Церковь и стерилизация животных
Я давно изучаю вопрос – почему люди не хотят стерилизовать животных, почему столько противников этой ветеринарной манипуляции. Моя личная статистика показывает, что второе место в списке аргументов против стерилизации занимает (цитата): «Это великие дела Божии, в них лезть нельзя». То есть, только Богу допустимо решать будет животное рожать или не будет.
За разъяснениями я отправился к протоиерею Петру Дынникову, настоятелю храма Илии Пророка, который на территории храма организовал Дом милосердия для бездомных животных. Выясним, как относится представитель духовенства, который не по слухам и разговорам знает, что такое бездомные животные и какого масштаба эта проблема, как стоит относиться к стерилизации верующим людям.
Отрывок интервью, посвященного стерилизации.
Скажите, пожалуйста, каково отношение церкви к стерилизации животных?
— Я не могу выразить отношение всей Российской Православной Церкви к стерилизации животных, но лично мое мнение – стерилизовать надо обязательно, таким образом мы принесем гораздо больше добра, чем не стерилизуя.
Проводите ли вы стерилизацию животных, находящихся в Вашем доме милосердия?
Я уже давно веду пропагандистскую работу, объясняя людям верующим, что стерилизовать животное – необходимость в нынешних условиях. На что всегда получаю ответ: «Это великие дела Божии, в эти дела лезть нельзя». Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Да, есть такая категория людей. Они слишком все идеалистично и, я бы даже сказал, иждивенчески подходят к этому вопросу – я выпущу кошку в природу, в природе кошка будет ловить мышек. Но в итоге, чаще всего, кошка окажется в подвале зимой, который замуруют – как она там будет ловить мышек? Она там просто погибнет. В городских условиях, где они питаются на помойках – это не природа. Это искажение природы и сути животных. Если бы они находились в лесу, то они были бы в природе. Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.
Я правильно Вас понимаю, что все животные у Вас стерилизованы?
— Почти все. Повторюсь, что мы не стерилизуем животных, которые попадают к нам беременными. У нас был случай, когда человек принес к нам беременную кошку. Она родила замечательных котят, которые некоторое время жили у нас вместе с матерью, затем все разошлись по семьям. Все расходы за их уходом и кормлением взял человек, который их к нам принес. Мать котят была стерилизована спустя год после родов. Сейчас у нас живут несколько животных с аналогичной ситуацией, но то что мы их будем стерилизовать – это точно. Если в наших краях появится центр стерилизации животных, то мы обязательно будем с ним сотрудничать и рассказывать о нем всем нашим прихожанам. Краем уха я слышал где-то, что под Подольском он скоро должен появиться.
Что Вы можете сказать верующим, которые выступают против стерилизации? Старинная практика показывает, что не желательный приплод животных или топят в ведре с водой или выбрасывают на улицу, а у не стерилизованного животного, живущего на улице или на свободном выгуле в деревнях он есть постоянно. И они все обречены на страдания и гибель. Стерилизуя, мы касаемся дел Божьих, а не стерилизуя, мы убиваем. Как быть?
Отношение православной церкви к стерилизации животных
Многие религии отрицательно относятся к стерилизации животных, хотя порой это является единственным разумным выходом из положения. Не каждый может позволить разводить щенков или котят, а гормональные препараты, воздействующие на половую охоту, часто вредят здоровью питомца. В православии существует несколько точек зрения касаемо стерилизации.
Как православная церковь относится к стерилизации животных
К стерилизации животных православная церковь относится неоднозначно. Несколько десятков лет назад подобные действия по отношению к питомцам считались противоестественными и греховными, т. к. якобы человек не имеет права менять законы мироздания. Однако современная церковь иначе относится к стерилизации домашних любимцев. Многие представители духовенства считают, что в этом нет ничего греховного, ведь подобное вмешательство избавляет животное от страданий. Кроме того, по мнению священников, стерилизация имеет ряд преимуществ:
Стерилизация кошек считается гуманной процедурой, снижающей численность бродячих животных
Ведь, выбрасывая животное на улицу, мы тем самым повышаем степень опасности для людей, которые по этим улицам ходят (укусы и в частности с летальным для человека исходом). Кроме того, беспризорные животные зачастую являются разносчиками всякого рода инфекций (например бешенства).
