природой и врагом зачастую он и не мог побеждать иначе, как хитростью. Под неприглядной внешностью Ивана скрывается внутренняя красота героя – душевная сила, благородство. Но народная сказка сдержанна, скупа на похвалы, и герой совершает свои подвиги просто, без слов.
Обретя помощника и волшебный дар, он готовится преодолеть расстояния и попасть в иное, потустороннее царство: «Иван-царевич покатил шарик: куда шарик покатился, туда и он направился. Долго ли, коротко ли, увидал – золотой дворец спит, как жар горит, у ворот кишат страшные змеи – на золотых цепях прикованы, а возле колодезя золотой корень на золотой цепочке висит» (4)
«Сказочная композиция основана на противопоставлении двух миров: одного – реального, здешнего, с которого сказка начинается, другого – волшебного, сказочного, нереального, которое называется «тридевятое» или «тридесятое» царство» (7). Оно может находиться за морем, за тридевять земель, глубоко под землей.
Вход в тот далекий мир охраняет Баба Яга, она страж границы. Этот сказочный персонаж соединяет в себе черты живого и мертвого человека. Она часто спит, мало ест. Баба Яга старая, косматая, с длинными ногтями, поросшая шерстью и с костяной ногой. Костяная нога – нога мертвеца. «Ягая» во многих диалектах означает «хромая» (8). В герое она узнает живого человека и предупреждает его об опасностях дальнейшего путешествия. Еще не видя Ивана, Яга узнает пришельца по его «человеческому» запаху. Она понимает, что он живой, так как мертвецы не пахнут: «Фу-фу-фу! Русским духом пахнет!» (4)
Яга встречает героя в избушке. Избушка развернута к нему той стороной, что «без окон, без дверей»(4), другая же сторона имеет вход, обращённый к «тридесятому царству», к иному измерению, пока недоступному Ивану. Избушка – сторожевая застава. Только после произнесённого заклинания она поворачивается.
Часто избушка Бабы Яги имеет вид животного. Она обнесена забором, на котором нередко выставлены черепа. Стоит она на куриной ноге, охраняется животными. Баба Яга – хозяйка леса, и все его сказочные обитатели находятся у нее на службе.
Герой, попадая к Бабе Яге, подвергается испытаниям, а дальше она пропускает только достойных. Выспрашивая о цели визита, Яга кормит, поит персонажа, может уложить его спать – и все для того, чтобы дать герою силы выдержать испытания, которые его ожидают в потустороннем мире. Если герой ведет себя уверенно, Баба Яга всегда поможет ему.
На прощание она преподносит Ивану какой-нибудь волшебный дар: коня, птицу, волка, кольцо, ковер-самолет…С этого момента герой имеет цель, а не просто идет «куда глаза глядят». Часто за него все делает помощник, а забота героя – проявлять бережное отношение к нему: кормить, поить, давать спать. Таков, например, крылатый конь, которого Иван получает взамен своего. У него другая природа – он волшебный: из ноздрей сыплются искры, из ушей валит огонь и дым. Он необычайно вынослив и умеет летать. У него «по бокам часто звезды, во лбу ясный месяц» (4). Только такой конь способен перенести Ивана в Тридевятое царство.
Особый элемент композиции волшебных сказок – это переправа. Герой либо садится на коня или на ковер-самолет, либо надевает сапоги-скороходы и в одно мгновение оказывается в Тридевятом царстве. Примечательно, что все способы переправы отражают представление о странствовании умершего в загробный мир.
Часто на пути Ивана в это царство возникает препятствие в виде огненной реки. Речка эта называется Смородиной (от устаревшего слова «смрад» в значении «дым», дурной запах» (8), а мост через нее всегда Калиновый (Калинов). Эта река – граница, через мост перейти невозможно. Здесь-то и происходит основной бой героя со Змеем. Вот какие примеры мы находим в народных сказках:
«Приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес» (4)
«Приезжают к реке Смородине; по всему берегу лежат кости человеческие, по колено будет навалено!» (4)
«Там есть широкая река, через реку калиновый мост, под тем мостом живет 12-главый змей. Не пропускает он ни конного, ни пешего, всех пожирает».(4)
Обладая волшебными средствами, герой похищает царевну или искомый предмет. Заколдованный – расколдовывается, мертвый – оживает. Теперь путь Ивана лежит домой, а там его ждет воцарение, свадьба. Он меняет свой облик: из невзрачного юноши чудесным образом превращается в настоящего красавца – богатыря.
