О чём и кем было сказано : «эта штука посильнее чем «Фауст» Гёте»?
Если Вы читали сказку М. Горького «Девушка и смерть», написанную им в 1872 году, то вполне можете понять реакцию на это произведение «вождя всех народов» Иосифа Виссарионовича Сталина, который в 1931 году во время встречи с писателем попросил того прочитать что-нибудь из своих произведений и сам же порекомендовал эту сказку. После чтения Сталин взял у Горького книгу с этим произведением и написал:
Интерес вождя народов к «Фаусту» обусловлен тем, что там содержится ответ на вопрос, какой человек интересен Господу: ему интересен спорящий с Ним дух, с которым Он находится в непрерывном диалоге. И то, что этот дух на своем пути может иногда нарушать мораль, для Него естественная вещь.
Для Сталина мораль тоже не составляла никакого ограничителя. Примечательно, что незадолго до этого автографа он похоронил жену. И так же, как молилась за Фауста погубленная им Гретхен, видимо, по мысли ИВС, должна была молиться на небесах другая женщина за другого сверхчеловека.
В начале трагедии «Фауст» мы становимся очевидцами спора между Богом и Мефистофелем. Бог утверждает, что на земле правит добро и все люди послушны воле Господа. А Мефистофель пытается убедить Бога в обратном.
И не видя другого способа переубедить упрямца, Бог предлагает Мефистофелю заключить пари, где победившему достанется душа непорочного и благочестивого Фауста. И теперь весь вопрос состоит в том, поддастся ли Фауст искушениям Мефистофеля или нет.
Весь упомянутый спор происходит в части книги под названием Пролог на небесах.
Угу, прожил. Сначала измучил себя изучением наук, но понял, что все знать нельзя и хотел покончить с собой. Спасли. Потом вместе с Мефистофелем взялся изучать живую жизнь, жизнь не духа, но тела.
Персонаж, именующийся «Проктофантасмист», присутствует в трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», вот какой перевод даёт данной специальности Борис Пастернак (читаем тут):
Судя по всему, тут имеется в виду человек, обладающий весьма развитой интуицией, способный тонко чувствовать и предсказывать любые грядущие события, как метко подметил автор лучшего ответа.
Дам четкий ответ по каждому из тестовых вопросов:
1.Зритель, по мнению директора театра:
а) Грубый, бестолковый и не имеющий собственного мнения
2.Начало действия первой части происходит:
3.Пари заключенное между духом Мефистофелем и Господом?
а) Что Фауст не сможет спасти от него свою душу
4.В кого превратился Мефистофель, чтобы попасть в дом Фауста?
б) Профессор и врач
6.Фауст, изучив многие науки считает себя:
7.Человек дорос до того, … по мнению Вагнера:
а) Чтобы знать ответ на все свои загадки
8.Кем/ чем спасен Фауст от самоубийства?
9.Мефистофель предложил Фаусту:
б) Развлечься и изведать, что означает полнота жизни
10.Чтобы стать рабом Мефистофеля Фауст должен просить:
в) Чтобы мгновение остановилось
12.Признает девушка в Мефистофеле посланца зла?
13.Брата Маргариты — Валентина убивает:
14.После бегства Фауста Маргарита:
Б) Родила и утопила свою дочь
15.Изо рта красотки на бале сатаны выпрыгивает:
16.С Маргаритой в тюрьме происходит то, что:
Б) Она лишилась рассудка
17.Девушка спасает свою душу от дьявола?
а) Да, так как она не приняла его услуги и раскаялась
18.Мефистофель предложил людям в государстве, где царит разлад по причине оскудения казны:
19.Фауст приводит на бал императора из мира языческих богов, от которого ему дал ключ Мефистофель:
20.Вагнер в отсутствии учителя:
а) занят созданием искусственного человека в колбе
б) От двойственности собственной природы
22.Фаусту удалось разыскать прекрасную Елену и соединиться с ней?
23.Чей сын Эвфорион?
24.После расставания с Еленой Фауст хочет построить:
25.Фауст просит сделать Мефистофеля с упрямыми бедняками:
Б) Уговорить их меняться
26.Мефистофель выиграл пари?
27.Где Фауст в первом действии трагедии?