Диакон Максим
https://azbyka.ru/kak-v-cerkvi-otnosyatsya-k-sterilizacii-zhivotnyh
Таким образом, в настоящее время стерилизация животных не запрещена православной церковью и не является греховным деянием, так как направлена на благо питомца. Некоторые представители духовенства также положительно относятся к подобным вмешательствам. Это намного лучше, чем просто выбросить потомство на улицу или утопить, как многие это делают. Последнее куда греховнее, чем вмешательство в естественные процессы. Кроме того, ещё в Ветхом Завете указано на то, что животное находится во власти человека. Однако Бог также призывает к гуманному отношению ко всему, что сотворено. Стерилизация не относится к жестоким действиям, но, напротив, предохраняет от последствий.
Многие современные священники считают, что в стерилизации нет ничего греховного
Некоторые церковные служители, придерживающиеся старых традиций, приравнивают стерилизацию чуть ли не к аборту и считают, что такое действие является греховным. Однако такая точка зрения сейчас не является распространённой. Всё больше духовных лиц дают разрешение на подобную манипуляцию.
Считаю, что в стерилизации животных нет ничего греховного. Куда хуже наблюдать за тем, как питомец мучается, или потом выбрасывать котят или щенков на улицу. Думаю, что данная процедура вполне гуманна и оправдана. После подобной операции любимец становится более спокойным, нет необходимости давать ему успокоительные таблетки и прочие вредные средства. Таким образом можно сохранить здоровье животного и снизить вероятность возникновения заболеваний репродуктивной системы.
Как православие относится к стерилизации — видео
Стерилизация животных не запрещается современной православной церковью, хотя ранее можно было столкнуться с противоположной точкой зрения. Хирургическое вмешательство с благой целью не считается грехом, поэтому подобная операция проводится всё чаще. Многие люди предпочитают облегчить жизнь любимца таким способом, не прибегая к более опасным для здоровья средствам.
Отношение современной Русской Православной Церкви к стерилизации животных
В связи с этим церковным праздником мы решили рассмотреть вопрос, который, по мнению многих людей, касается Бога. Это вопрос о стерилизации животных. Мы часто слышим знаменитую фразу: «Я не имею права кастрировать/стерилизовать своё животное, так как это против природы, против Господа, это большой грех». На глаза нам попалась статья, которая раскрывает современный церковный взгляд на эту проблему, так что если вы всё еще сомневаетесь, кастрировать своего кота или нет, и боитесь, что совершаете грех, то рекомендуем вам ознакомиться с материалом.
«Церковь и стерилизация животных
Я давно изучаю вопрос – почему люди не хотят стерилизовать животных, почему столько противников этой ветеринарной манипуляции. Моя личная статистика показывает, что второе место в списке аргументов против стерилизации занимает (цитата): «Это великие дела Божии, в них лезть нельзя». То есть, только Богу допустимо решать будет животное рожать или не будет.
За разъяснениями я отправился к протоиерею Петру Дынникову, настоятелю храма Илии Пророка, который на территории храма организовал Дом милосердия для бездомных животных. Выясним, как относится представитель духовенства, который не по слухам и разговорам знает, что такое бездомные животные и какого масштаба эта проблема, как стоит относиться к стерилизации верующим людям.
Отрывок интервью, посвященного стерилизации.
— Скажите, пожалуйста, каково отношение церкви к стерилизации животных?
— Я не могу выразить отношение всей Российской Православной Церкви к стерилизации животных, но лично мое мнение – стерилизовать надо обязательно, таким образом мы принесем гораздо больше добра, чем не стерилизуя.
— Проводите ли вы стерилизацию животных, находящихся в Вашем доме милосердия?
— Я уже давно веду пропагандистскую работу, объясняя людям верующим, что стерилизовать животное – необходимость в нынешних условиях. На что всегда получаю ответ: «Это великие дела Божии, в эти дела лезть нельзя». Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Да, есть такая категория людей. Они слишком все идеалистично и, я бы даже сказал, иждивенчески подходят к этому вопросу – я выпущу кошку в природу, в природе кошка будет ловить мышек. Но в итоге, чаще всего, кошка окажется в подвале зимой, который замуруют – как она там будет ловить мышек? Она там просто погибнет. В городских условиях, где они питаются на помойках – это не природа. Это искажение природы и сути животных. Если бы они находились в лесу, то они были бы в природе. Коль уж человек их приручил, то он должен отвечать и за само животное и за его будущее потомство. Да, с точки зрения вмешательства в дела Бога, это акт не самый милосердный, но самый милосердный с точки зрения гуманности и заботы к городским животным. Если они будут размножаться когда им захочется, то они обречены на страдание и гибель.