Помимо особенностей сюжета, композиции и специфики персонажей волшебных сказок, стоит также отметить некоторые языковые и стилистические особенности этого жанра УНТ.
Очевидно, что описания в сказках заменяются поэтическими формулами. Обязательный признак подобных формул – повторяемость.
Различают начальные формулы (присказки), конечные (концовки) и повествовательные, которые, в свою очередь, подразделяются на формулы пространства, времени ( «близко ли, коротко ли, долго ли, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается» (4) и на формулы-характеристики («такая краса, что не в сказке сказать, ни пером описать» (4).
Заключение
Таким образом, работа над данной темой позволила сделать ряд «открытий», касающихся и сюжета, и композиции волшебной сказки, и ее героев, и неповторимого сказочного языка. Удивительно, сколь глубокий смысл имеют знакомые с детства сказочные образы и элементы композиции. Поразительно, как ненавязчиво, но в то же время очень определенно пытались люди в далекой древности внушить своим детям нравственные идеалы, научить их распознавать понятия добра и зла. Слушая «страшные» сказки, ребенок узнает свои собственные страхи: страх потеряться, страх перед неизвестным, боязнь чудовищ… И очень важно при этом, что у него возникает уверенность в том, что все эти страхи можно победить, подобно любимому сказочному персонажу. Обязательный счастливый конец сказки позволяет не бояться испытаний – ведь все кончится хорошо! На то она и сказка!
Теперь становится понятным смысл восторженных слов А.С.Пушкина, так удачно использовавшего в своем творчестве сюжеты волшебных сказок, услышанных им от няни: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…»
Список использованной литературы
«Великие полотна. Иван Яковлевич Билибин» Мельничук О. М., «Воскресный день», 2010
«Исторические корни волшебной сказки» Пропп В.Я. М., «Лабиринт», 2010
«Каталог Государственного Русского музея» Арская И.А., Белая В.Б. т др. С.- Петербург, «Государственный Русский музей», 2001
«Народные русские сказки А.Н.Афанасьева» М., Сов. Россия,1981
«Исторические корни волшебной сказки» Пропп В.Я.. М. «Лабиринт», 2008
«Русские народные сказки в обработке А.Н.Толстого» Тверь, изд. «Петрушка», 1993
«Славянская мифология» Лаврова С.А. М., «Белый город», 1995
«Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 т. Даль В.И.
волшебные сказки
В этом разделе представлены волшебные сказки со всего света: народные и авторские. В них главными героями являются не только люди и животные, но и фантастические существа. Зло в этих сказках олицетворяют страшные и отвратительные чудовища, а главных героев сказок отличает доброта, верность, отвага.
В волшебных сказках происходят настоящие чудеса, оживают предметы, разговаривают игрушки, люди превращаются в животных, царевны засыпают на сто лет.
Мир этих сказок населен волшебными эльфами и крошечными человечками, принцессами и колдуньями, царевичами и чудовищами…
волшебные сказки читать
Деревянный орел
Сказка о тот, как однажды столяр заспорил с золотых дел мастером, что и из дерева можно сделать настоящее чудо, чтобы все люди ахнули. Изготовили они чудесные вещицы по приказу царя: уточку из золота и деревянного…
Маленькие человечки
Другое название сказки – Эльфы и сапожник. Короткая сказка про волшебных человечков, которые приходили по ночам к сапожнику и помогали ему шить башмаки. Сапожник и его жена решили отплатить добром на добро и сделали своим…
Пряничный домик
русская народная сказка
Пошли как-то брат и сестра в лес за ягодами, заблудились и набрели на пряничную избушку. Стены у нее из пряников, крыша из леденцов. Жил в этой избушке медведь. Пряничный домик читать Жили-были брат и сестра….
