Собака существенные и несущественные признаки
Учитель целенаправленно развивает у учащихся лингвистическое отношение к слову, словосочетанию и к предложению, создавая для этого в процессе обучения благоприятные условия. В частности, заботится о том, чтобы изучаемая категория действительно была предметом сознания ученика.
III. Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Необходимо особо подчеркнуть, что для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира при определении понятия.
Аналогичное явление имело место и в процессе изучения суффиксов. При анализе слов с нулевыми окончаниями (кустик, свисток, дружок) часть учащихся суффикс приняла за окончание, поскольку они были знакомы только со словами, в которых суффикс стоял перед окончанием (березка, игрушки и т. п.). Для избежания подобных ошибок необходимо не только варьирование материала с учетом существенных и несущественных признаков изучаемого языкового явления, но и их специальное сопоставление. Например, при изучении второклассниками роли предлога в предложении (служит для связи двух слов в словосочетании) необходимо провести наблюдения над предложениями, в которых слова, связанные с помощью предлога, стоят рядом, и над предложениями, в которых они разделены другими словами (например: Ребята работали в саду. Мальчики побелили стволы яблонь в школьном саду). Обобщая результаты наблюдений, учащиеся делают вывод о том, что слова, связанные с помощью предлога, могут стоять рядом, но могут быть и разделены другими словами. При склонении имен существительных в III классе учитель специально ставит учащихся перед необходимостью различать следующие два факта: предлог относится к имени существительному, но может стоять и перед именем прилагательным (жили в лагере, жили в пионерском лагере). Тот факт, что предлог употребляется с именами существительными,— это существенный признак предлога, а тот факт, что предлог в предложении часто стоит перёд именами прилагательными,— это несущественный признак. Сделать предметом осознания учащихся существенный и несущественный признаки понятия — это значит предупредить ложное обобщение (генерализацию), это значит предупредить ошибку и способствовать усвоению.
МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявляет способность ученика отделять существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных; позволяет судить о последовательности рассуждений ученика.
Материал: бланк с напечатанным на нём рядами слов.
« ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолёт, пушки, сражение, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы ученик продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий, и отказался от более лёгкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Ход выполнения: студент даёт ученику следующую инструкцию: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово пред скобками – «сад», а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже садовника, но без растений и земли сада быть не может, значит, следует выбрать именно эти два слова «земля» и «растения».
Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения ученика следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения ученик даёт дополнительные суждения, исправляет ошибки.
1. Растения, земля. 11. Сражение, солдаты.
2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.
3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.
4. Крыша, стена. 14. Колебания почвы, шум.
5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.
6. Делимое, делитель. 16. Почва, деревья.
7. Диаметр, округлость. 17. Состязания, победа.
8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.
9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.
10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый даёт вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.
Оценка, баллы | |||
Кол-во правильных ответов | 16-15 | 14-13 | 12-11 |
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»
Цель: Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности, умения обобщать. Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени — логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.
Материал:Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.
СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК
Методика «Исключение слов»
1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
6) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
7) лист, почка, кора, дерево, сук
8) дом, сарай, изба, хижина, здание
9) береза, сосна, дерево, дуб, ель
10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
12) гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
13) неудача, крах, провал, поражение, волнение
14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
15) минута, секунда, час, вечер, сутки
Ключ
1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер
ПРОТОКОЛ
Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Исследование мышления по методике «Исключение слов»
Номер строки | Исключаемое слово | Объяснения испытуемого | Вопросы и примечания экспериментатора |
… |
Инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.
Обработка и анализ полученных данных.Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:
1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;
2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:
А = В + Т,
где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.
Часть 10. Понятия и признаки понятий.
Итак, мышление есть отображение в сознании человека общих существенных свойств вещей, явлений внешнего мира.
Те вещи, явления окружающей нас действительности, о которых мы мыслим, принято в логике называть предметами мысли. Так, например, предметами нашей мысли могут быть карандаш, урожай, революция, ученик, высота, движение и т. п.
Вещи, явления обладают различными свойствами. Свойства вещей, явлений называются в логике признаками. Например, длина данного карандаша, его цвет, свойство быть орудием письма и т. д. — всё это его признаки. Своими признаками вещи, явления или отличаются друг от друга, или сходны друг с другом.
Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство и различие; путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, мысленно выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает эти признаки.
В результате человек образует понятие о предметах и явлениях действительности.
Понятие — это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов.
Например, в понятии «белки» отображены такие общие и существенные признаки белков: 1) органические вещества и 2) молекулы которых состоят из соединённых в большом количестве остатков различных аминокислот.
Существенным признаком предмета называется тот признак, который выражает коренное, наиболее важное свойство предмета; если существенный признак отсутствует, то предмет перестаёт быть данным предметом.
Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика. Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
Понятия только в том случае являются правильными, если они верно отражают действительность. Если же какое-либо понятие представляет собой неверное, искажённое отображение действительности, то такое понятие является ложным. Ложные понятия возникают, например, при отрыве теории от практики.