— Я правильно Вас понимаю, что все животные у Вас стерилизованы?
— Почти все. Повторюсь, что мы не стерилизуем животных, которые попадают к нам беременными. У нас был случай, когда человек принес к нам беременную кошку. Она родила замечательных котят, которые некоторое время жили у нас вместе с матерью, затем все разошлись по семьям. Все расходы за их уходом и кормлением взял человек, который их к нам принес. Мать котят была стерилизована спустя год после родов. Сейчас у нас живут несколько животных с аналогичной ситуацией, но то что мы их будем стерилизовать – это точно. Если в наших краях появится центр стерилизации животных, то мы обязательно будем с ним сотрудничать и рассказывать о нем всем нашим прихожанам. Краем уха я слышал где-то, что под Подольском он скоро должен появиться.
— Что Вы можете сказать верующим, которые выступают против стерилизации? Старинная практика показывает, что нежелательный приплод животных или топят в ведре с водой или выбрасывают на улицу, а у нестерилизованного животного, живущего на улице или на свободном выгуле в деревнях он есть постоянно. И они все обречены на страдания и гибель. Стерилизуя, мы касаемся дел Божьих, а не стерилизуя, мы убиваем. Как быть?
Зовите кота Васькой, а не Серафимом Саровским
Как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью? Усыплять или не усыплять? Дозволительна ли христианину охота? Что делать с бездомными собаками и кошками? Как относиться к тому, что в лабораториях на животных испытывают новые препараты? На эти и другие вопросы отвечает корреспонденту «Правды.Ру» священник Алексей Плужников.
(Окончание. Читайте начало: Животные будут в раю)
— Однажды на форуме диакона Андрея Кураева разгорелся спор — как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью. Усыплять или не усыплять? Рассматривался вопрос с позиций верующего православного человека, но к единому мнению так и не пришли. Усыпить животное, чтобы избавить его от страданий — грех это или нет? Можно ли это сравнивать с эвтаназией?
— Я уже говорил выше, что Бог нам дал власть над животными, поэтому мы можем употреблять ее в разумных пределах. Усыпить смертельно больное животное не грех, а сострадание, а вот эвтаназия — совершенно иное дело: право на жизнь человека в руках Божьих, а не в его собственных, его родных или врачей.
— Когда вообще животных убивать — не грех? Можно ли убивать животных на охоте? Как поступить с бродячей собакой, если она представляет опасность для окружающих?
— Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота — это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им льва или бизона на том же месте, — то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает.
— А что делать, если животное почему-то стало невозможно содержать? Например, у маленького ребенка обнаружилась аллергия, или умерла старушка, для которой кошка была отрадой, а родственники почившей бабушки уже не могут ухаживать за ней — работают целыми днями, уезжают в длительные командировки? Далеко не всегда удается питомца кому-то отдать. Далеко не во всех городах есть питомники. Что же делать? Усыпить? Выкинуть за порог? И то и другое — очень жестоко…
— Сам страдаю от аллергии, поэтому прекрасно понимаю вопрос. Но думаю, если приложить усилия, проблему почти всегда можно благополучно решить — надо лишь захотеть, а не сдаться при первой неудаче. Например, стало появляться немало сайтов, добровольных обществ любителей животных, которые занимаются пристраиванием таких «ненужных» питомцев.
— Как верующий человек должен относиться к тому, что над животными проводят опыты, что юные медики оттачивают на них новоприобретенные знания? Тут ведь мы снова возвращаемся к вопросу — где границы той власти, что Господь дал своему любимому творению, человеку, над животным миром?
— Относиться как к вынужденной необходимости, если цель этих опытов — добрая польза для людей, а не бессмысленное издевательство. Мы часто забываем, что колбаса, которую мы едим, тоже когда-то ведь мычала или хрюкала… Граница — в целесообразности и доброй разумности.
