Хвостатые актеры: как сложилась судьба известных собак
Если главный герой картины – четвероногий артист, у нее есть все шансы на успех. Как, например, у комедии «Трое в лодке, не считая собаки», которой в этом году исполняется 40 лет. Откуда берут хвостатых артистов и как добиваются от них желаемого в кадре?
«Трое в лодке, не считая собаки»: фокстерьер Монморанси
То, что Ширвиндт не очень-то любил собак и сбрасывал Греха в воду, – неправда.
— По сценарию, эта собака не только сообразительная, но и добрая. А фокстерьеры не особо милосердные. Вот и подобрали животных абсолютно разных по характеру. Герцог был весьма своенравным. Если ему что-то не нравилось, он мог обозлиться, однако откликался на команды и выполнял все трюки в точности. А Грех был мягким, рассеянным и не делал того, что от него требовалось, он отвлекался на окружающих, долго не мог сконцентрироваться. То, что Ширвиндт не очень-то любил собак и сбрасывал Греха в воду, – неправда. У Александра огромная душа и доброе сердце. Он к любому животному умел найти ключ, несмотря на все сложности.
– У меня с детства всегда были псы, – признается «Антенне» актриса Ирина Мазуркевич (у нее роль Патриции). – Мне нравилось дуть собакам на носик, а они потом начинали лизаться. Меня это умиляло. На съемках тоже решила проделать подобное с фокстерьером, но, видимо, тот меня неправильно понял. Чуть не откусил мне кончик носа. Чудом успела увернуться! Это даже осталось в ленте.
«Белый Бим, Черное ухо»: сеттер Бим
Преданного пса писателя Ивана Ивановича – шотландского сеттера неправильного окраса на самом деле звали Степка. И был он сеттером английским. Пес настолько вжился в роль, что режиссер Станислав Ростоцкий смеялся: «Он что, сценарий читал?»
Степу перед съемками вели к гримеру и специально копировальной бумагой чернили ухо
– Приходя на площадку, я первым делом шел гулять с собакой, – вспоминал актер. А когда начались съемки, он по всей студии искал, их в буквальном смысле пришлось на некоторое время разлучить. Степка притворяться не умел, но, по-настоящему соскучившись по актеру за пару недель, сыграл требуемое с одного дубля. После съемок сеттер вернулся к своему хозяину.
«Приключения Электроника»: эрдельтерьер Рэсси
Умницу Ресси, имя которой главный герой расшифровывал как Редчайшая Электронная Совершенная Собака И так далее, на деле сыграл пес по кличке Чингиз. Любопытно, что изначально планировали взять другую породу. Но загвоздка в том, что Рэсси – игрушка, которую мальчик оживляет. А ассистенты по реквизиту нашли в магазине единственную плюшевую собаку, и это оказался эрдельтерьер. Тогда режиссер Константин Бромберг связался с известной дрессировщицей Лидией Острецовой и попросил найти такого же пса.
После работы в картине 8-летняя телезвезда Чингиз вернулся к хозяину, он умер от старости спустя 10 лет.
«Елки лохматые»: дворняга Пират, спаниель Фемми
Дворнягу-мальчика сыграла девочка породы бордер-колли по кличке Айса, а его подругу Йоко – кавалер-кинг-чарльз-спаниэль Фемми.
«Пес Барбос и необычный кросс»: дворняга Брех
– Хозяин Бреха, дрессировщик Игорь Брейтщер, относился ко всему очень серьезно. Собаку свою он любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал, и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка, – писал Юрий Никулин (у него роль Балбеса) в своей книге «Почти серьезно…». – Брех работал отлично. Но иногда усложнял нашу жизнь. Например, когда снимали погоню: тот момент, когда собака с динамитом в зубах гонится за троицей – Трусом, Бывалым и Балбесом. На репетиции все проходило нормально. Мы вбегали в кадр один за другим, пробегали 100 метров по дороге и тут выпускали Бреха с «динамитом» в зубах.
Мы вбегали в кадр один за другим, пробегали 100 метров по дороге и тут выпускали Бреха с «динамитом» в зубах
На съемках начались осложнения. Пробежим мы 100 метров – и вдруг слышим команду: «Стоп! Обратно!» В чем дело? Оказывается, Брех вбежал в кадр и уронил «динамит». Возвращаемся. Занимаем исходную позицию. Во втором дубле, когда мы уже почти добежали до заветного поворота, снова команда в мегафон: «Остановитесь! Обратно!» Оказывается, собака убежала в лес.
