Собака с четырьмя глазами

Собаки

«Четырехглазые» собаки Бурятии

Полумистические воспоминания о домашней собаке

Когда я слышу о бурят-монгольском волкодаве «хотошо», мне становится смешно. Потому что у моих дедушки и бабушки была такая домашняя собака с чисто бурятским прозвищем Янгар.

В детстве я воспринимал его как самого обычного пса. Как и то, как мы за ним ухаживали, кормили и даже хоронили. Только повзрослев, я понял, сколько почти мистической мудрости было в бурятских традициях отношения к собакам.

В жизненном укладе бурятских чабанов собака была незаменимым и верным помощником. Помню, как в студеные зимы, в пургу наш Янгар не давал стаду разбегаться, приводил отары в стайки. Летом отводил на водопой. Дедушка говорил, что наш Янгар даст отпор любому волку. Был у нашего пса и еще один младший помощник по кличке Банхар. То, что обе наших собаки черные и лохматые, с рыжими пятнами над глазами, казалось мне само собой разумеющимся. Ребенком я считал, что наши Янгар и Банхар все понимают, но не умеют говорить. Настолько они были умные. Естественно, даже речи не было о том, чтобы ударить собаку.

— Это «четырехглазые» священные собаки. Они никогда не спят, даже когда закрывают глаза. Верхними глазами они способны видеть всё окружающее, – рассказывала бабушка, ласково поглаживая наших псов, – и даже души людей. Лай таких собак отгоняет злых духов. «Четырехглазая» собака подавляет демонов четырех сторон света. Так что ничего не бойся рядом с ней.

Когда у меня начали выпадать молочные зубы, старшие научили такому обряду: положить выпавший зуб в жир или хлеб и дать съесть собаке. При этом приговаривать: забери мой плохой зуб, дай мне взамен хороший. Можно в это не верить и приписать мои хорошие зубы правильному питанию в детстве, но до самого студенчества я не знал проблем с зубами.

Наши собаки часто застывали на месте с закрытыми глазами. Дедушка и бабушка говорили, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев. Поэтому «четырехглазых» псов называли «зуугин нохой» («молящаяся собака») и говорили, что такие собаки получили благословение самого Будды. Неудивительно, что они должны были переродиться в следующей жизни в облике человека.

Когда умер старший пес Янгар, мы с дедушкой понесли его хоронить на высокую сопку. Дедушка отрубил ему хвост, чтобы не мешал при перерождении, и положил под голову Янгара. В рот верному псу положил кусочек топленого масла со словами: родись в следующей жизни человеком! Похоронили мы собаку головой к югу, чтобы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды.

Сейчас я живу в городской благоустроенной квартире и не хочу мучить такими условиями большую собаку. Мечтаю, что, когда переберусь в свой дом с большим двором, непременно привезу себе щенка банхара из дальнего бурятского села.

Источник

Alabay

«Четырёхглазой» собака считается потому, что над глазами у неё два белых или темных пятна. Пятна над глазами собаки не являются отличительной чертой породы. Считается, что такая собака обладает особым чутьем, она способна видеть всевозможных духов и оберегать хозяина. Таких собак мало, поэтому на них был большой спрос. Предпочтение охотников к таким собакам вызвано сложившимися вековыми традициями, основанными на богатом охотничьем опыте.

Мое исследование основывается на:

— легендах и преданиях;

— научной и художественной литературе;

— рассказах охотников и местных жителей;

— « живом» знакомстве с такой собакой.

«Четырехглазые» собаки известны не только в коми.

Что-то необъяснимое в такой собаке имеется. Упоминания о ней уходят в далекую древность.

В Тибетских преданиях сообщается, что такие собаки никогда не спят. Даже когда у собаки закрыты глаза, считается, что она все видит. Считалось, что защитить душу умершего от демонов могла только «четырехглазая» собака.

По наблюдениям В. Пескова, «четырехглазую» собаку по кличке «Пурга», с метками над глазами боялся даже медведь.

В энциклопедии Мифология коми об этой собаке сообщается:

-такие собаки отгоняли оживших колдунов от своих хозяев;

-вой таких собак предвещал покойника;

-такие собаки разговаривают между собой и понимают язык людей;

-женщинам не полагалось прикасаться к ним;

-нельзя перешагивать через собаку;

-приготовив кашу, первую ложку хозяин отдает собаке;

В книге «Коми легенды и предания» представлен рассказ С. Е Панюкова из села Керос Корткеросского района, когда собака, почувствовав лесных духов возле «Вожа пу» (развилистое дерево), предупредила хозяина, хотя по легенде хозяин догадывался об этом.

