Отношение к домашним животным в исламе
Про собак
Традиционно, собаки в исламе рассматриваются как нечистые животные, контакты с которыми мусульманам заперщены. Собака в исламе считается “наджис” – это библейское слово переводится как “змей”, то есть нечистым животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение.
В соответствии с законами Ислама, мусульманину запрещается приобретать собаку. Однако, если он у него есть необходимость в собаке для охоты, или охраны домашнего скота, или охраны земельных угодий, то в этих случаях ему разрешено приобретать и держать у себя собаку. Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет держать у себя собаку, за исключением собаки для охраны земельных угодий или домашнего скота, то у того будет забираться его добрые дела с размером с кырат (единица измерения веса)». (аль-Бухари, 2145). Также сообщается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет держать у себя собаку, за исключением собаки для охраны домашнего скота или собаки для охоты, то у того будет забираться его добрые дела с размером с кырат». Сказал Абдулла, что Абу Хурейра добавил: «И за исключением собаки для охраны земельных угодий». (Муслим, 2943).
Про кошек
Шариат позволяет держать дома кошек. Пророк назвал знаменитого сподвижника Абу Хурейру так именно из-за большой любви к кошкам, за то, что всегда носил при себе котов (на арабском языке “Абу Хурейра” дословно означает “отец котенка”, то есть “очень любящий котов”).
Существуют предания и о любви Пророка к этим животным, даже утверждается, что он отрезал подол абы, чтобы не беспокоить спящего там кота.
Согласно шариату, слюна кошки не считается нечистью. Чистыми считаются также предметы, которых касается тело кота. Однако надо учесть, что намаз считается недействительным, если к одежде прилип волос кота. Поэтому содержащие дома котов, любящие держать их на руках и гладить, прежде чем совершить намаз, должны хорошенько отряхнуть, или же поменять одежду.
Про хомяков и птиц
Держать дома хомяков и других подобных бесполезных грызунов не рекомендуется, а также это опасно по санитарно-гигиеническим соображениям. Содержать обезьяну и играть с ним считается в Исламе одним из самых неодобряемых поступков.
Ислам никоим образом не запрещает содержать домашних птиц. Куры, гуси, утки, индюки полезны с точки зрения мяса и яиц.
Что касается навоза животных, то навоз всех животных, мясо которых не употребляется в пищу, а кровь выходит наружу под давлением (некоторые ученые относят сюда даже животных, мясо которых не употребляется в пищу, а кровь не выходит наружу под давлением), считается нечистью. То есть обувь, одежда и другие предметы, испачканные выделениями таких домашних животных, как собака и кот, должны быть очищены. Не обязательно очищать предметы, испачканные выделениями животных, мясо которых употребляется в пищу (достаточно для чистоты просто промыть).
Почему мусульмане не держат в доме собак
Многие мусульмане опасаются заводить собак под крышей своего дома. Многие дети при виде милого щенка поднимают и бросают в него камень. Почему люди, исповедующие ислам так поступают, расскажем в этой статье.
Нечистое животное оскверняет вещи и еду хозяина
Согласно исламской религии, собака не считается грязным животным. Однако ее слюна и шерсть оскверняет одежду правоверного мусульманина, а иметь специальные предметы гардероба для молитвы не каждый может себе позволить. Именно поэтому приверженцы ислама не держат собак в своих домах. В изречениях имама Муслима указывается что посуду, облизанную собакой, следует промыть несколько раз. Это и стало предпосылкой к тому, что слюна собаки грязна. Однако кошка считается чистой, и сам Магомет омывался водой из того сосуда, откуда пила его четвероногая любимица. Собак же содержат во дворах, преимущественно в деревнях и горных поселениях. Но это не значит, что любимое животное следует выгонять на улицу – главное содержать в чистоте молитвенную комнату и одежду для намаза.
Распространители инфекций
Логично, что слюна собаки считается грязной потому, что она поедает пищевые отходы, роясь на помойках. Но это не более, чем природный инстинкт поиска пищи. Многие люди разных вероисповеданий считают, что таким образом собака разносит инфекции.