На понятии практика и ее значении мне хотелось бы заострить ваше внимание, поэтому следующий пост будет посвящен именно ей)
Найдены дубликаты
Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство и различие
Все относительно. Само множество цветов существует только в силу отличия каждого из этих цветов от любого другого. Если два цвета не различимы существующими способами, то это один цвет.
Соответственно, если нужно оперировать цветом предмета, то набор цветов определяется этим предметом.
А при покраске автомобиля нет смысла отличать цвета, которые неразличимы невооруженным глазом.
Поэтому, имея ввиду ваш комментарий, никакого субъективизма, сполшная объективность.
Есть субъективное, а есть истинность, которая имеет ввиду нечто объективное. Понятие субъективной истины не имеет смысла.
Понятие — это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов.
Истина в соответствие понятия объекту. И то и другое объективно. Если вы называете свет красным, то для истинности такого утверждения вполне достаточно, чтобы его длина волны была в пределах 620-780нм, емнип.
Бытовые понятия имеют большие допуски, они оставляют только существенные различия, поэтому при реальной длине пути в 111. м, никто не скажет, что вы врете, говоря, что он составляет 11 км.
Если правильно понимаю, ваш вопрос выходит за рамки понятия о предмете в человеческом обществе и уходит больше в сторону истины. Насколько наше восприятие того или иного предмета соответствует его истинным свойствам. Но это отдельная большая тема)
Конечно лучше. Человек так и делает при определении понятия, в дальнейших главах при разборе «определения» это будет. В начале цикла есть ссылка на учебник, можете зайти ознакомиться, зачем ждать, если интересно)
Например, понятие Солнца в 10м веке включало в себя все доступные на тот момент нашему восприятию признаки.
Сейчас можно зайти и прочитать в каком нибудь справочнике полстраницы новых признаков этого понятия, среди которых есть и новые существенные.
Понятия не стоят на месте, они развивается, дополняется с развитием всего общества.
С помощью абстракции.
Например, мы видим красную машину. С точки зрения физики, мы улавливаем световую волну определенной длины. Но эту длину мы скорей всего не знаем, просто стандартный человеческий глаз в определенном диапозоне воспринимает как примерно один цвет, о чем мы и можем сообщить другу «Смотри, красная машина!», и он тоже повернется и увидит предмет красного цвета.
Заново пройти школьный курс
Всем привет. С недавнего времени всё больше понимаю, что в школе очень мало времени уделял таким важным наукам как химия и физика (в школе это казалось очень скучным). Поэтому не могли бы вы порекомендовать какие-нибудь книги по этой теме но написанные простым языком, в которых смогли уместить весь школьный курс, и было бы великолепно если при их прочтении не хотелось бы уснуть. Заранее спасибо.
Вот читаешь серьезные книжки, а там.
Как Обучается Искусственный Интеллект
Как все алгоритмы вокруг нас учатся выполнять свою работу?
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул. Таким образом, у него сложился определенный способ мышления, своеобразный стиль доказательств. В этот период и определилась математическая судьба Рамануджана.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, не известных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он стал профессором университета, его выбрали в Лондонское королевское общество. Печатные труды с его формулами выходили один за другим, вызывая удивление, а подчас и недоумение коллег.
Годфри Харди:
В формировании математического мира Рамануджана начальный запас математических фактов объединился с огромным запасом наблюдений над конкретными числами. Он коллекционировал такие факты с детства. Он обладал поразительной способностью подмечать огромный числовой материал. По словам Харди, «каждое натуральное число было личным другом Рамануджана». Многие математики его времени считали Рамануджана просто экзотическим явлением, опоздавшим родиться на 100 лет. Не перестают удивляться проницательности индийского гения и математики нашего времени.
Одна из цепных дробей, найденных Рамануджаном:
Но самой известной его работой, совместная с профессором Харди, является работа по асимптотике разбиения натуральных чисел. То есть представление какого-либо натурального числа N в виде суммы других натуральных чисел.
Например, <3,1,1>или <3,2>— разбиения числа 5, поскольку 5 = 3 + 1 + 1 = 3 + 2. Всего существует p(5) = 7 разбиений числа 5: <1,1,1,1,1>, <2,1,1,1>, <2,2,1>, <3,1,1>, <3,2>, <4,1>, <5>.
Формула Харди-Рамануджана:
Сфера его математических интересов была очень широка. Это магические квадраты, квадратура круга, бесконечные ряды, гладкие числа, разбиения чисел, гипергеометрические функции, специальные суммы и функции, ныне носящие его имя, определённые интегралы, эллиптические и модулярные функции. + множество формул,теорем и равенств в теории чисел.
Сам Рамануджан говорил, что формулы ему во сне внушает богиня Намагири Тхайяр.
Умер в Мадрасском президентстве вскоре после возвращения в Индию. Причиной ранней (в возрасте 32 лет) смерти мог быть туберкулёз, усугубленный последствиями недоедания, истощения и стресса.
Методика «выделение существенных признаков».
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предъявляет испытуемому задачи. Предварительно дается инструкция.