В легенде, записанной К. Ф. Жаковым, о колдуне Вишерского края Тювэ, умершая Наста-мать ночью хочет пробраться к нему через речку Пугдым, но собака Бадзе не пускает, спасая лаем колдуна. Имеется в виду, Бадзе была «четырехглазой» собакой.

Что говорят о таких собаках жители Корткеросского района:

У Королевой Л. Н. есть «четырехглазая» собака по кличке Кучум черного цвета с белыми пятнами над глазами, на груди, на лапах и на конце хвоста. Он отличается большой добротой к детям, обостренным чувством «своей» территории, «немногословностью», снимает стрессы.

Я думаю, что через эти белые точки собака видит сверхъестественное.

Вывод: Тысячи лет собака служит человеку, но не раскрыта тайна «четырехглазой» собаки.

При сравнении легенд, поверий, рассказов информаторов напрашивается вывод, что «четырехглазая» собака является посредником между человеком и «потусторонним миром». В определенных экстремальных условиях такая собака, чувствует заранее возникающую опасность и об этом предупреждает, «спасает», своего хозяина. Такие случаи охотник- хозяин пытается объяснить влиянием «нечистой силы», колдунов и т. д.

Таких собак держали шаманы, колдуны. Например: Тювэ и потомок Пама.

По легендам и преданиям, по рассказам местных жителей я установил закономерность: «Четырёхглазые» собаки очень умные, отличаются большой добротой, преданны хозяину, обладают неведомым нам обостренным чувством опасности, могут отдать жизнь за хозяина.

В наше время утерян «смысл» её «необыкновенных» способностей, но до сих пор охотники стараются иметь «Четырехглазую собаку». Значит, что-то есть в них особенное, необъяснимое.

Руководитель: Королева Людмила Николаевна

Источник

Собака с четырьмя глазами

цитата:
«Четырёхглазой» собака считается потому, что над глазами у неё два белых или темных пятна. Пятна над глазами собаки не являются отличительной чертой породы. Считается, что такая собака обладает особым чутьем, она способна видеть всевозможных духов и оберегать хозяина.[1] Таких собак мало, поэтому на них был большой спрос. Предпочтение охотников к таким собакам вызвано сложившимися вековыми традициями, основанными на богатом охотничьем опыте.

Мое исследование основывается на:
— легендах и преданиях;
— научной и художественной литературе;
— рассказах охотников и местных жителей;
— « живом» знакомстве с такой собакой.[2]

«Четырехглазые» собаки известны не только в коми.

Что-то необъяснимое в такой собаке имеется. Упоминания о ней уходят в далекую древность.

В Тибетских преданиях сообщается, что такие собаки никогда не спят. Даже когда у собаки закрыты глаза, считается, что она все видит. Считалось, что защитить душу умершего от демонов могла только «четырехглазая» собака.

По наблюдениям В. Пескова, «четырехглазую» собаку по кличке «Пурга», с метками над глазами боялся даже медведь.[3]

В энциклопедии Мифология коми об этой собаке сообщается:

-такие собаки отгоняли оживших колдунов от своих хозяев;

-вой таких собак предвещал покойника;

-такие собаки разговаривают между собой и понимают язык людей;

-женщинам не полагалось прикасаться к ним;

-нельзя перешагивать через собаку;

-приготовив кашу, первую ложку хозяин отдает собаке;

В книге «Коми легенды и предания» представлен рассказ С. Е Панюкова из села Керос Корткеросского района, когда собака, почувствовав лесных духов возле «Вожа пу» (развилистое дерево), предупредила хозяина, хотя по легенде хозяин догадывался об этом.[9]

В легенде, записанной К. Ф. Жаковым, о колдуне Вишерского края Тювэ, умершая Наста-мать ночью хочет пробраться к нему через речку Пугдым, но собака Бадзе не пускает, спасая лаем колдуна. Имеется в виду, Бадзе была «четырехглазой» собакой[10].