Экономически бесполезные существа
В исламе собаку следует заводить только в помощь человеку, но никак не для красоты или участия в собачьих боях. Имам ан-Нававий изрек, что это животное допустимо держать на дворе только для охраны или помощи в охоте. То есть собака должна служить человеку, о чем упоминает и аш-Шафии. Значит, в традиционном суннитском ответвлении ислама нет конкретного запрета на содержание собаки, но не приветствуется ее пребывание в жилище.
Опасные животные
Перед приобретением собаки необходимо изучить информацию о ее психологии, особенностях содержания и прочих характерных признаках. Правильно выбранное и воспитанное животное никогда не окажется опасным для вас или других членов семьи. Однако наличие аллергии на шерсть способно стать причиной серьезных проблем со здоровьем.
В дом с собакой не входят ангелы
В 743-м хадисе имама Муслима, Шейх Садуг Ман ла йахзурухуль-фагих том 1, стр. 246, упоминается о том, что жилище с собакой ангелы не посещают. Ведь эти эфемерные существа чисты и невинны, а поскольку шерсть и слюна собаки считается грязной – весь дом осквернен. Ангелы приносят с собой милосердие Аллаха, материальное и моральное благополучие, мир и покой. Но дом с собакой, живущей в помещении, лишается всяких благ.
Часть борьбы с чуждой религией
Ислам шиитского толка налагает больше запретов на собак, чем это можно видеть у суннитов. Дело в том, что на территории Ирана некогда почитали зороастризм, при котором это преданное животное почиталось очень высоко. Персы тщательно искореняли древнюю религию, а запрет на содержание собак стал неотъемлемой частью борьбы. Однако в Коране не имеется прямых указаний на то, что жить бок обок с питомцем запрещается. Кстати, в суре «Пещера» описывается собака по кличке Китмир, магическое имя которой писали на важных посланиях, чтобы они не затерялись в пути.
О содержании собак и торговле ими
Как известно, Ислам – не просто религия, Ислам – это образ жизни человека, он затрагивает все её стороны до мельчайших деталей и объясняет их.
Присутствие собаки в доме
Не оставлен в мусульманской религии без внимания и вопрос о содержании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому вопросу. Так, аль-Бухари и Муслим привели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «. за исключением охраняющей пашню, овец или же охотничьей». В некоторых хадисах приводится, что каждый день благие поступки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сборнике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение, собака или оскверненный».
Из вышесказанного ясно, что держать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах делается исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А таковыми являются охотничьи собаки и собаки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-полицейские, поскольку от них есть польза.
Комментируя свод хадисов Муслима, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необходимости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допустимости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мнения. Согласно первому держать их недопустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозволенности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относительно этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.
По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в дома, в которых они есть. Ангелы-хранители же никогда не расстаются с человеком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за совершенный благой поступок в размере на один или два кирата, то об истинном его размере известно лишь Аллаху. Говорят, что это зависит от вреда, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьшается на два кирата за содержание собак в городах и селениях и на один за собак в пустынях. Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесточить это и сообщил, что вознаграждение уменьшается на два кирата, однако важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки.
Ученые объясняют, что вознаграждение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный ангелам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение уменьшается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.
Торговля собаками
Ан-Навави говорит: «Что касается запрета на получение денег за собак и того, что это худший и мерзкий заработок, то это указывает на запрет торговли собаками, что договор продажи собак недействителен и деньги, полученные за них, не являются дозволенными» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 232). Возмещать ущерб за причинение вреда собаке также не нужно, независимо, дозволено ли содержать эту собаку или нет. Этого мнения придерживается большинство мусульманских учёных, среди которых аш-Шафии и имам Ахмад. Абу Ханифа сказал, что договор продажи собак, от которых есть польза, действителен, и что за причинение вреда такой собаке необходимо возмещать ущерб. Ибн аль-Мунзир привёл от Джабира, Ата и ан-Нах’и, что допустимо продавать только охотничью собаку. От Малика передано несколько хадисов, один из которых гласит о недопустимости продажи собаки, но об обязанности возмещения причиненного ей ущерба.
