«Сказка в чемодане»: хабаровский художник о создании волшебства в чемодане
Спектакль с доставкой на дом
На прошлой неделе главный художник хабаровского краевого Театра кукол Наталья Павлишина стала лауреатом конкурса в области театрального искусства. Она победила в номинации «Лучшая работа художника» за оформление волшебной постановки «Сказка в чемодане».
«Сказка в чемодане»: хабаровский художник о том, как создавалось волшебство Фото: Хабаровский театр кукол
Немудрено, что талант опытной мастерицы жюри оценили по достоинству, ведь в руках Натальи куклы словно оживают и приносят радость маленьким зрителям.
В МИРЕ КУКОЛ
Передвижную «Сказку в чемодане» придумали в период жестких «ковидных» ограничений. Новогодняя постановка рассчитана на небольшое число зрителей, поэтому разместить сцену можно даже в обычной квартире.
«Сказка в чемодане» Фото: Хабаровский театр кукол
Главный художник театра Кукол Наталья Павлишина Фото: ampravda.ru
Сама Наталья не любит много рассказывать о себе, но если честно, то в кукольном театре она оказалась совершенно случайно.
По ее эскизам были оформлены спектакли: в 2002 году «Пиноккио» в Хабаровском краевом театре кукол, а в 2005 в Иркутском областном театре кукол «Аистенок», спектакль «Стрелец» и в 2010 году «Сказка о рыбаке и рыбке».
Наталья Геннадьевна быстро освоила специфику театральной куклы, ее пластические, масштабные, фактурные и цветовые особенности. Сказочный мир и его герои, созданные художницей, отмечены изобретательностью, красочностью и ненавязчивым юмором.
«Сказка в чемодане» Фото: Хабаровский театр кукол
СКАЗКА С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
Сюжет румынской повести «Солнышко и снежные человечки» переосмыслил и адаптировал для камерной сцены актер и режиссер ТЮЗа Виталий Федоров.
Помимо выезда в квартиру к маленьким зрителям, «Сказку в чемодане» решили показывать на одной из творческих площадок «Книжжучки». Действующими лицами театра могут быть и сами дети. Они могут добавить героям приключений и маленьких испытаний. Действие увлекает даже родителей.
«Сказка в чемодане»: хабаровский художник о том, как создавалось волшебство Фото: Хабаровский театр кукол
ВОЛШЕБНЫЙ ЧЕМОДАН
Внутри находится маленький театр с белой-белой сценой. Декорации в нем меняются, как странички в книге. В этом городе и начнется спектакль про снеговика. Дети поиграют в машинки, в дочки-матери с медведем, а взрослые узнают себя. Ведь они тоже были малышами. Рецепт изготовления снеговика не менялся с самого Ледникового периода.
«Сказка в чемодане» Фото: Хабаровский театр кукол
Когда только этот спектакль создавался, его уже ждали в сотне хабаровских квартир. Премьера состоялась в Театре кукол 8 декабря прошлого года. А после актеры с чемоданами повезли волшебство детям.
Методическое пособие «Театр в чемодане «В гостях у сказки»
Алла Сушилина
Методическое пособие «Театр в чемодане «В гостях у сказки»
Алла Сушилина
Методическое пособие-театр в чемодане «В гостях у сказки«[/b][/h3]
В театральном уголке моей группы собраны разнообразные виды кукольного театра. Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты к сказкам,например: избушки, лес,пеньки и др.); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку). Также в театральном уголке у ребят большой выбор различных шапочек с изображением персонажей сказок. Ну и конечно же ширма, которая позволит сделать кукольный спектакль более интересным.
Но сегодня уважаемые коллеги, я хочу представить вашему вниманию свой вариант театра в чемодане «В гостях у сказки«.
Для этого мне понадобился старый, но хорошо сохранившийся коленкоровый чемодан. Снаружи сделала его в полосатым,с помощью малярной ленты покрасила в разноцветные полосы.
Внутри обклеила самоклеящейся цветной бумагой и обоями. В отверстия по бокам вставляем две рейки, которые вращаются по оси. Предварительно сделаны две горизонтальные прорези на крышке чемодана.
С помощью скотча на обе рейки прикрепляем листы бумаги с заранее нарисованными картинками к спектаклю. У меня сказка «Репка»
В отверстия на крышке чемодана вставляем рамку с занавесом.