Что говорят о таких собаках жители Корткеросского района:

Читайте также:  Энуклеация глазного яблока видео у собаки

У Королевой Л. Н. есть «четырехглазая» собака по кличке Кучум черного цвета с белыми пятнами над глазами, на груди, на лапах и на конце хвоста. Он отличается большой добротой к детям, обостренным чувством «своей» территории, «немногословностью», снимает стрессы.

Я думаю, что через эти белые точки собака видит сверхъестественное.

Вывод: Тысячи лет собака служит человеку, но не раскрыта тайна «четырехглазой» собаки.

При сравнении легенд, поверий, рассказов информаторов напрашивается вывод, что «четырехглазая» собака является посредником между человеком и «потусторонним миром». В определенных экстремальных условиях такая собака, чувствует заранее возникающую опасность и об этом предупреждает, «спасает», своего хозяина. Такие случаи охотник- хозяин пытается объяснить влиянием «нечистой силы», колдунов и т. д.

Таких собак держали шаманы, колдуны. Например: Тювэ и потомок Пама.

По легендам и преданиям, по рассказам местных жителей я установил закономерность: «Четырёхглазые» собаки очень умные, отличаются большой добротой, преданны хозяину, обладают неведомым нам обостренным чувством опасности, могут отдать жизнь за хозяина.

В наше время утерян «смысл» её «необыкновенных» способностей, но до сих пор охотники стараются иметь «Четырехглазую собаку». Значит, что-то есть в них особенное, необъяснимое

Автор: Попов Артур
Руководитель: Королева Людмила Николаевна
http://www.finnougr.ru/life/index.php?ID=6096

цитата:
Собака со светлыми пятнышками над глазами считалась священной. В тибетских преданиях говорится о том, что такая собака никогда не спит. Даже когда она зарывает глаза – она способна видеть все, что ее окружает.

Монгольские кочевники считают, что такая собака умеет молиться. Под этим они подразумевают привычку «четырехглазых банхаров» застывать с закрытыми глазами. Пастухи верят, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев, а потому называют таких четвероногих «зуугин нохой», что означает «молящаяся собака».

Считается, что такие собаки получили благословение самого Будды и в следующей жизни обязательно воплотятся в облике человека. После смерти такую четырехглазую собаку обязательно хоронили на самой высокой точке, головой к югу, дабы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды.

Мнение о том, что четырехглазая собака способна видеть душу людей, а также отгонять злых духов своим лаем присуще не только тибетцам и монголам.

В мифологии народов коми именно четырехглазая собака способна видеть духов и отгонять их своим лаем. Шаманы республики Коми отдают свое полное предпочтение именно таким собакам. У коренных жителей Сибири с этими собаками связанно немало легенд.

Древние скифы также считали, что четырехглазая собака способна видеть потусторонний мир. Часто четырехглазую собаку приносили в жертву вслед за умершим хозяином. Скифы считали, что верный пес, так или иначе не проживет без хозяина, но отправившись следом – сопроводит его душу в потусторонний мир.

Зороастрийцы считали четырехглазую собаку вторым по значимости существом после человека. Собака со светлыми пятнышками над глазами – это обязательные участники погребального процесса. Такую собаку сажали рядом с усопшим, дабы она отгоняла духа «трупного разложения». Подобный ритуал назывался «сагдид».

Исключительное отношение к четырехглазым собакам также было у калмыков. Калмыцкая мудрость гласит: «Четырехглазая собака подавляет демонов четырех сторон света».

У тувинцев – четырехглазый пес – лучший друг охотника.

Буряты уважительно называли таких собак «Дорвн нудте нохой».

Анна Бережных, журналист:

Силу этих собак я вполне могла оценить сама: когда мне дали в руки на поводок шестимесячного щенка, он рванул вперед с такой силой, что я едва удержалась на ногах и пустилась за ним. Без помощи Эрдэнэбата я бы с ним не справилась. И это еще только щенок!

Ю.Е. Березкин
Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог
Введение
Библиография
Этносы и ареалы

Собаки с двумя пятнами над глазами выделяются особо и обычно называются дву- или четырехглазыми.
Македонцы, русские, украинцы, Хорезм, шугнанцы, ливы, чуваши, коми, тувинцы, нивхи.