Доказательством большинства ученых являются вышеприведенные хадисы. Что касается хадисов, в которых приведен запрет на получение денег от продажи собаки, за исключением охотничьей, а также о том, что Усман наложил штраф на человека за убийство собаки в размере двадцати верблюдов, и что Амр ибн аль-Ас считал необходимым возмещать ущерб за убийство собаки, то все эти хадисы слабые согласно мнению всех хадисоведов.
У аш-Шавкяни приведён комментарий на хадис из двух сборников «Сахихов» о том, что Пророк (мир ему и благословение) запретил получение денег за собак: «Это доказательство в пользу запрета продажи собак, и явный смысл этого хадиса указывает, что нет разницы между собакой обученной или иной, независимо, дозволено ли ее держать или нет» (Аш-Шавкяни. Найл аль-автар. Т. 5. С. 153). Этого мнения придерживается большинство ученых. Абу Ханифа сказал: «Допустимо продавать собак», а Ата и ан-Нах’и сказали, что можно продавать только охотничью собаку, на это указывает хадис, приведенный ан-Насаи, переданный Джабиром: «Запретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получать деньги за собаку, за исключением охотничьей», однако относительно этого хадиса существует сомнение.
Из всего вышеупомянутого становится ясно, что торговля собаками допустима по одному из хадисов, приводимых имамом Маликом, как об этом сказал Сухнун. Также, по мнению Абу Ханифы, можно торговать собаками, которые не приносят вреда, а по мнению аш-Шафии, торговля собаками однозначно запрещена.
Камаледдин ад-Дамири в своей книге «Хаят аль-хайван аль-кубра» упоминает, что собаки являются нечистыми животными, будь они обученными или нет, маленькими или большими. Этого же мнения придерживаются аль-Авзаи, Ахмад, Абу Ханифа, Исхак, Абу Савр, Абу Убайд, а также имам аш-Шафии. Шафииты аргументируют нечистоплотность собаки хадисом от аль-Бухари и Муслима: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то пусть он выльет и помоет посуду семь раз, один из которых землей». Они сказали, что если бы оставшееся в посуде было чистым, то Пророк (мир ему и благословение) не повелел бы вылить его, поскольку это является расточительством.
Имам ан-Навави в своём комментарии на «Сахих» Муслима об этом хадисе говорит следующее: «Хадис указывает на обязательность очищения посуды водой семикратно оттого, что собака – нечистое животное. Если ее моча, помет, кровь, пот, шерсть или слюна попадут на одежду, тело человека или какой-то чистый предмет, то его необходимо помыть семикратно, один раз из которых землей».
Великий богослов имам аш-Шарани в своей книге «Аль-бахр уль-мавруд» пишет следующее: «Все живое вокруг нас Аллах наделил особенностями, свойственными только ему и никому другому. Особо приближенные к Аллаху люди видят эти особенности и перенимают их. Подобные качества они наблюдают и у собак, когда те переносят грубость со стороны людей, не прячут что-либо на запас, питаются тем, что найдут, пьют воду из луж и довольны тем, что дает им Господь. Они добродушны и ласковы к тем, кто сделал им доброе, не злобны к тем, кто с ними плохо обошёлся».
Собаке присущи десять качеств, придерживаться которых следует и верующему человеку:
1. Она постоянно испытывает голод, а это качество праведных.
2. Она проводит во сне только малую часть ночи, а это из качеств выстаивающих ночи в молитве.
3. Если прогонять её из дома даже тысячу раз, она не покинет порога хозяина, а это из признаков искренних.
4. Когда она умирает, то не оставляет наследства, а это из признаков аскетов.
5. Она довольствуется самым плохим местом, а это из признаков довольствующихся.
6. Оно смотрит на каждого и ждёт, что кто-то бросит ей что-нибудь из еды. А это из качеств испытывающих нужду.
7. Если на неё бросить или высыпать горсть земли, то она не будет злиться, а это из качеств влюбленных в Аллаха.