Г) В своей комнате-кабинете
28.На каком празднике Фауст и Вагнер встречают народ за городом?
29.Облик, в котором Мефистофель первый раз является к Фаусту:
Д) В виде черного пса
30.Фауст первый раз видит Гретхен:
б) На улице после ее выхода из церкви
31.Что делает Валентин, когда узнает о позоре сестры?
а) Вызвал Фауста на поединок
Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля
История создания
Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю. Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, лорда Байрона, Михаила Лермонтова и других. Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».
Иоганн Гете
Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение Шекспира «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.
В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». Иоганн Вольфганг Гете создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод Фауста – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.
Перо Гете в музее Пушкина
Позже к образу Мефистофеля обратился Пушкин. С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».
Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:
«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».
Сочинения
Произведение немецкий писатель Гете создавал 6 десятилетий. Характеристика Фауста показывает человека, живущего для людей, ищущего и не находящего смысл жизни. Готового ради истины продать душу дьяволу.
Образ Фауста
Доктор Фауст является по образу человеком ищущим. В трагедии Гете повествуется о том, что главный герой изучил множество наук, но понимает, что знает о Вселенной слишком мало. Помимо врачевания он изучает магию, пытаясь познать истину. Господь говорит о душе Фауста: «чистая душа в своём исканье смутном Сознанья истины полна!»
Мефистофель наоборот отзывается о Фаусте как о сумасшедшем, который служит Господу, но: «…он служит по-иному», — не как другие верующие.
Описывая его образ, демон тьмы указывает на особенности Фауста: «…Как сумасшедший, он рассудком слаб…».
Не постигнув истины, Фауст вечно погружен в «грызущую печаль».
Заключив договор с демоном тьмы — Мефистофелем он надеется получить нужные знания.
Характеристика Фауста
Господь спорит с Мефистофелем, считающим Фауста пропащим человеком. Говорит, что отдаст дьяволу душу Фауста, если он сможет ее заполучить.
Получив от демона тьмы обещание, что он будет исполнять любые его капризы, расчетливый по своей характеристике Фауст заключает с ним сделку. Гете пишет, что доктор подписывает кровью документ, по которому отдает дьяволу свою бессмертную душу.
Испив волшебного напитка на кухне у ведьмы, Фауст вернул себе молодость и чувства как у молодого человека. Доктор снова возжелал любви невинной девушки Маргариты. Мефистофель хочет выменять любовь девушки на шкатулку драгоценностей, но ее мать, заподозрив неладное, возвращает щедрые подарки дарителю. Лишь вторая попытка помогает Фаусту завладеть сердцем и телом девушки.
Из-за любовной связи, случившейся по велению Мефистофеля, погибает мать девушки. Фауст убивает на дуэли брата возлюбленной. Маргарита топит ребенка, рожденного от Фауста. Девушка сходит с ума и погибает. Но ее заблудшую душу спасает Господь.
Вторая часть трагедии напоминает греческие мифы. Фауст влюбляется в прекрасную Елену. У них рождается сын, но и он гибнет. Фауст постоянен в своей характеристике героя в вечном поиске, он продолжает свои изыскания. Хочет покорить природу, построить плотину для людей.
Мефистофель, под видом строительства плотины, приказывает своим слугам рыть могилу Фаусту.
Фауст понимает, что истинный смысл его жизни состоит в служении людям. Демон после смерти Фауста хочет забрать положенную ему по контракту душу искателя, но ангелы уносят ее на небеса. Господь выиграл спор, ведь Фауст хоть и часто ошибался, но старался жить не для себя, а для людей. Искал способы помогать людям, делать их жизнь лучше.
Сочинение по образу Фауста поможет написать цитатная характеристика героя.
Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles
,
Mephostophilis
,
Mephistopheies
,
Mephistophilus
,
Mephistos
. Имя
Мефистофель,
возможно, древнеевр. происхождения — от
мефиц
— разрушитель и
тофель
— лжец[3]. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана» или «дьявол». Согласно другой версии, имя происходит от греческих μή (
mḗ
, отрицание), φῶς (
phō̃s
, свет) и φιλις («philis», любящий), т.е. не любящий свет [4].
В изобразительном искусстве
Зловещий Мефистофель пролетает над Виттенбергом в литографии Эжена Делакруа.