Балканы. Македонцы [собаки-двоеглазки способны распознавать вампира, которого они отпугивают или кусают; по некоторым сербским поверьям, распознавать вампира могут любые собаки и другие домашние животные]: Толстой 2004: 389-390; болгары (Родопы) [собаки-четырехглазки (с белыми пятнами над глазами) видят с помощью своих скрытых глаз нечистую силу]: Марева 2003: 252; сербы [Л.Н. Виноградова: про собак четырехглазок знают и сербы, и болгары. Что касается сербов, то про это вспоминал Н.И. Толстой, который родился в эмиграции в Сербии и там провел детство и юность. Он помнит про этот мотив у сербов. Что касается болгар, то про этот мотив (не массовый, а спорадический) есть в двухтомнике Маринова и в фундаментальном труде Казамира Мошиньского «Kultura ludowa slowian» Т. II. Ч. 1]: Е.Е. Левкиевская, личн. сообщ. 22.04.2012.

Средняя Европа. Русские [у русских собака двоеглазка – черная, с двумя белыми пятнами над глазами]: Миллер в Литвинский, Седов 1984: 164; Толстой 2004 [собаки-двоеглазки – это те, у которых над глазами расположены светлые пятна лешего]: 389; украинцы [собаки-двоеглазки способны распознавать ведьму]: Толстой 2004: 389.

Иран – Средняя Азия. Хорезм (узбеки?) [собаки с двумя пятнами над глазами считаются особенно нечистыми]: Снесарев 1969: 319 в Литвинский, Седов 1984: 164; шугнанцы (Шугнан, Рошткала, Афганистан) [«четырехглазые» собаки злее, хитрее и прожорливее других, могут украдкой напасть сзади, способны одновременно лаять и рычать; злого и хитрого человека уподобляют такой собаке]: Юсуфбеков 2009.

Балтоскандия. Ливы [четырехглазый пес женщины стал вечером лаять; ночью во сне к ней пришел умерший из той же деревни, ругал за то, что не держала собаку]: Loorits 1998(2): 33.

Волга – Пермь. Чуваши [собаки-четырехглазки, т.е. с двумя пятнами над глазами, состоят в связях с усалами, поэтому их прогоняют от домов, а на улице избегают; но они способны отгонять злых духов, т.к. видят их]: Салмин 2007: 128; коми-зыряне [собаки с сильно выраженными надробвными дугами называются четырехглазыми; они видят духов]: Налимов 1907: 18.

Источник

Стражи духов. Как древних славян в страну смерти провожали псы-привидения

Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain

» src=»https://static.life.ru/posts/2019/11/1255076/e8e322d3ad4e5fccaec82830188d4454.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Лайф собрал удивительные обычаи, посвящённые собакам, которые жили с человеком ещё 20 тысяч лет назад.

Побывавший в X веке на Волге арабский путешественник Ахмад аль-Багдади писал, что у местного населения с собаками были связаны добрые приметы: в долине Волги верили, что услышать перед началом дела собачий вой — к удаче.

Культу собаки — двадцать тысяч лет

Фото © Public Domain

Доказательством существования древних мифов о собаках на территории нашей страны стали находки советских археологов на Авдеевской стоянке в 1946 году. На берегу реки Сейм под Курском были найдены жилища древних людей, датируемые XX тысячелетием до нашей эры. Среди костей животных археологи нашли предметы, которые назвали лопаточками с навершием. Узкий конец «лопаточек» изображал собачью морду с четырьмя глазами, а на одном из предметов было даже два навершия, изображавших двухголовую собаку. Предполагается, что инструмент древние охотники использовали для выколачивания снега из одежды, а сакральная роль «выбивалки» заключалась в навершии: в нём якобы обитал дух — хранитель человека.

Существование у древних славян представления о собаках, стерегущих ворота в ад, доказывает и быличка, записанная в XX веке историком Владимиром Бузиным в Архангельской области. В ней к овдовевшей женщине начинает ходить муж-покойник. Чтобы отвязаться от него и остаться живой, женщина жалуется на беду своей собаке, и та больше не пускает покойника на порог.