8. Если её прогонят с её места, то она покинет его и пойдет на другое, а это из поступков восхваляющих Аллаха
9. Если ей бросят лишь кусок хлеба, то она съест его и проведёт ночь, а это из признаков довольствующихся малым.
10. Когда она перебирается из одного места в другое, то не берёт с собой ничего, а это из признаков уповающих на Аллаха. И в этом есть мудрость для человека».
«Кашифату ассаджа»
Из сборника фетв Атията Сакара, руководителя Комиссии по фетвам при Университете Аль-Азхар (Египет)
Собака в исламе считается нечистым животным
Люди склонны перегибать палку в толковании или исполнении предписаний религии. Отвращение к собакам действительно уходит корнями в достоверные хадисы. Некоторые из них, прочитанные сами по себе, действительно, внушают подобную мысль. Большинство верующих не знает содержания ученых диспутов, связанных с этими хадисами, особенно относительно комбинирования текстов, и правовых выводов из них.
Первый хадис, о котором я хочу сказать, имеет несколько вариантов с одним и тем же смыслом. Никогда не забуду, как впервые услышал его. Это было на уроке фикха у одного известного ученого.
Помню, как я подумал про себя, не ослышался ли я? На мой вопрос, почему, шейх уточнил: «Только абсолютно черную, потому что, согласно хадисам, это злобный зверь или шайтан».
Я сказал: «Но это неправда. Я видел много черных собак, которые совсем не злобные звери».
«Потому что Пророк (мир ему и благословение) особо указал на это», — ответил шейх.
«Но, быть может, он говорил о какой-то конкретной собаке, а не о всех черных собаках?»
Шейх вернулся к тому же аргументу: «У нас много достоверных текстов и различных достоверных хадисов, это значит, что их следует воспринимать в общем смысле!».
Я сказал: «Да вознаградит вас Аллах, шейх», а сам подумал: несмотря на авторитет этого человека, нужно вернуться к данному вопросу. Я не мог согласиться с этим толкованием ни с точки зрения моего понимания Писаний, ни душой.
❏ Приказ убивать собак?
«Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную» (Ат‑Тирмизи).
Абу Зарра спросили: «Что отличает черную собаку от рыжей?». Он ответил: «Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: „Черная собака — это шайтан“» (Муслим).
«Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака» (Аль‑Бухари).
Пророк (мир ему и благословение) также запрещал без причины убивать любое живое существо:
«Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день. » (Ан‑Насаи).
По мнению маликитов, последние два хадиса отменяют все предыдущие, а значит запрещено убивать собак, кроме тех, что опасны. Большинство ученых сходятся во мнении, что раньше собаки представляли угрозу для людей и наносили вред, но потом это прекратилось, и необходимость убивать собак отпала, за исключением черных — мудрость этого правила ведома только Аллаху. В следующей части я доказываю, что хадисы о чистоте собак напрямую связаны с этим вопросом.
Ни один ученый какого-либо мазхаба никогда не утверждал, что прикосновение к собаке влечет за собой необходимость омовения (вуду), поскольку вопрос удаления наджасы (нечистоты) не имеет ничего общего с омовением.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз» (есть разные варианты этого достоверного хадиса, и в одном из них говорится, что после сосуд нужно также почистить сосуд землей).
Шафииты и ханбалиты опираются на этот хадис, как на доказательство нечистоты слюны и пасти собаки, и, по аналогии, ее тела. Ханафиты и некоторые ханбалиты, в том числе, Ибн Таймия, считают, что хадис доказывает нечистоту слюны собаки, а не ее тела, потому что в нем говорится только о пасти/слюне собаки.
Известен еще один хадис:
«Как‑то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек подумал: эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня. После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же наверх,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда — за все живое» (Аль‑Бухари).
Ибн Умар вспоминал:
«При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение) собаки мочились (около мечети) и могли беспрепятственно заходить и выходитьиз нее, и люди не поливали водой (те места, где они мочились)» (Аль‑Бухари).