В следующих дублях Брех оборачивался и внимательно смотрел на орущего дрессировщика, а в конце одного из последних дублей бросил «динамит» и вцепился в ногу Моргунова. На восьмом дубле собака положила «динамит» с дымящимся шнуром и подняла лапу около пенька. Мы бегали, камера крутилась, пленка расходовалась. Все нервничали. Ни одного полезного метра в тот день так и не сняли.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
Сначала решили покрасить всего пса фосфором, как и написано у Конан Дойла.
А как у них?
«К-9: Собачья работа»: служебный пес Джерри Ли
«Бетховен»: сенбернар Бетховен
«Тернер и Хуч»: бордоский дог Хуч
Эту свирепую роль доверили сразу псам. Бисли изображал умилительные рожицы в кадре, а Игорь выполнял необходимые трюки. Но обоих объединяло одно: они были очень ласковы и то и дело пытались облизать всех вокруг.
«Лесси»: колли Лесси
Впервые он сыграл в кино в 1941 году. На съемочную площадку пес попал практически с улицы – Пэла бросил хозяин, а добрый человек, его приютивший, привел на пробы. Позже Пэл жил, как звезда, в собственной квартире, получая огромную зарплату, работая по контракту 7 часов в день и 5 дней в неделю. Кроме этого, в опасных сценах его заменял дублер. После смерти Лэсси на съемки пригласили одного из его потомков, а чтобы не расстраивать любивших его детей, этот факт не афишировали.
«101 далматинец»: орава псов
Создателям комедии не позавидуешь. Для съемок потребовались аж 230 щенков и 20 взрослых пятнистых собак. Но еще большее испытание ожидало актеров. Чтобы собаки всей бандой кидались на них и облизывали, тем приходилось обливать руки соком от мясного стейка.
Восточники Удмуртии
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12013-09-23 17:12:53
Дрессированные собаки издавна служат артистами-профессионалами на аренах цирка и в кино. Иногда собаки «играют» и на сценах театров.
В Большом театре в Москве дрессированные овчарки появлялись на сцене в опере «Судьба человека». Правда, там им поручали только негативные роли, однако исполняли они их чудесно.
Собаки часто выступают и в роли киноактеров. Причем исполняют они и эпизодические, и главные роли.
Миллионам телезрителей понравился пес Шарик в польском кинофильме «Четыре танкиста и собака».
Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. Они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости. Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего кинопса, к сожалению, остался один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии.
Тогда на роль Мухтара запросили пса Дейка, воспитанного киевским сантехником Михаилом Длыгачем. Их срочно доставили самолетом на съемки фильма. Все с нетерпением и интересом ожидали реакции Дейка на работу ветрогона. Не испугается ли он шума и грохота искусственного урагана? Однако пес выдержал экзамен на «пять с плюсом». Дейк и ухом не повел в сторону ревущего ветрогона. Возможно, сказалось то, что он часто бывал со своим хозяином на.аэродромах. Кроме того, у этого пса было чрезвычайно развито чувство собственного достоинства. Он с хозяином держался на равных, без проявления обычной собачьей лести и холуйства. Но все команды выполнял безукоризненно. В кинокартине все видели, что Мухтар любит своего хозяина, роль которого играет Юрий Никулин, слушает каждое его слово. В действительности же Дейк и другие собаки-дублеры совсем не реагировали на команды Никулина. Команды собакам подавали их воспитатели, которые находились здесь же, рядом, но стояли, как говорят, за кадром. И псы исполняли только то, что им приказывали их хозяева.
В процессе съемок Длыгач и Юрий Никулин подружились. Постепенно привык к артисту и Дейк, который знал, что хозяин называет его просто Юра. За два месяца до окончания съемок, работа проводилась уже на киностудии в Москве, Никулин предложил Длыгачу:
— Переезжай, Мишка, вместе с Дейком ко мне домой. Чего тебе скитаться по гостиницам, да и с псом я подружусь еще больше.
На самом деле Никулин совсем привык к Дейку. И когда пришло время разлуки, он даже затосковал. После окончания съемок он поехал провожать Михаила на Киевский вокзал. Прогуливаясь по перрону с Длыгачем, Никулин не без гордости сказал:
— А все-таки, Мишка, Дейк полюбил меня больше, чем тебя!
— Почему ты так думаешь? — спросил Длыгач.
— А потому, что каждое утро в восемь часов Дейк подходил к моей кровати, тыкался в меня носом и просил, чтобы я вышел с ним погулять. Меня просил, а не тебя!
— Видишь ли, — ответил Длыгач, — каждое утро без пяти восемь он пробовал разбудить меня, но я говорил ему: «Иди к Юре!». После этого он и шел к тебе.
В наши дни героический пес по кличке Мухтар вернулся на экраны в виде главного героя современного «ментовского» сериала «Возвращение Мухтара». Причем в первом сезоне в сериале пса играют два брата – восточно-европейские овчарки Варгун и Дункан (питомник «Лютар»). Там собаки могут продемонстрировать как задержание преступника, так и послушание.