Героев к сказке Репка (кроме мышки, ее ещё не успела сшить)сшила сама, что доставило большое удовольствие мне и мои малыши были в восторге. Выкройку для героев в стиле Тильда взяла на сайте Ярмарка Мастеров.
Можно начинать представленье!
Кружковая работа. Театр «В гостях у сказки» Добрый день. уважаемые коллеги! с моими новыми ребятами мы решили поиграть в сказку, а как это сделать лучше? Конечно организовать кружок.
Кружковая работа. Театр «В гостях у сказки». «Теремок» Наш кружок заинтересовал ребят. На одном из занятий мы с ребятами попробовали инсценировать сказку «Теремок» с помощью кукольного театра.
Методическое пособие «Азбука театра» Методическое пособие «Азбука театра» Автор-составитель; Т А Новокрещенова «Азбука театра» В данном методическом пособии.
Методическое пособие «Дерево превращений» Цель: развитие самостоятельности, любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста. Методическое пособие «Дерево.
Методическое пособие «Круглый год» Методическое пособие «Круглый год» используется в уголке природы для определения времени и месяца года. Круг имеет диаметр 50 сантиметров.
Методическое пособие «Математический мишка» Методическое пособие»Математический мишка».Используется на занятиях по математике в старшей и подготовительной к школе группе. Данное пособие.
Методическое пособие по музыкальной логоритмике. Цель: развитие речи ребенка на основе логоритмических упражнений; развитие музыкального слуха и фантазии путем сочинительства простейших.
Методическое пособие «Солнечная система» Дидактическое пособие предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду. Пособие дает возможность познакомить.
Методическое пособие «Волшебный телевизор» Пособие «Волшебный телевизор» создано для формирования у детей звуко-слогового анализа слов. Перед ребенком на экране «Волшебного телевизора».
Театр в чемодане
Татьяна Викторовна Константинова
Театр в чемодане
Используя театрализованнуюдеятельность в системе обучения детей можно решать комплекс взаимосвязанных задач:Познавательного развития:Социального развития:Речевого развития:Эстетического развития: Развития движений.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Для организации разнообразной театрализованной деятельности необходимо создать условия, оформить предметно развивающую среду. Центр театра мы решили дополнить чемоданом, вернее театром в чемодане. Чемодан очень мобильная вещь, с ним можно найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры; сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам; вынести на прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе.
Чемодан стоял в кладовке —
Весь нескладный и неловкий,
Тощий, пыльный, но не модный —
Чемодан освободили,
Пыль оттёрли, грязь отмыли.
В детский садик отнесли.
И играть с ним начали.
На крышку чемодана повесила две две дверки
Внутри установила ещё одну крышку
В основной крышке вырезала экран
Приступаем к оформлению: покрасила в жёлтый цвет
Всё, сказка начинается!
Можно использовать как настольный, в виде ширмы, по разному устанавливать декорации,показывать сказки с разных сторон:
Выставка «Музей в чемодане», посвященная юбилею музея «Крестьянская изба» Выставка «Музей в чемодане». В ней приняли участие все группы детсада. Я Вас пригласила на выставку, которая называется «Музей в чемодане».
Дидактическая игра в чемодане «Зоопарк» для детей младшего дошкольного возраста Дети очень любят сюрпризы, поэтому на занятиях им не терпится узнать, что спрятано в чудесном мешочке, коробочке, конверте, чемодане и т.
Методическое пособие «Театр в чемодане «В гостях у сказки» Алла Сушилина Методическое пособие-театр в чемодане «В гостях у сказки»[/b][/h3] Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает,когда.
Фотоотчет «Мы и театр» Все дети верят в чудеса и в сказку. И кто, как не мы, взрослые, можем эту сказку им подарить. Наш детский сад плотно сотрудничает с различными.
Пальчиковый театр Вот такой замечательный пальчиковый театр мы решили сотворить для наших малышей. В нём собрано несколько театров: теремок, колобок, репка,.
Теневой театр Мастер-класс «Теневой театр» Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать.
Сценарий конкурса актерского мастерства «Театр — не мода, театр — жизнь» в детской театральной студии Хочу поделиться опытом работы в детской театральной студии. Предлагаю конспект и презентацию конкурса актерского мастерства. Велик и грандиозен.
Театр «Крышечка» Добрый день, коллеги! Забавно звучит Театр «Крышечка», но не менее забавно в него играется малышам. Малышам, которые и говорят ещё не.