Из первого хадиса маликиты и захириты не делают вывод о нечистоте любой части тела собаки, в том числе, пасти («Аш‑Шарх ас‑Сагир»). Они понимали первый хадис как акт поклонения, то есть собаки не нечисты, но в посуду может попасть их слюна, и поэтому ее необходимо почистить. Второй и третий хадисы использовались как доказательство чистоты собак, если нет предупреждения об обратном.
По мнению маликитов, в Медине во времена табиинов (первого поколения мусульман после смерти Пророка), собаки не считались нечистыми. Они полагали, что это представление проистекает из этих хадисов, а также аята из суры «Аль‑Маида» об использовании охотничьих собак, которые приносят добычу в пасти. Это правило было принято в Медине, и имам Малик был имамом Медины, который учился у учеников знаменитых сподвижников, поэтому я полагаюсь на их мнение в этом отношении.
Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм
Отношение мусульман
В исламе собаки считаются нечистыми животными. Контакты мусульман с этими четвероногими не поощряются. Многие исламисты только из-за этого объясняют свою не любовь к этим существам. В Коране описано негативное отношение к любым проявлениям жестокости. Все животные охарактеризованы как дружественные к человеку. Псы описаны как существа, оскверняющие вещи, еду, хозяина.
Едят ли мусульмане собак?
Мусульмане собак не едят
Каждый мусульманин, воспитывавшийся в традициях своего народа и религии, должен знать, какие продукты можно употреблять в пищу, а какие являются под запретом.
Важно знать: Употребление харама – наказуемо перед высшим судом и за это обещана суровая кара. В исламе категорически запрещено есть мясо собаки.
Если животное считается нечистым, то и его мясо является таким же. Также под запретом употребление в пищу свинины — об этом говорится в Коране. Единственным исключением для поедания мяса собаки является:
Другим людям, у которых есть деньги и выбор в еде, запрещено нарушать данные запреты.
Немного истории
Во многих крупнейших мусульманских городах мира издавна собаки выполняли другие важные функции помимо охраны — они ели пищевые отходы. От Дамаска и Багдада до Каира и Стамбула городские власти поддерживали популяции этих животных как потребителей отходов, чтобы уберечь городские улицы. Мусульманские лидеры строили поливные желоба для собак, многие мечети выбрасывали для них пищу, а мясники использовали их, чтобы уничтожать крыс и других паразитов.
Все это говорит о том, что мусульмане во всем мире мирно существовали со многими собаками. Они осознавали, насколько полезными являются четвероногие, и развивали отношения с ними.
Правда ли, что мусульмане не любят собак? (2 фото)
Какое у мусульман отношение к собакам
В первую очередь, мусульманин, как и любой другой человек, может не любить собак по своим психологическим или эстетическим причинам. Ну не нравятся ему эти животные – и все тут. Вряд ли заявленный вопрос касается личных пристрастий, поэтому копнем поглубже. В некоторых радикальных кругах встречается мнение, что ислам призывает к жестокому обращение с собаками, потому что они нечистые. Мусульманские ученые это опровергают. Они подчеркивают, что ислам – это религия добра, то есть верующие должны хорошо относиться ко всем творениям господа на нашей планете. В качестве подтверждения они приводят следующие слова Посланника Всевышнего: «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья или кого-нибудь выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Создателем в Судный День». Некоторые богословы считают, что этот хадис (предание о словах и поступках пророка Мухаммада) мог отменить действие предыдущего. Дело в том, что в свое время собаки действительно представляли большую опасность для людей. Но со временем человек научился их лучше приручать, находить им полезное применение. Поэтому животные перестали нести угрозу. Для подтверждения этой позиции богословы приводят хадис, в котором говорится о том, как однажды измученный от жажды человек нашел колодец, набрал из него воды и напился. Неподалеку он встретил страдающую собаку, которая жевала влажную землю. Человек сжалился над ней, вновь спустился в колодец, зачерпнул воду в свою обувь и напоил животное. За этот поступок господь простил ему все грехи. На вопрос сподвижников о том, неужели и за животных можно получить награду, Мухаммад ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду».