Образ Мефистофеля присутствует в творчестве таких художников, как Эжен Делакруа, Михаил Врубель и др.
Скульптуры
Барельеф демона Мефистофеля был изображён на фасаде исторического дома Лишневского на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге. Днём 27 августа 2015 года был сбит с помощью кувалды неизвестным вандалом. Ответственность за акцию с уничтожением барельефа Мефистофеля взяла на себя организация «Казаки Петербурга»[5].
Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»
Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»
Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» довольно чётко охарактеризован. Приведём для примера хотя бы эти строки:
Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла. Я дух, всегда привыкший отрицать.
Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:
Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
Мефистофель может управлять огнём:
Не завладей я областью огня, Местечка не нашлось бы для меня.
Сам Фауст выразился о своём госте так:
Так вот он в чем, твой труд почтенный! Не сладив в целом со вселенной, Ты ей вредишь по мелочам?
Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:
Цивилизация велит идти вперёд; Теперь прогресс с собой и чёрта двинул. Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.
Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:
Посмотрим. Вот моя рука, И скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, Когда он, ползая в помете, Жрать будет прах от башмака.
Мефистофель выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение «вселенной во весь объём», и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине. Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:
Божок вселенной, человек таков, Каким и был он испокон веков. Он лучше б жил чуть-чуть, не озари Его ты божьей искрой изнутри. Он эту искру разумом зовет И с этой искрой скот скотом живет.
У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять весёлые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями тёмного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не всё же мне подвластно!». То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.
Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гёте вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене «Императорский дворец» Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону «принадлежат кесарю». Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооружёнными сборщиками податей. Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближённых бумажными деньгами. А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.
Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.
Возможно помимо образа Мефистофеля вас заинтересуют другие сочинения по этой теме:
По произведению: «Фауст»
По писателю: Гете Иоганн Вольфганг
Внешность
Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля
Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка»
Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнителей ролей Мефистофеля, в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».
В лице Сэмюэла Спейда было что-то мефистофелевское: длинный костлявый заостренный подбородок, постоянно поднятые уголки губ, глубокий треугольный вырез ноздрей, брови вразлет над двумя складками, из которых торчал крючковатый нос, да клинышек коротких светло-русых волос между большими залысинами. Обычными, а не раскосыми, как следовало ожидать, были только его карие глаза. (Дэшил Хаммет. «Мальтийский сокол»)
Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».
Карнавальный костюм Мефистофеля — алое трико, плащ и остроухая шапочка.
Какие самые весёлые и острые фразы Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»?
Сейчас как начну цитировать. Главное остановиться, чтобы Вам всю книгу не переписать XD
Например, эта цитата очень напоминает мне наших людей с их амбициями:
О системе законодательсва:
Необычное продолжение всем известного изречения:
А на этом моменте я и посмеялась. Потом правда грустновато стало, правда ведь 🙁
О людском невежестве:
Думаю, пора уже остановиться. Но можно было бы еще целый блок цитаток добавить, персонаж очень уж интересный. 🙂
Покровителем доктора Фауста в трагедии является демон Мефистофель. Но он представлен не просто отрицательным персонажем, который искушает людей и вводит их в заблуждение, а неким сопроводителем по пути к мудрости, истинным знаниям. Фауст продает свою душу нечистой силе за стремление познать и постичь красоту и истинность мира, выйти за пределы разума, узнать невозможное, увидеть незримое, услышать неслышимое. И в конце жизни Фауст все же произнесет фразу: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно.»
На мой взгляд и прочтение, в истории Фауста есть для меня одна поучительная идея, которая заключается в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя заключать никаких сделок с темной стороной силы. Как бы ни был привлекателен сыр, мышеловка всё равно захлопнется и человек окажется в невыгодном для себя положении.
Зло очень хорошо рядится под маску добра и человек должен быть очень осторожен и прозорлив, чтобы распознать любую личину, которая стремится его искусить. Однако, осторожности и прозорливости нужно учиться. И учиться необходимо не у разума, а у Сердца. Сердце не обманет. А ум сам лукав и еще прельщается лукавством со стороны. А, как известно, если слепой ведёт слепых, то все свалятся в канаву.
Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей,их неспособность устоять перед соблазном.Становясь спутником Фауста,он пытается всячески обмануть его,повести «путем привратным за собою»,вселить сомнения в его душу.Стараясь сбить героя с его пути,отвлечь от всяких стремлений,он опьяняет его зельем и устраивает встречи с Маргаритой,надеясь на то,что, поддавшись страсти,Фауст забудет о своем долге перед истиной.Задача Мефистофеля-соблазнить героя,заставить его окунуться в море неизменных удовольствий,оставить свои идеалы.Если бы ему это удалось,он одержал бы победу в главном споре-о величии и ничтожности человека.Уведя Фауста в мир низких страстей,он доказал бы,что люди немногим отличаются от животных.Однако,здесь он терпит неудачу-«Дух человеческий и гордые стремления»оказываются выше любых наслаждений.Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл,отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета,в познании героем мира и достижении великой истины.Наряду с Фустом он является движущим началом трагедии.
Всё-таки в русском языке (в синодальном переводе Библии) переводчики сошлись на «СЛОВО», а не мысль или ещё что-нибудь. Я считаю, что само по себе слово включает в себя множество подсмыслов (типа, звуковая оболочка, лексема, семема, морфема и т.д.), среди которых есть и создающий компонент слова. Вот его всегда и подчеркивают богословы. Иными словами, «СЛОВО» способно мотивировать человека на некие поступки.
Поэтому, мне кажется, что Гёте показывает переводчика Фауста, который пытается воссоединить противоположности (антиномии) в этом понятии из Библии, выделяя среди них только ДЕЛО.
В трагедии Гёте «Фауст» остро стоит проблема вечного поиска. Поиска ответов на вечные вопросы. Познание природы. Внутренняя борьба в душе человека, борьба веры и сомнения, порыва и рассудочности. И главное – борьба за душу Фауста тёмных и светлых сил (поединок добра и зла), Бога и чёрта. Кто победит? Кому достанется душа Фауста?
В прологе Мефистофель выражает уверенность, что Фауст будет его, и Господь отвечает:
Ключевые слова здесь – «если можешь». Господь словно провоцирует Мефистофеля, будучи уверен в Фаусте и победе добра над злом.
Фауст постиг многие науки.
– огорчается Фауст. От отчаяния он обращается к магии, волшебным заклинанием вызывает Духа Земли, но тайна его остаётся для него недоступной. Фаусту противопоставлен Вагнер. Толпа народа на пасхальном празднике вызывает у Вагнера отвращение.
Фауст мечтает просветить свой народ и перевести на родной язык Евангелие, но спотыкается на первой же строчке: «Вначале было слово».
Он не может так высоко ценить слово и пишет:»Деяние – начало бытия».
Мефистофель и Фауст заключают сделку: Мефистофель обещает учёному при жизни исполнять любую его блажь, но при условии, что тот ответит ему тем же в загробной жизни. Фауст же уверен:
«Ускользающие блага» земной жизни также не прельщают Фауста. Он в вечном поиске, всё время растёт. Порешили на том, что, как только Фауст вскрикнет: «Мгновение, повремени!» – он станет добычей чёрта.
Во второй части Фауст оказывается втянут в сферу государственных интересов.
В III акте читатели вместе с Фаустом оказываются в Древней Греции, в Спарте. В действии принимает участие Елена Прекрасная, которая становится женой Фауста. И этот брак символичен, он воплощает мечту о возрождении высоких древнегреческих идеалов. Но сын их гибнет, и сама Елена исчезает, как призрак. Мечта рушится. Таким образом становится ясно, что за золотой век (который на самом деле не в прошлом, а ещё впереди) надо бороться, приближая его действиями, а не мечтами.
В конце жизни Фауст мечтает
– чтобы построить там город для своего свободного народа.
– восклицает состарившийся, ослепший, но внутренне прозревший Фауст.
Мефистофелю не удаётся завладеть душой Фауста. Скорее, даже наоборот, своими стараниями вселить в Фауста сомнения, своей язвительностью, циничным отношением к жизни Мефистофель заставляет Фауста бороться, спорить и отстаивать свои взгляды, тем самым побуждая его к действию и движению вперёд.
Фауст является одним из «вечных образов» в мировой литературе.