Театр в коробке Tеатрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики.
Теневой театр Я хочу рассказать как мы с ребятами старшей группы «Капелька» решили сделать теневой театр. Долга размышляли смотрели видео и придумали.
Сказки из чемодана
Во время представления дети не только смотрят сказку, но и играют во всевозможные игры.
Мы привыкли, что в театре зрители сидят в зале, а актёры играют на сцене. Иногда в детских постановках возможны обращения к публике: «Давайте вместе позовём Деда Мороза!» или «Ребята, куда спрятался волк?» А что будет, если между зрителями и актёрами исчезнет преграда в виде сцены, если во время спектакля в прямом смысле этого слова можно пощупать или спрятать главного героя, попрыгать, попеть и потанцевать? Хаос? Настоящее волшебство — уверены сёстры Людмила РАБАДЖИ и Екатерина ВАСИЛЬЕВА, организаторы калужского «Чемоданного кукольного театра».
— Идея создать собственный театр пришла, когда нашим детям было года полтора, — вспоминает Людмила. — Даже в детский театр таких крошек не поведёшь. Ведь в этом возрасте малышам трудно усидеть на месте, к тому же они могут испугаться громких звуков, включения и выключения света. А сводить детей куда-то так хочется! И тут я прочла статью об интерактивных театрах. Они давно работают. Но у нас почему-то ничего подобного нет. Подумала: так что же мы сидим, надо срочно делать!
Людмила и Екатерина — педагоги дополнительного образования, имеют большой опыт в организации развлекательных детских программ. Идея понравилась и их подруге, молодой маме Маргарите Веретенниковой, режиссёру театральных постановок, актрисе Театра кукол и театра «Открытые двери». Присоединилась и сестра Маргариты Виктория.
Волшебные чемоданы
Обязательный атрибут всех спектаклей — чемодан, который приносит с собой рассказчик–сказочница.
— Идея с чемоданом возникла не сразу, — говорит Людмила. — Сначала мы рисовали ширмы, думали, каких они должны быть размеров, как будем их перевозить, устанавливать. А ведь мы девчонки, не станем же каждый раз кого-то просить помочь. И тут я говорю: «Нам бы чемодан! Туда просто можно весь реквизит сложить!» Но оказалось, что ни у кого нет чемодана. Призвали друзей — они и помогли. Мы даже на улице потом чемоданы находили. В итоге набралось несколько. Для реквизита используем большой чемодан, а сказочница к детям выходит с маленьким.
К подбору репертуара молодые мамы относятся придирчиво: Люда и Катя хотят, чтобы дети вынесли какой-то урок, вместе с родителями сделали вывод, Рита и Вика стараются показать многогранность и красоту сказки.
— Зачастую малыши и их родители, видимо, считают, если спектакль интерактивный, можно есть реквизит! — смеясь, рассказывает Люда. — Периодически пробуют его на зубок, отрывают детали, поэтому частенько приходится реставрировать.
Ловкость рук
Спектакли от начала до конца они делают сами: создают декорации, мастерят кукол, подбирают музыку.
— Чаще всего голова и ручки у главных героев двигаются, — показывает Катя мохнатого ёжика с глазками-бусинками. — Я никогда ничем подобным раньше не занималась. Поэтому знающие люди сразу сказали: «Ты не сможешь сшить куклу, обратись к профессионалам!» Но я всё же попробовала и сначала сделала помпонные игрушки для спектакля «Кто сказал «мяу»?» Это очень трудоёмкий процесс. Для следующий постановки — «Палочка-выручалочка» — нужно было сшить других героев. Думаю, дай-ка сделаю из ткани. И без всяких выкроек просто вырезала и сшила. Получилось! Вот такой у нас зайчик. Раз он всё время прыгает, у него более подвижная голова. А вот волка дети боятся, хотя его сделала максимально добрым. Стараюсь за счёт каких-то отличительных черт передать характер героев. Все персонажи рождаются в процессе подготовки к спектаклю. Мы не берём из Интернета выкроек, всё — из головы.
Декорации спектаклей, действительно, хочется потрогать — есть объёмные, мягкие, со множеством деталей: где-то с помощью липучек, всяческих крючочков-замочков открепляются или прикрепляются птички, болотце или что-то ещё. Потрогать — изучить героев сказки и декорации — дают ребятне во время представления.
— Бывает, смастеришь декорации, но потом понимаешь: что-то не то — и переделываешь. Малышам нравится, когда всё мигает, светится, вертится! — добавляет Екатерина.