Как мусульмане должны обращаться с собаками
Итак, ислам предписывает следующее: достойным образом обращаться со всеми живыми существами. Однако в отношении того, как держать собаку в домашних условиях, есть ряд ограничений. Нежелательно заводить животное просто так, ради развлечения – оно должно приносить пользу. Раньше собак держали у себя пастухи, охотники, охранники. Сегодня их заводят, к примеру, для оказания помощи незрячим или для обезвреживания минных устройств (так поступают сотрудники правоохранительных органов и спецслужб). Животное должно определенным образом помогать – как минимум охранять дом своего хозяина. При обращении с собакой стоит учитывать, что ее слюна причисляется к нечистотам. Доказательством служит следующий хадис: «Если собака поест из посуды кого-либо из вас, то помойте эту посуду 7 раз, первый из которых – землей». Если же слюна животного попадет на одежду или тело человека, то это место нужно тщательно промыть. Следующий момент – шерсть. По этому поводу мнения мусульманских ученых расходятся. Одни к собачьим нечистотам относят только слюну, мочу и помет, но не шерсть. Другие – все тело животного, так как четвероногий, умываясь своей слюной, может оставить ее на любой своей части. Что касается намаза, то его крайне нежелательно совершать в одном помещении с собакой. Мусульманин находится в одной комнате, животное – в другой. На одежде не должно быть ни грамма собачьей шерсти. Таким образом, нельзя говорить о том, что мусульмане не любят собак. У них к ним особое отношение, которое вырабатывается по религиозным соображениям.
Негативное отношение к собакам сегодня
Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.
Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки — уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.
Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.
Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.
Часть борьбы с чуждой религией
Ислам шиитского толка налагает больше запретов на собак, чем это можно видеть у суннитов. Дело в том, что на территории Ирана некогда почитали зороастризм, при котором это преданное животное почиталось очень высоко. Персы тщательно искореняли древнюю религию, а запрет на содержание собак стал неотъемлемой частью борьбы. Однако в Коране не имеется прямых указаний на то, что жить бок обок с питомцем запрещается. Кстати, в суре «Пещера» описывается собака по кличке Китмир, магическое имя которой писали на важных посланиях, чтобы они не затерялись в пути.
(32 голоса, среднее: 3.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Коран о животных в исламе
Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.
Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.
Отношение к кошкам в исламе
Кот — уважаемое животное в исламе. Их любил исламский пророк Мухаммед. Кошки считаются типичным домашними животными мусульман. Они были почитаемы с древних времен. Согласно многим хадисам Мухаммед запретил преследование и их убийство. Они восхищают своей чистотой и чрезмерной лаской. Роли кошек и собак в исламе абсолютно противоположны. Существует мнение, что мяукающие создания ритуально чисты, в отличие от собак, и поэтому им разрешено посещать дома, мечети, включая Масджид аль-Харам. Пища, отобранная кошками, считается халялью.
Собака друг человека
После известных событий, когда в Махачкале бродячие собаки загрызли девятилетнюю девочку, стали поступать сообщения: то ли городские службы, то ли добровольцы начали отстрел бродячих собак. На этом фоне начались бурные протесты всякого рода защитников животных, природы, флоры, фауны и т.д. В своей защите они так разбежались, что начали распространять слухи об экспертизе, которая установила бы, что девочка умерла не от укусов собак, а была изнасилована и убита. И только потом якобы бродячие собаки нашли и погрызли тело. Даже противно писать об этом здесь.
Конечно же, и не без этого: «В любой ситуации валите на Муфтият и мусульман».
Некоторые блогеры и представители СМИ считают причиной якобы начатого отстрела собак неадекватное отношение мусульман к собакам. Они ошибочно полагают, что мусульмане призывают к уничтожению всех собак, ибо по Исламу они считаются нечистыми, низкими, мерзкими животными, от прикосновения к которым нарушается омовение; и если мусульманин вдруг прикоснулся к собаке, то сразу бежит мыться. Но это далеко не так. Разберёмся во всём по порядку.