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди создана на основе народной сказки «Чудесные сыновья». Александр Сергеевич Пушкин обогатил народное произведение новыми сюжетными поворотами,…
Гуси-лебеди
русская народная сказка
Гуси-лебеди — сказка о том, как мальчика унесли гуси-лебеди и сестричка отправилась его искать. Печка, яблонька и речка помогли девочке спасти брата. Читайте сказку в обработке А.Н. Толстого. Гуси-лебеди читать Жили мужик да баба. У…
Подарки феи
Сказка про двух сестер. Старшая была грубая и заносчивая, а младшая добрая и прекрасная. Каждую из них фея наградила по заслугам. Теперь каждое слово младшей дочери превращалось в розу или драгоценность, а старшая дочь роняла…
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Сказка рассказывает о прекрасной девушке, мать которой умирает сразу после родов. Царь-отец женится на красивой, но коварной мачехе. У новой королевны есть волшебное зеркальце, которое может разговаривать. Она задает ему один и тот же вопрос:…
Волшебное кольцо
русская народная сказка
Волшебное кольцо — сказка о добром юноше Мартынке, который место того, чтобы купить хлеб, спас кота и собаку, а топом и красну девицу, получив от её отца в подарок волшебное кольцо. Когда в дом к…
Царевна-лягушка
русская народная сказка
Царевна-лягушка — русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не догадывался, что его жена — Василиса Премудрая, обращенная Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру и пришлось…
Русские волшебные сказки
В этом разделе сайта собраны русские народные волшебные сказки. В чем их отличие от бытовых и сказок про животных? Главные герои сказок — это Иван-царевич, Иван-дурак и др. Скромные, трудолюбивые и храбрые молодцы сражаются со злыми людьми и фантастическими чудищами: Кощеем, Бабой-ягой, Змеем Горынычем. В этом им помогают волшебные помощники: серый волк, Сивка-бурка, а так же магические предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет.
Главный герой обычно отправляется в тридевятое царство, где его ждет множество испытаний и случаются настоящие чудеса. Однако, все заканчивается хорошо — женитьбой царевича на прекрасной царевне.
Внизу каждой сказки есть подсказки, в каком возрасте ее лучше прочитать, а так же другие тэги. Обратите на них внимание при выборе произведений:)
Русские волшебные сказки читать
Деревянный орел
Сказка о тот, как однажды столяр заспорил с золотых дел мастером, что и из дерева можно сделать настоящее чудо, чтобы все люди ахнули. Изготовили они чудесные вещицы по приказу царя: уточку из золота и деревянного…
Пряничный домик
русская народная сказка
Пошли как-то брат и сестра в лес за ягодами, заблудились и набрели на пряничную избушку. Стены у нее из пряников, крыша из леденцов. Жил в этой избушке медведь. Пряничный домик читать Жили-были брат и сестра….
Гуси-лебеди
русская народная сказка
Гуси-лебеди — сказка о том, как мальчика унесли гуси-лебеди и сестричка отправилась его искать. Печка, яблонька и речка помогли девочке спасти брата. Читайте сказку в обработке А.Н. Толстого. Гуси-лебеди читать Жили мужик да баба. У…
Медное, серебряное и золотое царства
Сказка о Иване-царевиче, который пошел вслед за братьями вызволять свою матушку из плена Вихря. Помогали ему в этом царевны подземных царств. Благодаря силе богатырской и смекалке, одолел Иван змеев огнедышащих и Вихря. Матушку свою освободил,…
Волшебное кольцо
русская народная сказка
Волшебное кольцо — сказка о добром юноше Мартынке, который место того, чтобы купить хлеб, спас кота и собаку, а топом и красну девицу, получив от её отца в подарок волшебное кольцо. Когда в дом к…
Царевна-лягушка
русская народная сказка
Царевна-лягушка — русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не догадывался, что его жена — Василиса Премудрая, обращенная Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру и пришлось…
Никита Кожемяка
Сказка о невиданном силаче Никите Кожемяке, который своей силою и хитростью победил страшного змея и спас царевну… (в пересказе К.Д.Ушинского) Никита Кожемяка читать В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из…
Снегурочка
Снегурочка (Снегурушка) – русская народная сказка про девочку, вылепленную дедом и бабой из снега… На нашем сайте Вы сможете ознакомиться с двумя вариантами этой народной сказки. Снегурочка читать Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно….