Проводник в страну смерти

Фото © Public Domain

В «Энциклопедии белорусской мифологии» есть легенда о первом человеке — князе Буе, которого везде сопровождали два огромных пса, способных разорвать медведя, Ставр и Гавр (Стаўры і Гаўры). Они не раз спасали его от врагов, а когда Буй, бывший первым человеком на земле, умер, ушли за ним на тот свет и там сопровождали князя, ставшего хозяином страны мёртвых. Предания говорят, что древние славяне приходили на могилы собак, якобы похороненных на берегу Дриссы, поминали их, устраивали тризну, жгли костры и призывали псов-призраков, умоляя не оставлять народ.

Читайте также:  Собака капает перед родами

‌‌‌‌Казалось бы, в мифе речь идёт о родоначальнике белорусского этноса. Но нет! Миф этот уходит корнями во времена, когда от Индии до Европы царила индоиранская (арийская) культура. В Индии до сих пор почитают мифического первого человека на земле, умершего и ставшего богом смерти Ямой. Его сопровождают громадные четырёхглазые собаки — сарамеи, сторожащие врата между мирами.

В скандинавской мифологии бога висельников Одина сопровождает армия мертвецов и собаки Фреки и Гери. А в иранской мифологии мост между мирами Чинвад сторожат два пса.

Двухголовый — а значит, опять четырёхглазый — пёс Орф присутствует в мифологии древних греков: «старший брат Цербера» сопровождает бога смерти Аргуса.

Изгоняли из собак духов

Фото © Public Domain

Древние славяне верили, что в собак могут вселяться духи, и в связи с этим в Болгарии и России сохранились древние обычаи кручения собак или их гоняния по деревне. Обычай кручения собак в Пёсий понедельник — первый понедельник Великого поста — существует под болгарским Странджем. Болгары верят, что в этот день мёртвые выходят из могил, а самые злые из них могут вселиться в собак. Поэтому каждого пса в селении нужно обязательно прокрутить на верёвке, натянутой над рекой, после чего животное, невредимое, но якобы освобождённое от злого духа и изрядно напуганное, падает в воду, откуда её выуживает заботливый хозяин. Этот обряд предвещает деревне спокойный, урожайный год.

А в России под Тамбовом в 1900 году в местных «Епархиальных ведомостях» был зафиксирован обычай гоняния собак, который местные крестьяне практиковали на Масленицу. Дети, подростки и юноши, вооружившись бичами, мётлами и палками, весь день гоняли по деревне собак, особенно чёрных и лохматых. Этот языческий обычай был направлен на изгнание из животных злобных мертвецов, которые, по местным суевериям, в эти дни выходили из гробов.

Этнографы считают, что в древности обряд был приурочен к весеннему равноденствию, к сжиганию славянского божества зимы и смерти Мораны (Масленицы) и к поминовению мёртвых. Пригревавшее солнце в дохристианских представлениях пробуждало к жизни даже покойников.

Нечистое животное и служитель дьявола

Фото © Public Domain

Источник

Пушистое воплощение верности: раскрываем секреты необычайной популярности собак породы акита-ину

Акита-ину принадлежит к одной из самых древних пород собак. Эти шпицеобразные животные выведены в северной части Японии, точнее — на острове Хонсю в префектуре Акита, благодаря чему они и получили свое название. Мускулистые акиты, покрытые густой короткой шерстью, выглядят немного потешными и плюшево-игрушечными, однако при этом обладают довольно независимым и доминантным характером, который необходимо корректировать с помощью упорной дрессуры, и требуют к себе уважения. Вот почему эти питомцы наилучшим образом подходят уверенным в себе и спокойным людям или, по крайней мере, опытным собаколюбам. Впрочем, несмотря на свой во многом непростой нрав, собака породы акита-ину заслужила поистине всенародную любовь и признание. Расскажем, почему.

Как появилась и развивалась порода домашних собак акита-ину

Исследования в сфере генетики подтверждают, что во всем мире существуют 14 древнейших пород собак и, как уже было сказано, в этот перечень входит акита-ину. Доказательством тому служат дошедшие до сегодняшних дней изображения животных, внешне очень сильно похожих на эту породу. Более двух тысяч дет тому назад предки акиты обитали на северных территориях острова Хонсю, однако привычный для нас сегодняшний образ акита-ину был сформирован уже в XVII веке. Согласно предположениям экспертов, порода появилась в результате скрещивания мастифа с одной из двух разновидностей собак — сибирским хаски либо шпицеобразным псом.