Мусульмане не считают собак ущербными созданиями
В Исламе собака не считается низким, ущербным существом, ибо в Священном писании мусульман – Коране – упоминается собака, и упоминается с хорошей стороны. Это собака людей пещеры, которая охраняла их, и она войдёт в Рай. Более того, в книге имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» пишется следующее:
«Если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку». Еще раз прочитайте: «зарезать барана, чтобы накормить собаку». Разве это плохое отношение?
А теперь о прикосновении к собаке
Сразу скажу, что даже влажный и тем более сухой контакт с собакой не нарушает омовение мусульманина. Однако при влажном контакте с собакой следует помыть место соприкосновения особым способом с применением мутного раствора земли.
Однако люди моют руки после прикосновения не только к собаке, но и к другим животным, ибо это одно из правил гигиены. Врачи строго предостерегают от подобного контакта с любыми домашними животными; особенно детей, и особенно от контакта с собаками и кошками. Например, мне это стало известно от главного врача Республиканского кожно-венерологического диспансера.
Как видите, здесь нет ничего непонятного.
Вот теперь об отстреле
Всевышний Аллах создал живые существа, которые разделил на людей, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д. и предписал для человека правила поведения в отношении них. Правила гласят, что если животные или другие существа представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ здоровью человека, то их можно убивать.
«Что же касается именно собак, то их подразделяют на три категории:
1. собака, которая приносит вред или представляет опасность (ʻакъур – собака, которая нападает на людей, кусает их или пугает, то есть злая собака, которая одичала или стала бешеной);
2. собака, которая приносит пользу в охоте, охране и т. п.;
Такая собака имеет полное право на существование, и убивать её однозначно запрещается.
3. собака, от которой нет ни пользы, ни вреда;
Насчёт таких собак среди учёных имеется разногласие, но имам Ар-Рамали считает достоверным мнение, что они имеют право на существование, следовательно, уничтожить их не разрешается». («Иʻанат ат-талибин»)
Что касается других животных, то в Исламе бытует такое отношение не только к собакам: «Сказали большие учёные нашего мазхаба, что когда кошка или собака имеет обыкновение поднимать крышки посуды, нападать на птиц или кусать людей, хозяин обязан привязать их и держать изолированно днём и ночью (круглосуточно). Таким же будет решение относительно верблюда, осла, лошади, если они имеют обыкновение кусаться, лягаться, наносить удары…». («Фатава Имама Ар-Рамли»)
Если собака представляет опасность жизни и здоровью человека, особенно детей, почему нельзя их изолировать и при крайней необходимости уничтожить? Ведь даже людей, представляющих угрозу для общества, изолируют. Разве человек имеет меньше прав, чем собака? Что касается других вредителей – грызунов, насекомых и даже птиц – то их ведь везде и всюду уничтожают без каких-либо возражений.
В Исламе проповедуется самое что ни на есть гуманное отношение к животным, поэтому каждому, кто хочет высказаться или написать на данную тему, следует изучить вопрос досконально, а не строить догадки на основе слухов и домыслов. Иначе говоря, «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».
Смотрите также:
Отношение к животным в Исламе
Важность благого отношения к животным!
Запрещена бесцельная охота и натравливание друг на друга животных
Как обращаться с животными?
С какой целью разрешено держать собак
Для чего же допускает держать этих животных ислам? Можно ли держать собаку мусульманам? Им разрешено существовать бок о бок с этими животными только с такой целью:
Держать в качестве домашнего животного собаку дома ислам считает харамом (запретные действия).
Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам
Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.
Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.
Можно ли трогать собаку?
По исламу мусульманам, совершившим контакт с этим животным, требуется совершать омовения 7 раз. В одежде, которая соприкасалась с животным, нельзя совершать намаз, молиться. Это постановление исходит от хадиса: «Пророк сказал: «Если собака оближет сосуд, пусть человек выбрасывает все, что в нем, и мыть его необходимо семь раз, один раз с землей»». Следует отметить, что одна из основных исламских мыслей указывает, что это не вопрос ритуальной чистоты, а просто метод здравого смысла, чтобы предотвратить распространение болезни.