— Как верующий человек должен относиться… на этот раз спрошу — к циркам и зоопаркам? Мы всегда рассматривали их как благо — ведь у многих детей (да и взрослых тоже) нет другой возможности приобщиться к природе, своими глазами взглянув на разнообразных экзотических животных. В цирке звери послушны дрессировщикам, выполняют забавные трюки. Но не является ли это завуалированным — а иногдаиоткрытым —издевательством над животными?
— Вопрос опять сводится к любви: где издеваются — там зло совершается, а где животных любят как родных, когда выступление на арене дарит радость, то это допустимо. Джеральд Дарелл, например, писал в своих книгах о такой проблеме: он начал собирать животных со всего мира в свой зоопарк для того, чтобы… не дать им погибнуть, ибо в «свободном» диком мире этих животных истребляют браконьеры. Поэтому зоопарк является спасением для будущего многих и многих видов зверей, птиц, которые рано или поздно навсегда исчезнут…
— Есть такое народное поверье — «голубиная молитва». Кормят голубей, чтобы они «помолились» за души усопших. Особенно если в храмах почему-то молиться нельзя за покойников — некрещеных, самоубийц. Как к этому относиться?
— Как к бессмысленному и вредному суеверию. Ни за кого птицы не «молятся», а вот о таком простом деле, как милостыня, люди почему-то забывают — вот лучший способ помочь усопших близким.
— Можно ли давать животным человеческие имена? Имена, как говорят некоторые священники, угодников Божиих даже в уменьшительном варианте мы не должны давать своим питомцам. То есть совсем неправильно называть кота привычным именем Васька. Это действительно так?
— Я не соглашусь с этими священниками: мне думается, надо проще к этому относиться. Любое имя — это условность. Мы привыкли, что есть «православные» имена, которые в святцах, а ведь если разобраться, то любое имя — это ведь в переводе просто… кличка. Ведь «Василий» — это василевс, базилевс, «царственный» по-русски. То есть на самом деле имя у человека — Царственный, Царек. Или меня можно звать не по-гречески Алексеем, а перевести на русский и звать Защитник. Ведь это будет одно и то же имя. Проблема лишь в наших привычках. В древности христиане не стыдились своих имен, а крестились даже с именами языческих богов, поэтому есть святой Вакх, святой Асклепиодот («дар Эскулапа», бога врачевания), святой Аполлон («губитель», имя греческого бога) и многие другие. И ничего: жили, не стеснялись, ибо знали, что «идол — ничто». Поэтому если кота назвать «Серафим Саровский», то это будет кощунством намеренным, а если его назвать Васькой, то ничего в этом предосудительного нет.
— Ну и в заключение хотелось бы узнать лично ваше, отец Алексий, отношение к животным. Какие звери и птицы вам наиболее симпатичны, живет ли у вас дома какая-нибудь животинка? Если бы условия позволили завести нескольких животных, вы воспользовались бы этой возможностью? Кто бы в таком случае стал вашим другом?
— Лично я с детских лет очень-очень люблю кошек. Кошки и коты всегда жили в родительском доме (недавно умер кот Бася, проживший с нами более 16 лет). Но сейчас, как я уже упомянул, у меня сильная аллергия, в том числе на кошек, поэтому дома не могу держать кота. Но зато при нашем приходе постоянно живут несколько кошек, приходят кормиться, подремать в уголке храма, порадовать меня и наших детей.
К собакам я более прохладно отношусь, то есть спокойно, но если бы жил в собственном доме, мог бы завести собаку, сенбернара, например. А вот дома у нас живет кролик, попавший к нам случайно: хозяева попросили подержать три дня его у нас, да так и бросили, не захотели забирать. Вот теперь это милое белое чудо со шмыгающим носиком живет у нас уже скоро как четыре года, чему мы рады, особенно дочка. Очень уютное существо, тихое, только порой топает задними лапами ночью. Приятно кормить его с руки, помогает расслабиться. Вот птиц и рыб я вряд ли бы стал заводить. А в глубине души — казачьих корней — живет неизбывная мечта о коне, верном скакуне, гнедом или вороном…
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Разное
Здравствуйте, Юлия!