Правда, несмотря на внешнее сходство, характеры у собачек все же оказались разными. Варгуна можно назвать настоящим ударником киношного труда. Он с явным удовольствием выполнял команды дрессировщика, повторял бесконечные дубли и с симпатией относился к зрителям на площадке. Одним словом, настоящий артист! А вот Дункану сниматься нравилось гораздо меньше. Поэтому он лишь подменял братишку, когда тот умаивался бегать за преступниками.
Во втором сезоне восточников заменили немецкими овчарками, с чем многие любители восточно-европейских овчарок были не согласны.
Тренером «киношной» полицейской собаки была Тереза Энн Миллер, которая очень придирчиво отбирала исполнителя этой роли. Рекс выучил 30 команд, такие как, например: голос, поцелуй, прыгать через людей, прятать туфли, зевать, апорт.
Восточноевропейская овчарка стала главным героем любимого всеми советского фильма «Пограничный пес Алый» (1979).
Сценарий фильма такой. Новобранец Леша Кошкин очень хотел служить на границе и получить служебную собаку. Мечта сбылась. Он попал в учебку, где ему достался пес, которому нужно было дать кличку на букву «А». Кошкин назвал пса Алый, и началась для них настоящая военная служба на пограничной заставе.
В фильме много трогательных и комичных моментов, а последняя сцена встречи Леши Кошкина с чудом выжившим псом вызывает бурю эмоций. После выхода фильма на экраны спрос среди покупателей на эту породу собак значительно возрос.
Четкую и веселую игру показал дрессированный четвероногий артист в художественном фильме «Пес Барбос и необычайный кросс», поставленном по сюжету фельетона украинского поэта Степана Олейника. Содержание фильма, посвященного проблемам охраны природы, известно многим. Этот фильм с огромным успехом демонстрировался за рубежом. Однажды Юрий Никулин, исполнитель одной из главных ролей, поехал с цирком за границу. В одной из стран сотрудник советского посольства пригласил его в свой кабинет и, открыв сейф, показал на круглую жестяную коробку.
— Как Вы думаете, что в этой коробке? — спросил он артиста. Тот пожал плечами.
И, конечно, в каждом случае работы с собакой на съемочной площадке были свои секреты.
Секреты «киношной дрессуры»
Много интересного готов рассказать о своих питомцах руководитель студии «КИНОлогия-Т» Виктор Зуйков. Животные, с которыми он занимался, снялись в «Графине де Монсоро», «Королеве Марго», «Нише», работали в «Куклах». Но фильм «Марго» как-то особенно запал в душу Зуйкова. «Мы задействовали в нем 150 собак! – с гордостью говорит он. – За это мы вполне могли бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса».
«Намазали шею клюквенным вареньем»
– Разумеется, у нас есть свои секреты «киношной дрессуры». Когда работаем с собаками, всегда предупреждаем хозяев: животные должны приходить на съемки голодными. Чтобы актер мог прикармливать их всякими вкусностями.
Иногда специально для съемок нам приходится приучать собаку к тому, за что ей в обычных условиях попадает. Например, в одном из фильмов мы учили собаку рвать книжные страницы (по сценарию требовалось, чтобы животное трепало страницы отравленной книги, а потом умирало). Мы несколько дней тренировались на партийных книгах, раскладывали на них кусочки колбасы. А в другом эпизоде, когда собака лежит с перерезанным горлом, нам вообще пришлось повозиться. Дали псине наркоз, а чтобы изобразить кровь, намазали ей шею клюквенным вареньем. Вдруг зверюга приходит в себя и сквозь сон начинает слизывать варенье. Слизнула и снова отключилась. Очень живописная сцена.
Болонка кусает, а мопсиха летает.
Для рекламы собак гримируют.
– А еще животных иногда гримируют. Особенно часто приходится заниматься этим перед съемками рекламы. Когда мы снимали ролик звериных кормов (не буду говорить каких, чтобы не устраивать бесплатной рекламы), я нашел несколько умных песиков. Но они не походили на собаку из предыдущих клипов компании. Над выбранной дворняжкой три часа колдовали парикмахеры. Ее посыпали мукой, тримминговали, прилизывали и начесывали, чтобы сделать смахивающей на терьера. Увидев результат, заказчик долго смеялся, но песика утвердил.
Интересные сведения о том, как снимались эпизоды с участием собак, дает канал Animal Planet (в сериале «Животные в кино»).
Екатерина Полянская
Поделиться22019-10-29 10:58:29
Помните, окончание книги и фильма. Такого почти не было. Все надеялись на хороший исход.
