Агрессивные бездомные животные: куда обращаться в Москве и Подмосковье
Новый закон
За любых бездомных животных отвечает государство. Как напоминает старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Университета «Синергия» Наталия Пшеничникова, с 1 января 2020 года вступили в силу основные положения нового федерального закона об ответственном обращении с животными (N 498-ФЗ от 27.12.2018). Законом предусмотрены меры по защите животных от жестокого обращения, а также по обеспечению безопасности граждан при взаимодействии с ними.
В законе также прописано, что такое «деятельность по обращению с животными без владельцев». Она включает в себя отлов таких животных, их содержание (лечение, вакцинацию, стерилизацию) и возврат на прежние места их обитания, уточняет ведущий юрист «Европейской юридической службы» Юрий Аванесов.
Куда сообщать о бездомных животных
По словам Аванесова, согласно статье 8 закона «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ред. от 20.11.2019), мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на его территории, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В Московской области, согласно закону от 28.12.2016 N 201/2016-ОЗ, полномочиями по организации мероприятий по обращению с бездомными животными наделяются органы местного самоуправления.
Таким образом, по поводу бродячих собак и кошек, будь они агрессивные или нет, в Москве можно обращаться в префектуру округа, на территории которого обнаружены животные, а в Подмосковье – в администрацию муниципалитета.
Москвичи также могут сообщить о бездомных животных в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Направить обращение можно через электронную приемную на портале мэрии.
Жители Подмосковья могут сообщать о бездомных и агрессивных животных через портал «Добродел» (категории «Ветеринария» – «Отлов безнадзорных собак и кошек»), обращения направляются в местную администрацию, а затем подрядная организация, с которой у нее заключен договор, должна выполнить работы по отлову.
Что происходит после отлова
По словам Наталии Пшеничниковой, отловленные животные перевозятся в карантинный пункт содержания, где они проходят медицинское обследование на выявление заболеваний с дальнейшим оказанием профессиональной ветеринарной помощи, которая включает в себя лечение, стерилизацию и вакцинирование. В Москве и Подмосковье собак также чипируют, добавил Юрий Аванесов.
Агрессивные животные, которых невозможно пристроить в добрые руки, перевозятся в адаптационный центр, где с ними постоянно работают кинологи-волонтеры.
Неагрессивные животные, в зависимости от обстоятельств, после проведения всех ветеринарных процедур, могут быть: пристроены в добрые руки; переданы организациям, владеющим большими территориями для охраны объектов (в результате собаки обретают дом и питание); переданы в муниципальный либо частный приют или возвращены в естественную среду обитания.
По словам Аванесова, сведения (фотография, краткое описание, дата, место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом поступившем животном без владельца или животном, от которого хозяин отказался, размещаются в Интернете сотрудниками приюта не позднее, чем в течение трех дней со дня его поступления.
Стерилизованные животные без владельцев, уже имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат (статья 18 ФЗ «Об ответственном обращении с животными»). Однако это не касается агрессивных особей.
Что делать, если животное агрессивно
По закону бездомные животные, проявляющие агрессию, после отлова должны содержаться в специализированных адаптационных центрах или приютах пожизненно, их не выпускают в естественную среду обитания, говорит Наталия Пшеничникова.
Если уже стерилизованное и вакцинированное животное было возвращено на свое прежнее место обитания и проявляет агрессию, то нужно сообщить об этом в соответствующие государственные органы: в Москве – в Департамент природопользования и охраны окружающей среды через портал mos.ru, а в Подмосковье – на портал «Добродел» или напрямую в префектуру или в администрацию населенного пункта. При обращении следует подробно описать ситуацию и место обнаружения животного.
Если ответственные органы ничего не предпринимают, Юрий Аванесов рекомендует отправлять соответственную жалобу на бездействие должностных лиц в прокуратуру.
Могут ли усыпить животное
Даже агрессивную бездомную собаку усыпить нельзя, это запрещено законом.