На первую часть Вашего вопроса ответить нетрудно. У Православной Церкви нет сформулированной позиции по вопросу, допустимо ли стерилизовать животных. Ни один из церковных соборов по этой проблеме не высказывался. В официальном документе «Основы социальной концепции РПЦ» этот вопрос также не затрагивается. Поэтому Вы можете иметь дело лишь с мнениями отдельных людей, а не с позицией Церкви.
На вторую часть вашего вопроса ответить сложнее. Вы даже ее не высказали, но она читается между строк: «Этично ли стерилизовать кошку в определенных обстоятельствах, является ли это грехом или нет?»
В соответствии с первой частью моего ответа, я могу поделиться лишь моим личным мнением по этому вопросу и постараться его обосновать. Я думаю, что стерилизовать кошек допустимо, греха в этом нет.
У святых отцов есть афоризм, что из двух благ нужно выбирать большее, а из двух зол – меньшее. Конечно, стерилизация есть зло. Кошке было бы гораздо лучше жить «по велению природы», два раза в год приносить полдюжины очаровательных котят и чтобы хозяева всю эту династию кормили и ласкали. Но в реальности это невозможно. Реальность будет противоположной, горькой и жестокой. Исходя из этого, выбрать меньшее зло будет делом рассудительности и милосердия. Милосердия по отношению к самой кошке, к ее потенциальным котятам и к Вашей человеческой семье.
Если обратимся к истории совместной жизнедеятельности человека и животных, то увидим, что человек всегда, если только не обожествлял животных, считал себя вправе изменять их по своим потребностям. Человек всегда ограничивал репродуктивную функцию животных, сам решал, которая особь будет приносить потомство, а которая нет, короче говоря, решал за животных «быть или не быть». В этом принцип селекционной работы. Церковью такое отношение к животным никогда не порицалось.
Можно вспомнить выведенные людьми породы тех же кошек и собак, которым по законам экстерьера, установленным теми же людьми, купируются уши и хвосты, и это мало у кого находит осуждение.
Если мотивом вашего решения стерилизовать кошку является польза самой кошки и вашей семьи, то греха в этом нет. Скорее есть забота и деятельное милосердие. Тем более, что операция эта – не такая простая задача для хозяев, как может показаться. Нужно со всей ответственностью подойти к обязанностям, которые лягут на вас в послеоперационный период вашего питомца. Ознакомьтесь с этим подробнее, хотя бы здесь: http://zoovet74.ru/uslugi/zoovet-rekomenduet/vsya-pravda-o-sterilizacii-koshek
Святотатством называется кража святынь или других ценностей в церкви. Как попрание святыни можно было бы расценить рисунок в виде православного креста на паркете или изображение его же на предметах, предназначенных для уборки нечистот.
Как видите, это не ваш случай. Ложкой, украшенной крестом, вполне можно пользоваться, только относитесь к ней с толикой благоговения ради святого изображения. Можете даже прочесть над ложечкой молитву «на освящение всякой вещи» (она есть в молитвословах) и покропить ее святой водой. Особенно уместно будет взять за правило читать молитвы перед едой и после еды. Таким образом, вся наша жизнь будет освящаться божественной благодатью.
В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние», «счастье». «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.
О природе зла христианское богословие говорит следующее: зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо «сущностью», потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не являются самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь отсутствие добра. «Зло, — пишет святитель Василий Великий, — не живая одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее… через отпадение от добра. Поэтому не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает самого себя виновником собственного злонравия». Бог не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир — все это по природе является добрым и прекрасным. Но разумным личным существам (ангелам и людям) дана свободна воли, и они могут направить свою свободу против Бога и тем самым породить зло.
Не будучи ни сущностью, ни бытием, зло, однако, становится активным разрушительным началом, оно ипостазируется, то есть становится реальностью в лице диавола и демонов. По сравнению с Божественным бытием активность зла иллюзорная и мнимая: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы. В. Лосский отмечает, что в молитве «Отче наш» мы не просим «избави нас от зла», то есть от всякого зла вообще, но «избави нас от лукавого» — от конкретной личности, воплощающей в себе зло. Этот «лукавый», не будучи изначально злым по своей природе, является носителем того мертвящего не-бытия, той не-жизни (ср. славянское слово «нежить»), которая ведет к смерти и его самого, и того, кто становится его жертвой.