Но его не случилось. Миллионы сердец порвались одновременно.
«Бим, мой милый Бимка… Мальчик… Дурачок мой, Бимка, — шептал он, идя по двору.
И вот сторож распахнул дверь фургона.
Иван Иваныч отшатнулся и окаменел…
Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести.
Ногти передних лап налились кровью..
Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия — больше ничего.»
****
ЗА КАДРОМ ФИЛЬМА «БЕЛЫЙ БИМ ЧЁРНОЕ УХО»: Номинация на «Оскар» и трагическая судьба четвероногого актера
Когда 41 год назад, 15 сентября 1977 г. этот фильм появился в прокате, его посмотрели 23 млн человек. А спустя год его выдвинули на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Над этим фильмом плакало не одно поколение зрителей, а книгу, по которой он был поставлен, до сих пор рекомендуют школьникам в числе обязательных к прочтению. За кадром осталось много интересных моментов – еще один фильм можно было бы снять о судьбе пса, который сыграл в нем главную роль.
Повесть «Белый Бим Черное ухо» стала самым известным произведением писателя Гавриила Троепольского. Впервые ее напечатали в 1971 г. в журнале «Наш современник», а через 3 года ее взялся экранизировать известный режиссер Станислав Ростоцкий. В главной роли он видел исключительно Вячеслава Тихонова, однако на тот момент он был занят в съемках другого проекта, и режиссеру пришлось ждать, пока он освободится. Тихонов сразу же согласился сыграть эту роль – ему уже тогда порядком надоел образ разведчика Штирлица, с которым все его ассоциировали. Но на протяжении трех лет постоянно возникали какие-то препятствия, которые мешали Ростоцкому приступить к съемкам. Целый год ушел на то, чтобы выбить у начальства деньги на дорогую иностранную пленку – иначе бы пришлось снимать под ослепительным и жарким светом софитов. И если актеры привыкли к таким условиям, собаку нельзя было обречь на такие мучения.
Больше всего проблем возникло с поиском «актера» на главную роль – нужно было не только подобрать собаку той же породы (шотландского сеттера), но и найти среди них ту, которая смогла бы справиться со всеми задачами на съемочной площадке. В итоге в фильме снялись две собаки – главным героем стал английский сеттер Стив, или Степка, а его «дублером» был Денди, который снялся всего в одной сцене – там, где лапа Бима застряла в железнодорожной стрелке.
В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».
Учитывая то, что главным героем был четвероногий актер, многие сцены снимали без репетиций или же репетировали без Степки, а сцену снимали вместе с ним. А для того, чтобы собака показывала нужные «эмоции», с ней иногда поступали достаточно жестоко. Когда ее хозяина по сценарию забирала «скорая», пес должен был смотреть ему вслед с тоской и любовью, но «сыграть» это абсолютно невозможно. И после того, как Тихонов много дней подряд гулял со Степкой, и тот к нему уже привык, им несколько дней не разрешали видеться. Потом сцену отрепетировали без собаки, а в момент съемок Степку выпустили на съемочную площадку. И он вел себя так, будто действительно прощался с любимым хозяином.
Кинолог Виктор Сомов рассказывал: «Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина – артиста Вячеслава Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте… Затем на короткое время их разлучили, и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как второго дубля получить было невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране».
Зрители настолько поверили этой истории, что многих актеров долгое время отождествляли с их героями. Больше всего не повезло актрисе Валентине Владимировой, сыгравшей безымянную героиню (ее называли в фильме просто «теткой»). По сценарию она была злой соседкой хозяина Бима, которая буквально довела его до гибели. Актриса сетовала: «После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться… Никто не думал, что фильм станет кассовым. И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки». Однажды, когда герои фильма встречались со школьниками, ученики даже отказались с ней общаться.
Фильм действительно пользовался невероятным успехом у зрителей. В год выхода его признали лучшим фильмом года, согласно опросу читателей журнала «Советский экран», а в 1978 г. номинировали на «Оскар». Говорят, когда американцы смотрели картину, в сцене на железнодорожных путях они аплодировали стоя. Фильм получил главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а позже режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актер Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии. А спустя еще 20 лет, в 1998 г. в родном городе писателя Троепольского – Воронеже – бел установлен памятник легендарному Биму.
К сожалению, судьба Степки сложилась трагически. Его хозяин часто отдавал своего пса «в аренду» на киностудию, а сам исчезал. За полтора года съемок в фильме «Белый Бим Черное ухо» он ни разу не навестил своего питомца. Собака так тосковала по своему хозяину, что едва не сорвала съемки. Но после их завершения эта история повторялась еще не раз. Говорят, в результате сердце пса не выдержало, и он умер, не выдержав очередной разлуки.