Посуда с которой ела собака
Более того, посуда, из которой держат кормят собак никак не подходит для использования человеком, то есть человек не может потреблять пищу через эту посуду. Если уж очень надо это сделать, то пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал 7 раз ее промыть, да еще и с песком. В этом совете пророка (мир ему и благословение Аллаха), так называемый, ияуджаз, то есть такое чудесное предвидение пророка, действительно, в пищеварительной системе, в пищеводе собаки, в слюне собаки огромное количество болезнетворных микробов, которые вредны для человека. Они не вредны для собаки, но очень вредны для человека. Есть очень серьезные заболевания, которые могут передаться собакой, одна из самых опасных, наверное, это чума и другие, которые просто могут привести к летальному исходу.
Хадисы о собаках
Есть несколько хадисов, которые предупреждают о последствиях для владельцев животных:
Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что эти животные поймают на охоте. Также конкретно упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости в дальнейшей очистке. Естественно, добыча охотничьего животного вступает в контакт со слюной, и это не делает мясо нечистым.
Можно ли держать дома собаку?
Вопрос: Можно ли держать дома собаку?
Ответ: Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع
«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):
قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه
«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Держать собаку внутри дома
1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.
Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:
لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة
«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).
2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.
Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.
Хадисы о черных собаках
Собака в Коране
В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.
В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.
В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.
Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.
Не ненависть, а отсутствие знания
Во многих странах собаки обычно не содержатся в качестве домашних животных. Для некоторых людей их единственный контакт происходит только с бродячими животными, кучкующимися в стаи, блуждающими по улицам или сельской местности. Люди, которые не растут вокруг дружественных собак, могут иметь естественный страх. Они не знакомы с поведением собак, поэтому животное, которое бежит к ним, воспринимается как агрессивное. Многие мусульмане, которые, кажется, «ненавидят» собак, просто боятся их из-за незнания. Они могут оправдываться («Я страдаю аллергией») или подчеркивать религиозную нечистоту этих животных просто для того, чтобы избежать взаимодействия с ними.
Что недопустимо по отношению к собакам в исламе
Можно ли дотрагиваться до собаки?
Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.
Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.
Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.
Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.
Современные мусульмане
В современном мире можно встретить мусульман, живущих бок о бок с собакой. Все больше и больше людей осознают и видят пользу от содержания такого животного дома. Вот некоторые причины, почему некоторые последователи ислама держат собаку дома:
Владение домашним животным — это огромная ответственность, за которую мусульманам нужно будет ответить в Судный день. Те, кто предпочитает владеть собакой, должны осознавать все обязанности, которые возложены на них. Они должны обеспечить животных продовольствием, крышей над головой, обучением, физическими упражнениями и медицинским обслуживанием. Тем не менее большинство мусульман признает, что домашние животные не являются членами семьи, и у них не возникает желание обеспечить четвероногих должными условиями.
Немного о мусульманских писаниях
Главная книга, которую можно назвать библией для мусульман – Коран, не имеет никаких записей о том, что собаки являются грязными животными. Напротив, одна из частей писания содержит целую главу, в которой повествуется о собаке по кличке Китмир.
Кроме того, Коран не призывает к убийству или издевательству над животными и отмечает, что каждый настоящий мусульманин должен быть добр и чист намерениями, ведь в Судный день ответит за все зло, что сотворил.
Однако ислам имеет несколько толкований, в числе которого шиитский. Приверженцы этого мусульманского течения ссылаются на писание о прижизненных поступках пророка Мухаммеда.
Здесь отмечаются слова имама Муслима о том, что посуда после собаки должна быть вымыта несколько раз.
Эти слова были приняты некоторыми мусульманами, как призыв к действию. Поэтому собачья слюна и шерсть считается нечистой. Часть священнослужителей вообще считают прикосновение домашнего животного к предметам обихода плохим знамением, а прикосновение человека к собаке – страшным грехом.