Исторические источники давних лет утверждают, что те самые предки акиты, ареалом обитания которых был остров Хонсю, носили название матаги-ину: матаги — это этническое сообщество охотников, а «ину» в переводе с японского означает «собака». Матаги-ину являлись поистине незаменимыми помощниками охотников, поскольку позволяли им добывать даже таких крупных и выносливых диких зверей, как медведи или кабаны.

На ранних стадиях развития породы ею интересовались местные крестьяне. Однако со временем она стала востребована и у знати, вплоть до того, что уже в XVIII веке данную породу стали считать элитной, и этих собачек с удовольствием содержали представители правящей аристократии и императорской семьи. Уход за животными при дворе был поистине королевским и даже причислялся к дворцовым церемониям, а сам император подписал закон, согласно которому каждый, кто посмел обидеть или, что еще хуже — лишить акита-ину жизни, подвергался суровейшему наказанию.

В XII-XIII веках в стране появилось и стремительно набирало обороты такое развлечение, как собачьи бои, поэтому в результате жесточайшего отбора на содержании оставались лишь самые крепкие, выносливые и злые матаги, они же акиты. А чтобы псы стали еще более бойцовыми, крупными и агрессивными, их скрещивали с «приезжими» мастифами и бульмастифами. К тому же по Японии прокатилась волна преступности, и эти собаки были переучены со своей привычной охотничьей «специализации» в охранную, что также не могло не отразиться на первоначально мирном характере акит.

Живой памятник природы и его шествие по миру

Сложившаяся ситуация не могла не вызвать чувство обеспокоенности у японских собаководов: действительно, ведь в результате порода стала утрачивать свои характерные черты. Вот почему акита-ину уже в 1931 году получили статус «памятника живой природы» на уровне государства и заводчики по всей стране стали активно заниматься возрождением этой породы.

Первый официальный стандарт акита-ину был представлен три года спустя, однако с годами он подвергался коррекции. Приблизительно в 1934 году порода также получила свое окончательное официальное наименование — акита-ину, а в 1967 году в стране появился тематический музей, посвященный этим животным.

В годы Второй мировой войны порода акита-ину серьезно пострадала, так как эти собачки не только сами голодали, но и становились жертвами людей, пытавшихся выжить. Однако и по окончании войны мытарства акит не закончились, ведь на государственном уровне вышел указ, согласно которому все собаки, поневоле ставшие беспризорными, подлежали истреблению из-за разыгравшейся в стране эпидемии бешенства. Исключение составляли лишь животные, пригодные к военной службе. Вот почему порода сохранилась в первую очередь благодаря селекционерам, прятавшим отдельных ее представителей в отдаленных небольших поселениях. Некоторые также скрещивали акит с немецкими овчарками — с тем, чтобы «подогнать» улучшенную породу для применения в военных целях.

Максимальный вклад в восстановление породы в послевоенные годы внес Мориэ Саватаиши, стараниями которого акита-ину сохранились до нашего времени. Чистокровные псы были собраны со всего государства, и это принесло свои результаты: акита-ину в японском варианте не только восстановили свою былую славу и уникальность, но и привлекли внимание американских военных, вот почему обаятельная и преданная акита с горделивой осанкой была завезена в США. Примечательно, что американцев привлекали в основном крупные собаки-метисы, чем-то напоминающие медведей. Впрочем, японским селекционерам это было как раз на руку, ибо они не слишком хотели делиться с чужестранцами чистокровной породой, восстановленной с таким трудом.

В результате экспериментов селекционеров США из классических акит были получены более массивные особи, наделенные более угрожающей внешностью. С тех пор мы различаем два ответвления акита-ину, которые обладают существенными различиями и поэтому нередко определяются как отдельные породы — акита-ину японская (аутентичный подвид) и акита-ину американская. Отличия в основном заключаются в том, что в японском «прочтении» собака обладает средними габаритами и отличается плотным, но довольно изящным телосложением. Ее голова немного похожа на лисью, уши некрупные, шерсть должна непременно быть короткой, морда украшена белой «маской», а вариантов окраса признается лишь несколько.

В то же время акита-ину «по-американски» носит второе наименование — «большая японская собака». Она обладает исключительно крупными размерами, имеет массивную голову, напоминающую медвежью. В том, что касается мастей собаки, селекционеры США признают любые ее варианты, включая полностью черную или дополненную темной «маской».