Про Иванушку дурачка
русская народная сказка
Сказка про Иванушку-дурачка, который был хорош собою, но все дела делал так, что смешно выходило. Сказка представлена в пересказе М. Горького. Про Иванушку дурачка читать Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у…
Добрыня Никитич и Змей
русская народная сказка
Сказ про главный подвиг Добрыни, когда он победил семиглавого дракона, который похищал из Киева молодых девушек и уносил их в свою пещеру. Добрыня Никитич и Змей читать В славном городе было, во Рязани, жил муж…
Подземные царства
русская народная сказка
Сказка о Иване-царевиче, который отправился вызволять свою матушку из подземного царств. В этом ему помогали царевны медного, серебряного и золотого царства. Читайте в сказке о схватке Ивана-царевича с Вороном Вороновичем, о предательстве отца и чудесном…
Проект «Волшебный мир Русских Народных Сказок».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Мозаика» деревни Оболдино ГОЩ МО
«Волшебный мир Русских Народных Сказок».
Подготовили и реализовали:
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально — волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
— Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
— Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Участники проекта: дети подготовительной группы, 2 воспитателя, родители.
Продолжительность : 2 месяца Февраль – Март
— формировать у детей знания о русских народных сказках.
— воспитывать интерес к русскому народному творчеству, чувство долга, справедливость, искренность.
— прививать любовь к книге.
— развивать речь, активизировать словарный запас.
— развивать творчество, фантазию, воображение.
— укреплять взаимоотношения с родителями.
Этапы реализации проекта:
— Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
— Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
— Информирование родителей о реализации данного проекта;
— Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
— Оформление информационно – читательского уголка в группе;
— Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;
Какие сказки ты знаешь?
Чем отличаются русские народные сказки от обычных сказок?
— Обсуждение целей по данной теме;
— Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений.
Информирование родителей о реализации данного проекта.
Определение методов работы.
— Разрабатывать план действий над проектом.
Составление картотеки стихотворений, загадок о сказках.
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
Знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
-просмотр мультфильмов по сказкам;
— чтение стихов про героев сказок ;
Привлечение родителей к созданию экспонатов
( изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам.)
« Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »
Организация познавательной деятельности детей. Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста для мини-библиотеки.
Пересказ сказки: «Маша и Медведь »
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
«Путешествие в королевство сказок»
«Путешествие по сказкам»
— Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
— Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Организация исследовательской деятельности детей.
Провести серию познавательных мероприятий
Проследить линию положительных и отрицательных героев.
Какие герои чаще всего повторяются в сказках?
Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия»
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Волк и семеро козлят»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Заюшкина избушка» «Лисичка сестричка и серый волк».
Изготовление альбома для рассматривания
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам
Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)
Аппликация, конструирование, лепка.
«Домик для медведя» конструирование кубиков.
«Грибы для Маши» аппликация.
Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Инсценировали сказку «Теремок».
Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями
Игра «Кто как кричит?»
Игра на воображение «Узнай из какой сказки».
Составление сказок из кубиков. «Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
Подвижная игра. Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ :
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Оформление книжек-малышек.
Рисование красками. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
«Избушка в лесу» рисование красками.
«Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу).
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
Фотоотчет по проекту.
Выставка рисунков детей «Герои любимых сказок» Оформление выставки В течении проекта
3. Выставка поделок из бумаги «Курочкина сказка» Оформление выставки.
Акция «Подари сказку детям»
Благодарственное письмо родителям В конце проекта.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «Волшебный мир русских народных сказок»:
-повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
-повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
— дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
-родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Волшебный мир Русских народных сказок».
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка.
К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.
А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок : «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.
С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку».
Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).
Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.
Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.
Дети активное участие принимают в подвижных играх : «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.
В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:
— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;
— артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;
— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.
Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Колобок».
На выставке представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина, рисунки, выжигание.
Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.
В самостоятельной деятельности:
— дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
— играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
— строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.
С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку».
Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.
Воспитатели вместе с детьми создали и нарисовали сказки — перевертыши, а родители и дети сочинили сказки на новый лад, проиллюстрировали их.
Инсценировали сказку «Рукавичка» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.
В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Русские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.
В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
11. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
12. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского 12.