Усыпить могут нежизнеспособное животное, чтобы прекратить его физические страдания, при условии, что неизлечимое тяжелое заболевание или несовместимая с жизнью травма достоверно установлена ветеринаром. Эвтаназия проводится максимально гуманными методами.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Бездомные животные
Бродячие собаки часто бывают агрессивны и могут укусить, поэтому жителям близлежащих районов требуется помощь. В каждом городе существуют приюты и службы отлова бездомных животных, но что делать если никаких мер не предпринимается? Как избавиться от агрессивных собак во дворе и куда можно сдать бродячее животное? Чтобы получить ответ, всего лишь необходимо подать жалобу на нашем портале. Пожаловаться довольно легко: вы регистрируетесь на нашем сайте, создаете проблему, излагаете претензии, заполняете все поля. После того, как вы все это проделаете, получается готовое сгенерированное заявление. Далее, данное обращение автоматически подается в муниципалитет или любую другую организацию, занимающуюся данным вопросом.
Отлов агрессивных бездомных собак и других бродячих животных сделает город более безопасным для вас и ваших детей.
Здравствуйте! Регулярно наблюдаю множество стай бродячих собак, по адресу: Улица перерва, дом 4. Данные собаки регулярно нападают на прохожих, и держат в страхе почти всю улицу. Куда смотрят надзорные службы? Разве нельзя отловить всех собак?!
Прошу устранить замечание в максимально сжатые сроки.
Через аккаунт на «Сердитом гражданине»
Присоединиться к проекту
Воспользуйтесь регистрацией, если вас нет ни в одной из 5 социальных сетей.
«Сердитый гражданин» закрывается.
В то время электронная коммуникация граждан и власти только начинала развиваться, удобные и понятные онлайн-инструменты для решения типовых социальных проблем просто отсутствовали, и мы понимали, что наш проект может принести людям ощутимую пользу.
На протяжении шести лет мы вместе с вами стояли на страже справедливости и за эти годы решили более 170 тысяч различных проблем, в том числе:
и многое-многое другое.
Сегодня ситуация уже совсем другая – появилось много хороших государственных порталов, таких как московский «Наш город» или «Добродел» Московской области – решать проблемы через такие проекты для конечного человека действительно проще, и не только потому, что на их развитие и поддержку выделяются большие деньги. Такого рода проекты глубоко интегрированы во внутренние процессы регионов или городов: сроки решения небольшие, к рассмотрению принимаются вопросы, которые власть действительно в состоянии решить, а за отсутствие результата по каждой принятой проблеме чиновников наказывают.
Также мы продолжим развивать наш продукт для коммерческих компаний – «Довольный клиент».
Но в «Сердитом гражданине, в том виде, в котором он существует сегодня, к сожалению, больше нет смысла. Каждый день жалобы, отправленные с нашего независимого портала, встречаются с новыми и новыми препятствиями, например, по ряду обращений для проведения проверки требуется авторизация через портал госуслуг, подключить которую мы, как некоммерческая организация, не можем по закону. Официальные порталы государственных органов таких недостатков, разумеется, лишены, поэтому мы предлагаем нашим пользователям в дальнейшем обращаться именно туда.
Мы очень сожалеем, что нам не удалось превратить «Сердитого гражданина» в единую общероссийскую точку входа для решения социальных проблем, интегрированную со всеми ответственными государственными органами. Мы верим в то, что рано или поздно это задача будет решена, ведь при колоссальном прогрессе в развитии государственных порталов сохраняется их разрозненность и отсутствие объединения в «одно окно».
Мы невероятно благодарны каждому из 400 тысяч пользователей, зарегистрировавшихся у нас, и сожалеем о каждой нерешенной проблеме.
С этого момента на “Сердитом гражданине” будет закрыта возможность оставить жалобу, но мы будем поддерживать портал, пока не поступят ответы по ранее направленным обращениям.
Но мы не прощаемся с вами, мы говорим до новых встреч, ведь на смену старым форматам приходят новые решения, и скоро мы будем готовы вам их представить.