Инструкция:«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таки образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
Этот тест обычно включает в батарею тестов на мышление. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Выявление уровня тревожности у подростков личностная шкала проявления тревоги [27]
Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPIв качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А. Немчиным (1996г.).
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.
Тестовый материал
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
8. Практически я никогда не красно.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Меня приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я – человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
49. Ожидание всегда нервирует меня.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
Каждый ответ «да»на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ«нет»на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в1 балл.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует овысоком уровне тревоги; 15-25 баллов – осреднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – осреднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – онизком уровне тревоги.
“Шкала социально-ситуационной тревоги” Кондаша [50]
Внимательно прочитайте кааждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4.
Если ситуация совершенноне кажется неприятной, обведите цифру-0.
Если она немного Вас беспокоит, обведите цифру-1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру-2
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх, тревогу, обведите цифру-3
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру-4”.
Пример: Перейти в новую школу 01234
1. Отвечать у доски 01234
2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
4. Разговаривать с директором школы 01234
5. Думать о своем будущем 01234
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
( наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
9. Пишешь контрольную работу 01234
10. После контрольной учитель называет отметки 01234
11. На тебя не обращают внимание 01234
12. У тебя что-то не получается 01234
13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
14. Тебе грозит неудача, провал 01234
15. Слышишь за своей спиной смех 01234
16. Сдаешь экзамены в школе 01234
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
18. Выступать перед большой аудиторией 01234
19. Предстоит важное решающее дело 01234
20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
22. Сравниваешь себя с другими 01234
23. Проверяются твои способности 01234
24. На тебя смотрят как на маленького 01234
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
27. Оценивается твоя работа 01234
28. Думаешь о своих делах 01234
29. Тебе надо для себя принять решение 01234
30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями
2) ситуации, актуализирующие представление о себе
3) ситуации общения
Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29
Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26
Ур-нь тревожн. Группауч-ся Ур-нь различных видов тревожности
Класс Пол Общая Школьная Самооц. Межличн.
1. Нормальный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20
м 17-64 4-17 4-18 5-17
9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19
м 10-48 1-13 1-17 3-17
10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20
м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколько 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27
повышенный м 55-73 18-23 19-25 18-24
9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26
м 49-67 14-19 18-26 18-25
10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28
м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий 8 ж 79-94 26-31 27-31 28-33
м 74-91 24-30 26-32 25-30
9 ж 73-90 21-26 27-32 27-33
м 68-86 20-25 27-34 26-32
10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36
м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий 8 ж б. 94 б. 31 б. 31 б. 33
м б. 91 б. 30 б. 32 б. 30
9 ж б. 90 б. 26 б. 32 б. 33
м б. 86 б. 25 б. 34 б. 32
10 ж б. 90 б. 30 б. 34 б. 36
м б. 72 б. 24 б. 27 б. 23
5. Чрезмерное 8 ж м. 30 м. 7 м. 11 м. 7
спокойсвие м м. 17 м. 4 м. 4 м. 5
9 ж м. 17 м. 2 м. 6 м. 4
10 ж м. 39 м. 5 м. 12 м. 5
Диагностика агрессивных реакций [50]
Инструкция»: «Прочитайте нижеприведенные предложении и отметьте свое согласие или не согласие ответами «Да» или «Нет».
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя,. я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: “Никогда не доверять чужакам”.
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда на проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи. когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорят мне правду, но теперь я это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Я бываю грубоват к людям по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы мне хотели навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы к исполнению.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Физическая агрессия. Да-1, нет-0: 1,25,31,41,48,55,62,68,нет-1,да-0: 9,7
Косвенная агрессия. Да 1, нет-0: 2,10,18,34,42,56,63, нет-1,да-0: 26,49
Негативизм. Да-1,нет-0:4,12,20,28,нет-1,Да-0: 36
Подозрительность. Да-1,нет-0: 6,14,22,30,38,45,52,59,нет-1,да-0:33,66,74,75
Вербальная агрессия. Да-1,нет-0: 7,15,23,31,46,53,60,71,73, нет-1,да-0: 33,66,74,75
Чувство вины. Да-1,нет-0: 8,16,24,32,40,47,54,61,67.
Агрессия 1, 3, 7шкалы (норма 21 + 4).
Враждебность 5, 6 шкалы (норма 6,5 + 3).
Тест «Самооценка силы воли» [24]
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо оттого, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны? 5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 7. Быстро ли Вы отвечаете на письма? 8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?
11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? 14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?
Подсчитывается сумма набранных баллов : 0-12 баллов – «сила воли» слабая, 13-21 балл – «сила воли» средняя, 22-30 баллов – «сила воли» большая.
Инструкция: «Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если Вы согласны, то ря дом поставьте знак «+», если не согласны, то знак « — ».
1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.5. Обычно я могу долго переносить жажду.6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.
7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца,9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».
10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы
12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.
Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий те
Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я
15. Я нетерпелив к боли.16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую
физическую работу до конца.
17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.
По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.
Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если ответив ший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 бал и больше.