Без возрастных ограничений
— Многие спрашивают нас: «Для какого возраста ваши спектакли?» У нас нет возрастных ограничений. К нам приходят мамы с младенцами, смотрят спектакль и в то же время кормят их грудью. Они говорят: «Мы с пелёнок приобщаем ребёнка к театру!» Это прекрасно, никто не смотрит на них косо, не делает замечаний. Мы отлично понимаем, что им трудно куда-то выбраться с малышами: в кинотеатр не пойдёшь, ребёнок проснётся и будет мешать остальным зрителям, в драмтеатр — тоже. Как-то к нам на представление пришла семейная пара вообще без детей. Они сказали, что им интересно. И это здорово! Порой приходят целыми семьями: ребёнок, папа, мама, бабушка и дедушка.
Связь с близкими
— Для нас очень важно и ценно, когда родители смотрят спектакль вместе с детьми, — говорит Люда. — Мы просим взрослых оставаться на представление. Но, увы, они зачастую не хотят: «А зачем? Он и так весь спектакль нормально просидит!» Я объясняю: «Как часто вы дома играете с ребёнком? Вы готовите, убираете, малыш играет один. А здесь вы вместе! Поверьте, это те эмоции, которые вы нигде больше не получите!»
— Когда родители остаются, то бывают в восторге. Порой они так увлекаются! Да и ребёнок чувствует себя намного комфортнее. Сейчас готовим спектакль «Новогодние огни». Мы стали думать, что для нас значит Новый год, что мы можем вспомнить, о чём рассказать. Сразу приходит на ум праздничный стол, скатерть, как мы все вместе печём пирог, наряжаем ёлку, вырезаем снежинки, расставляем посуду, а родители что-то готовят. В общем, спектакль будет о том, что волшебство Нового года мы делаем сами. Конечно, эта пьеса для детей.
Но в ней есть подтекст для родителей, чтобы они не забывали, что для их детей семейные праздники, тепло домашнего очага — это та опора, которая в дальнейшем будет формировать их ценности, поддерживать в трудные минуты.
Каждый раз как в первый
— Без участия зрителей ни один спектакль не получится, — уверена Катя. — Любая постановка уникальна за счёт того, что каждый зритель вносит в неё что-то своё. У наших представлений более свободный формат. Я чувствую настроение зрителей, что им интереснее всего в данный момент: побольше пообщаться, а может, потанцевать, — и подстраиваюсь под них. Поэтому в конце спектакля обязательно говорю: «Давайте скажем спасибо нашим маленьким актёрам! А теперь похлопаем себе».
— Мы заметили, что хотя и музыка, и герои те же, каждый раз каждый спектакль проходит по-разному. Так, одна женщина трижды приходила с ребёнком смотреть «Заюшкину избушку» и говорит: «Слушайте, каждый раз у вас новый спектакль! Как это возможно?» — рассказывает Люда.
Сказочница и чемодан участвуют в каждом спектакле.
Екатерина ВАСИЛЬЕВА превратила квартиру сестры в творческую мастерскую, где рождаются декорации для новых спектаклей и создаются герои сказок.
Декорации можно потрогать.
Спектакль «Вязаные истории» в исполнении Маргариты ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.
Во время представления дети могут каждого героя сказки подержать в руках.
Главные герои сказки «Кто сказал «мяу»?»
Театр Дядюшки Чемодануса
Кто такой Дядюшка Чемоданус?
Это вымышленный герой – автор наших историй.
«Привет! Я Дядюшка Чемоданус — великий путешественник и сказочник. Я объездил весь мир и все интересные сказки и истории складывал в чемодан. Сейчас, вернувшись домой из дальних поездок, я с удовольствием открою свой дорожный чемодан из которого появятся удивительные спектакли».
5 плюсов детских кукольных спектаклей:
«Театр Дядюшки Чемодануса» — это выездные интерактивные спектакли для детей от 1 до 7 лет.
Интерактивные спектакли развивают в детях:
Волшебный Чемоданчик
Действие начинается с появления Дядюшки Чемодануса, путешественника и сказочника. Он объездил весь мир и из каждой страны привёз сказку. Сказки дядюшка Чемоданус хранит в волшебном чемоданчике.
Чемоданчик, как театр, хранит тайну.
Когда он закрыт, в нем живет загадка. Когда он открывается, начинаются чудеса.