Стоит отметить, что близкими родственниками акит являются сиба-ину. Акита-ину и сиба-ину отличаются в первую очередь размерами: генетические братья акит — это своего рода «карликовый» вариант породы. Так или иначе, в наши дни и классические акита-ину, и похожие породы славятся как отличные домашние компаньоны, готовые самоотверженно защищать хозяина и охранять всю его семью и имущество.

Читайте также:  Собака месси что за порода

Внешность акита-ину и особые характеристики породы

Как уже было сказано, отличительными особенностями внешности акита-ину являются крупная голова, небольшие стоячие треугольные уши, крепко сложенное туловище, а также хвост, завернутый наподобие бублика. Это достаточно выносливая собака, прекрасно чувствующая себя в умеренном, а также в холодном климате.

66-71 см — таков средний рост самца акита-ину. Вес взрослого кобеля составляет 45-59 кг. Самки акит обладают чуть меньшими габаритами: рост — 61-66 см, вес — 32-45 кг, однако они более вытянуты, по сравнению с самцами.

Растут представители этой породы не особо быстро, и стопроцентное развитие собаки завершается лишь к трем годам жизни. Между тем щенки акита-ину достаточно активно набирают массу. Впрочем, если питомец не вполне укладывается в традиционные таблички роста и развития, не стоит переживать, ведь это лишь обобщенные данные.

Не стоит сильно волноваться, если у вашего щенка долго не встают уши: этот процесс может занимать до шести месяцев. При этом ушки могут то подниматься, то опускаться снова. Ускорить фиксацию ушей в стоячем положении помогут активное грызение игрушек и жевание, а окончательно их форма проявляется лишь после полной смены зубов с молочных на постоянные.

В классическом варианте шерсть представителя породы плотная и короткая (приблизительно 5 см), так что длинношерстная акита-ину — это, скорее, исключение. Впрочем, таких собак, также именуемых «длинниками», не выделяют в самостоятельную породу, ведь они являются полноценными акитами, рожденными при скрещивании обычных стандартношерстных собак, наделенных рецессивным геном, дающим длинную шерсть. Шерсть длиннее обычной характерна приблизительно для 20-30% потомства представителей породы акита-ину.

Окрас акит в классическом японском варианте разнообразием не отличаются: собака может быть либо полностью белой, либо рыжей с белыми вкраплениями и «маской», либо рыжей со слегка почернеными кончиками волос. Также встречается акита-ину тигровая. Черная или любая другая масть допускается лишь у представителя американской ветви породы.

Глаза собаки — темно-карие, глубоко посаженные, обладающие характерной «восточной» формой, различимой уже со щенячьего возраста. Хвост бубликом визуально уравновешивает крупную голову собаки. Он может лишь изредка раскручиваться — например, когда питомец отдыхает — однако полностью прямым не бывает никогда.

Описание породы акита-ину будет неполным, если не заострить внимание на лапах собаки. Наделенные толстыми подушечками, они немного похожи на кошачьи. Кроме того, пальцы животных достаточно плотно смыкаются, в результате чего эти собаки отлично плавают, несмотря на то, что по своему характеру не слишком приветствуют водные процедуры.

Характер акита-ину и особенности воспитания питомца

Нрав акита-ину в двух словах описать сложно, ведь это довольно многогранные животные. Традиционно считается, что японские акиты более легкомысленны и любят игры, а американские ведут себя значительно серьезнее. Однако ни тех, ни других собак совершенно точно нельзя назвать «диванными». Среди особых черт характера питомцев можно выделить следующие.

Острое чувство иерархии

В отношениях с хозяином и членами его семьи, а также с другими собаками эти псы стараются установить определенные ранги и границы. Вот почему так важно при воспитании собаки добиться, чтобы она признала хозяина вожаком уже в первые месяцы жизни щенка. В противном случае акита будет стремиться доминировать. По той же причине не стоит приучать пушистика и к хозяйской постели: с малых лет щенок должен свыкнуться с тем, что вожак спит на кровати, а его компаньон — на полу, либо на собственной отдельной лежанке.

Критическое и независимое мышление

Эту черту акита-ину нередко расценивают как упрямство, однако она легко превращается в благородство и сдержанность при условии правильного воспитания, грамотной своевременной дрессуры, а также достаточной социализации собаки.