Бог является абсолютно непричастным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зломожет действовать. Более того, по неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда пользуется злом в качестве орудия. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло: так, например, Бог ожесточил сердце фараона (Исх. 4:21; 7:3; 14:4); Бог послал злого духа на Саула (1 Цар. 16:14; 19:9); Бог предал людей «нечистоте», «постыдным страстям» и «превратному уму» (Рим. 1:24-32). Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властен как над добром, так и над злом, Бог может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще большего зла.
Да, и Закхею Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему. За решимость одного человека, который сказал, что всем, кого обидел, он воздаст вчетверо и половину своего имущества раздаст нищим, пришло спасение всей его семье. Для начальника налоговой полиции города Иерихона это был совершенно невероятный, очень сильный поступок! И такое его покаяние столь же сильно отразилось на нем самом и на его близких. Поэтому — дерзайте, работай над собой. Но помните: вы можете быть лишь катализатором обращения вашего отца к вере, но управлять процессом и направлять его — совсем не ваше дело. Живите с матерью по-христиански, отец увидит, как вы живете, чем дышите, и сам сделает выводы. Божией вам помощи.
Здравствуйте. Подобно борьбе с другими греховными пристрастиями, необходимо начать борьбу с блудной страстью с осознания того факта, что человек не способен сам преодолеть себя и может сделать это только при помощи Божией. Во-первых необходима молитва. Особенно рекомендуют молиться Божией Матери, которая является Царицей целомудрия. Если в уме возник блудный помысл, то нужно немедленно обратиться к Божией Матери за помощью, защитой и освобождением. Если просьба будет от всего сердца, то Божия Матерь немедленно придет на помощь. Таким способом помысл пресечется в корне, именно так, как этому учат святые отцы, то есть он будет отсечен до того, как мы начнем разглядывать его. Можно призывать на помощь святых угодников Божьих, которые боролись с этой страстью, таких как преподобная Мария Египетская, мученица Фомаида Александрийская. К этим святым женам мы можем прибегать с молитвами, просить их о помощи. В особо трудных ситуациях при блудной мысленной брани помогает осенение себя крестным знамением и творение земных поклонов до тех пор, пока брань не утихнет. Обычно это не продолжается долго, поскольку бес похоти не может выносить крестного знамения и земных поклонов, и когда он видит, что его искушения вызывают такое противодействие, то он бежит.
При всем этом необходимо возвести контрольный барьер против средств массовой информации (особенно против телевидения, кино, музыки), которые понижает нашу сопротивляемость всем видам искушений, в том числе и искушениям блудного характера. Необходимо ограничить себя в еде и особенно в употреблении алкоголя, который снижает сопротивляемость человека нечистым помыслам. Можно ограничивать себя во сне, чтобы к вечеру быть действительно уставшим. Если бросить сну вызов, то это может очень сильно помочь. Особенно нужно быть внимательным при встречи с противоположным полом с девушками (юношами) и если вы чувствуете что во время общения чувства далеко нецеломудренные, то лучше прекратить разговор и удалится от источника искушения.
Все, что в наших силах, мы обязаны делать. Но необходимо понимать, что ни молитва, ни коленопреклонение, ни даже пост, ни вкушение святой воды могут не угасить эту страсть.
Что касается молитвы, то в Священном Писании мы находим заповедь молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:2). Молитвы за нашу страну и за ее власти возносятся в Церкви за каждым богослужением, необходимо эти молитвы читать и дома.
Но нужно понимать, что мы не можем за всю Россию ПОКАЯТЬСЯ. Каяться мы можем только в тех грехах, которые совершили сами.
Вот что сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл:
«Обращение к каждому человеку с призывом к покаянию есть наиважнейшая миссия Церкви, от которой она никогда не отступит. Но призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ».
И еще о том же отец Даниил Сысоев:
«Всякая попытка покаяться в чужих грехах всегда пресекалась священниками, и не случайно. На самом деле за высокими словами о «Соборном покаянии» скрывается банальнейший грех осуждения. Ведь как легко «покаяться» в преступлении своих дедов, не щадя их (ведь кающийся не жалеет себя), не прощая им ничего и при этом чувствуя свое искреннее благочестие! Какое лицемерие и фарисейство! А ведь мы знаем слова апостола: кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает (Рим. 14, 4).»