Дядюшка Чемоданус открывает свой Волшебный чемоданчик, мы слышим пение птиц, шум ветра и оказываемся в лесу. Из чемоданчика появляется полянка и главный герой сказки, Волчонок.
Волчонку очень одиноко, все его боятся. Он решает отправиться в лес на поиски друзей…
Почему спектакль «Волшебный чемоданчик» нравится детям:
Детский интерактивный спектакль, где каждый юный зритель становится неотъемлемым участником действия. Детям предстоит отправиться в путешествие вместе с главным героем спектакля-Волчонком, на поиски друзей. По пути они встретят множество препятствий и неурядиц, с которыми поможет справиться фантазия, ловкость и смекалка.
Эта добрая весёлая сказка создана специально для самых маленьких непосед.
Если Ваш ребёнок любит Сказки, но не может усидеть на месте ни минуты, веселое путешествие с Волчонком придётся ему по душе.
Кротик и краски
Кукольный спектакль «Кротик и краски» — это трогательная сказка для детей про то, как однажды маленький Кротик решил раскрасить весь лес и всех его жителей в самые разные цвета, и что из этого получилось.
Спектакль создан по мотивам чешского мультика. Сценарий был написан Н.Б Шмелевой – детским психологом и сказко-терапевтом с учетом особенностей психологии дошкольников. Декорации выполнены художниками театра Сфера. Режиссер – М. Коваль, актриса театра Сфера. В спектакле заняты выпускники ведущих театральных ВУЗов Москвы.
Спектакль интерактивный, а это значит, что дети (и родители, которые могут вернуться в детство) не просто смотрят сказку, но и активно участвуют в ней, помогают героям, подсказывают им, а в конце получают возможность загадать желание, которое обязательно сбудется.
Родители также смогут оценить мягкий ненавязчивый юмор, заложенный в сказке.
Кукольный спектакль «Кротик и краски» — это прекрасная возможность познакомить малышей с театром, а также отдохнуть всей семьей и зарядиться хорошим настроением!
Солнечный Лучик или Сказка про День Рождения!
Это интерактивный кукольный спектакль, созданный специально для маленьких детей от 1 до 7 лет.
Действие происходит на дне рождения Феи, к которой приходят Солнечный Лучик, чтобы поздравить и подарить подарки. Тут-то и оказывается, что Солнечный Лучик совершенно не знает, что такое «День Рождения», что нужно делать и какие подарки дарить. Фея Сказок, при помощи волшебного танца, переносит зрителей и Лучика в разные уголки земного шара, к своим друзьям-зверятам, чтобы посмотреть, как они готовятся ко Дню Рождения.
Зрители побывают в гостях у ленивого Хорька, познакомятся с Улиткой и Черепахой, перевоспитают Волчка и подружатся с Летучей Мышкой.
В финале зрителей ждет салют из воздушных шариков.
7 составляющих хорошего спектакля для малышей
В спектакле участвуют 2 актера в образах Феи и Солнечного Лучика. Они ведут действие, организуют интерактивные игры и помогают детям воспринимать происходящее, удивляться и радоваться, узнавать новое и помогать героям сказки.
Маленькие дети тонко чувствуют музыку. Благодаря советам профессиональных музыкантов в спектакле звучит музыка мирового уровня. Она точно передает атмосферу каждой сцены в спектакле.
В спектакле участвуют перчаточные куклы зверей, максимально приближенные по виду к природе. Американская фирма Folkmanis специальзируется на игрушках животных, птиц и насекомых, сделанных, как настоящие. Во время спектакля кажется, что это не куклы, а настоящие звери, только дрессированные и говорящие.
В спектакле детям и взрослым предлагается стать героями сказки- поиграть с Хорьком, создать волны на море, вырастить на деревьях листики, потанцевать.
Яркие, красивые декорации помогут детям перенестись туда, где живут герои сказки-звери. На декорациях изображены понятные детям виды: цветочная полянка, море и лес. Пальчиковые игры прорабатывают с детьми понятия, изображенные на полотнах.
Мыльные пузыри настраивают юных зрителей на добрую, волшебную сказку. Они красивые, волшебные и нравятся всем детям. Даже самые маленькие, ещё не умеющие говорить крохи, с улыбкой тянут ручки навстречу удивительным летучим созданиям.
В финале спектакля детей ждёт сюрприз- салют из мыльных пузырей и фотосессия с главными героями.