Отличная обучаемость

Собаки этой породы буквально на лету усваивают новые знания и навыки. Однако их критический ум требует понимания смысла тех или иных задач, поэтому, чтобы питомец не скучал и не проявлял строптивость, следует продумать достойную мотивацию. И, конечно, стоит приступать к дрессуре как можно раньше: необходимый стандартный набор команд щенки должны понимать и исполнять уже к возрасту два месяца.

Активность и смелость

У акита-ину напрочь отсутствует страх высоты, поэтому следует оградить вашего питомца, особенно в щенячьем возрасте, от открытых балконов и других потенциально опасных мест. Также акита очень любит бегать и резвиться на просторе, исследовать новые места и т. д. Поэтому, как уже было сказано, эта собака — не для ленивых.

Чувствительность

Акита-ину — очень нежные и ранимые собаки, их крайне легко обидеть грубым словом, прохладным отношением или даже неодобрительным взглядом.

Верность хозяину

Представителей данной породы приставучими не назовешь, однако они обожают неслышно всюду следовать за своим хозяином. Кроме того, правильно воспитанная акита отличается фантастическим терпением и может часами скромно дожидаться своего человека с работы. Не случайно в 1932 году на всю Японию, а затем и на весь мир прославился Хатико — пес породы акита-ину, который ежедневно в одно и то же время встречал своего хозяина на железнодорожном вокзале. Когда мужчина умер на работе, преданный питомец еще не протяжении девяти лет все так же приходил на станцию, ожидая его возвращения.

Особенности содержания акита-ину

Несмотря на то, что представители породы акита-ину не приветствуют замкнутые пространства, эта собака одинаково хорошо ощущает себя как в частном доме, так и в городской квартире. Во время линьки животное нуждается в вычесывании с периодичностью три-четыре раза еженедельно, а длинношерстные акиты — намного чаще. Сократить количество выпадаемой шерсти поможет поддержание в доме благоприятного микроклимата: слишком теплый и пересушенный воздух провоцирует линьку. Также на состояние меха влияет то, чем вы кормите акита-ину. Для качественного и полноценного питания животного лучше всего применять корма на основе тунца, лосося и риса, а также баранины и утки. И, конечно, не стоит забывать о чистой воде для питомца.

Купать пса не стоит чаще, чем пару раз в год. В противном случае вы нарушите защитный покров шерсти. Зубы питомцу необходимо чистить примерно два раза каждую неделю, стричь когти — каждый месяц, а уши и глаза следует осматривать регулярно, чтобы не пропустить возможное воспаление. При правильном уходе акита-ину живут в домашних условиях приблизительно 10-12 лет.

Сколько стоит щенок акита-ину

Стоимость чистопородного щенка акита-ину вряд ли можно назвать слишком низкой, однако пытаясь сэкономить, вы рискуете получить неполноценное, нечистокровное или даже больное животное. В среднем малыш акита обойдется вам в сумму от 30 тысяч до 90 тысяч рублей. Достаточно широкий разброс цен обусловлен различиями окраса животных, выставочными заслугами родителей щенков, степенью надежности питомника и т. д. Кроме того, более дешевыми будут щенки, обладающие длинной шерстью, ведь, несмотря на генетическую принадлежность к своей породе, подобные собаки не имеют права на участие в выставках и конкурсах.

Подходящие имена для мальчика и девочки акита-ину

Акита-ину — звери исключительно благородные, преданные, умные и бесстрашные. Вот почему им желательно давать клички, максимально отражающие основную характеристику породы — достоинство. Памятуя о происхождении собаки, многие стремятся наградить питомца красивым японским именем, несущим определенное значение. Такая кличка будет звучать оригинально и таинственно, подчеркивая особые древние корни животного.

К примеру, для мальчика это могут быть такие имена, как Харуки (ясный свет), Аки (яркий), Кацу (победитель) или Макото (искренний), а для девочек — Маки (надежда), Эми (прелесть), Хоси (звездочка) или Кими (благородная).

Впрочем, вряд ли ваш акита-ину обидится, если вы выберете для него имя с более традиционным звучанием. Например, Пол, Луис, Рикки, Лео, Патрик, Бейлиз или Бруно — для мальчика, Трикси, Шерри, Молли, Джена, Чабби, Лея или Хлоя — для девочки.

Источник

Познавательное и интересное