В данном случае не может идти речь о ростовщичестве, так как Ваши деньги банк использует в коммерческих целях для получения прибыли, часть которой в виде процентов отдает Вам. В известном смысле, Вы становитесь компаньоном банка на заранее оговоренных (договорных, а не продиктованных Вами в ущерб банку) условиях. Так что само по себе хранение сбережений на депозитных счетах не является нравственной проблемой.
Время открытия и закрытия храма, а также монастырской церковной лавки, зависит от времени начала и окончания ежедневного богослужения.
Храм открывается за полчаса до начала утренней службы (смотрите расписание богослужений на нашем сайте). Примерно в это же время открывается и церковная лавка (но не ранее 7:30).
Закрывается церковная лавка в будний день в 19:30. Если же вечером совершается праздничное богослужение, например, всенощное бдение, то – позднее: в 20:00 или 20:30.
После окончания всех вечерних служб, в храме проводится уборка, после чего и он закрывается. Вообще, как правило, к 21:00 вся монастырская территория бывает закрыта.
Уважаема Светлана, пользуясь этим расписанием, выберите время, когда Вам удобнее прийти в церковь на молитву.
А почему нет? Женщинам не позволяется жить в мужском монастыре, а посещать службы в монастырском храме можно всем: и мужчинам, и женщинам, взрослым и детям.
Уважаемая Алена, люди очень часто думают о бесах, а следует думать о Боге и о его заповедях. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и Господь защитит его от бесов.
Беснование – явление редкое, попускаемое Богом чаще всего тем христианам, которые, зная заповеди, произвольно и охотно стремятся к нечистоте духовной (гордыня) и телесной (блуд). Различие беснование и психической патологии ярче всего проявляется в отношении к святыне: психически больной относится к ней, как и здоровые люди, безболезненно, а бесноватый испытывает невыразимые мучения в храме, перед крестом или другой святыней. При этом он не владеет собственным телом, с которым могут происходить странные и ужасные вещи. «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», называемое в простонародье «отчиткой», может совершаться только по благословению управляющего епархией архиерея в том храме и тем священником, где и кому он благословит.
Понять простым людям поступки святых людей не всегда возможно. В лице преподобного Алексия мы видим особое, не всем доступное водительство Божие в жизни человека, для достижения конечной цели – святости. Он отказался от семьи, достатка, привычного образа жизни – всего того, что неудержимо влечет к себе большинство людей. Но цену его подвига люди узнали лишь при его кончине. Как он сам осознавал свой путь, какие испытывал сомнения и борения, осталось тайной, нам лишь известно, что делал он это по любви и ради Господа, что и засвидетельствовано его житием. Современному человеку, чаще всего воспитанному вне христианского благочестия, в духовно не благополучной атмосфере жизни приходиться начинать с приведения в порядок своих семейных отношений в духе христовых заповедей, в чем и выражается первичная воля Божия о человеке, особое ему благословение и духовный труд. Это доступно всем. А уж потом, если к этому будет особое призвание, то человек выводиться и на особые, отличные от общепринятого, пути угождения Богу.
Честно говоря, не верится, чтобы в России православному монастырю такой вопрос мог быть задан серьезно. Но раз он задан, ответим по существу. Христианство (православие) не принимает существование кармы как таковой. Это чуждое для нас понятие принадлежит индуизму и близким ему религиям и философии. А означает оно вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Итак, по определению, карму вообще нельзя «почистить», как нельзя почистить закон всемирного тяготения или любой из законов Ньютона. Согласно доктрине индуизма, никакой – ни православный, ни индуистский – монах не может повлиять на Вашу «карму», только сами Вы детерминируете ее, совершая праведные или неправедные поступки. Это – во-первых.
А во-вторых, никакая серьезная религия – ни христианство, ни индуизм – не оказывает религиозных «услуг». Религия лишь призывает Вас пойти по указываемому ею пути, обещая привести Вас к Богу (христианство) или к мокше (освобождению, индуизм). Выбирать остается Вам, но выбирать образ, содержание и цель своей жизни, а не какие-то услуги.
«Религиозные» услуги оказывают только шарлатаны, обращаться к которым, жалея Вас, я не советую.